luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Супермаркет приложений: как онлайн-сервисы превратились в «набор всего» и чего ждать дальше?



«Мультисервисность» стала главной концепцией для поисковиков, рекомендательных сервисов и электронной коммерции. Выиграют от этого «метаигроки» или будущее за нишевыми проектами?

Между публикацией романа Жюля Верна «Из пушки на Луну» и полетом Нила Армстронга прошло 96 лет. Между публикацией книги Джона Хейгла, Джона Силли Брауна и Лэнга Дэвиса «Сила импульса» («The power of Pull») и практически повсеместной реализации описанной в ней модели торговых взаимоотношений – менее 10 лет. Сравнение хорошо иллюстрирует возросшую скорость прогресса — производную от скорости распространения технологий. В вышедшей в 2010 году книге авторы предрекали глобальную схему стратегии продаж: эра товаров сменится эрой сервисов. Вместо того чтобы предлагать те или иные товарно-материальные ценности, компании будут все в большей степени обеспечивать потенциальным клиентам доступ к продуктам и услугам в том месте, в то время и тем способом, который клиентов наиболее устраивает. Получить что-то «здесь и сейчас» с минимумом усилий станет главной задачей любого потребителя, а значит, основной возможностью, предлагаемой любым продавцом. «Сила импульса» писалась, когда не только в России, но и по всему миру мобильным интернетом пользовалось по сегодняшним меркам ничтожно малое число людей — чуть больше 10% от общего числа пользователей сети. Сегодня в России это число выросло до 46,6%. Тем интереснее проследить судьбу сервисов, которые появились еще на заре мобильного интернета. Как они монетизируются? Насколько востребованы? Не наступают ли они себе на хвост?

Новые технологии всегда подходят к потребителям из сферы развлечений. Поэтому сначала мы осваиваем условное онлайн-казино, а потом уж и условную телемедицину. Поэтому рекомендательные сервисы в смартфоне – хорошо знакомый каждому из нас тип продукта. Для примера возьмем, скажем, один из старейших подобных сервисов – приложение OpenTable, выпущенное на рынок 19 лет назад. Сегодня, пользуясь им, можно заказать столик в любом из 37 000 ресторанов по всему миру. В месяц им пользуется около 20 млн человек. Компания много лет демонстрирует устойчивый рост выручки и прибыли и уверенно поглощает смежные сервисы – Toptable в Великобритании и глобальный Foodspotting.



Toptable, приобретенный за $55 млн, охватывал 5000 ресторанов в Лондоне, Дубае, Нью-Йорке и других городах, он дает возможность забронировать столик онлайн, осмотреть интерьер заведения удаленно и изучить меню онлайн. Симптоматично, что Foodspotting (приобретенный за $10 млн) был социальной сетью с возможностью сфотографировать еду, рестораны и кафе и обсуждать их. Обе сделки демонстрируют тенденцию к универсализации бизнеса, стремление удовлетворить максимальное число запросов пользователя в одной точке. Priceline Group, владеющая Booking.com, за $550 млн приобрела сервисы покупки авиабилетов Momondo и Cheapflights и в официальном релизе объяснила эту сделку: взят курс на пополнение портфеля метапоисковиков. В России в далеком 2007 году «Яндекс» за $1,5 млн купил деловую социальную сеть «Мой круг», а сравнительно недавно – сервис «Кинопоиск» за $80 млн и израильский стартап KitLocate за $10 млн. Последняя покупка, хоть и не является клиентским сервисом, очень важна для оценки тенденции рынка: она помогает лучше таргетировать и персонализировать мобильный поиск и направлена на улучшение продуктов самого «Яндекса». Это значит, что российский рынок рекомендательных сервисов понимает: нет никакого среднестатистического потребителя, нет условного «клиента», «клиент» может быть только конкретный. И необходимо изобретать и внедрять услуги, которые могут предложить конкретному Пете только то, что нужно конкретному Пете, а условному Пете бессмысленно что-либо предлагать – все равно не купит.

Это стремление интернет-сервисов к максимальной степени таргетирования сочетается с другим — импульсом к максимально широкой линейке сервисов, доступной в одной точке. Любое приложение хочет развиваться по «принципу айфона»: быть приложением не просто для поиска нужного маршрута или выбора нужного банка или автозаправки, а «для всего», «супермаркетом приложений». Мы пришли к рынку «все в одном»: и онлайн-заказ столика в кафе, и выбор рецептов приготовления блюд из меню этого кафе дома, и наиболее полная база отзывов об уровне сервиса, и набор каршерингов и «пьяных водителей», и онлайн-консультация с сомелье, который поможет выбрать вино. Модульность и потенциальная бесконечность сервисов дают колоссальный простор для состязания и борьбы за пользовательское внимание. Метапоисковики умрут, если не станут метасервисами, а умирать они не хотят. Поэтому как на мировом, так и на российском рынке конкуренция метасервисов – дело уже не столько завтрашнего, сколько сегодняшнего дня. От множества иконок – к одной, универсальной. Таков девиз.

Но есть препятствия на этом пути. Основной задачей является завоевание доверия пользователя. Откуда приложение знает, что именно этот сервис лучший? На чем основывается в своих советах? Чье мнение должно быть для пользователя авторитетным? И вот тут начинаются сложности. За последние десять и даже пятнадцать лет развития мобильного интернета, да и вообще e-commerce тут мало что изменилось. Согласно недавним исследованиям McKinsey, люди продолжают, как и раньше, доверять лишь надежным источникам информации, а самым надежным источником остаются сами люди – их близкие и друзья. Поэтому в соцсетях столько контекстной рекламы, поэтому каждый мало-мальски уважающий себя бренд пытается завести в Facebook аккаунт и с разной степенью мастерства прикидываться вашим другом и товарищем – только бы вы ему поверили. Устная реклама, она же «сарафанное радио» в обличье интернета и т.д. – это до 50% всех покупок. И просто расширением набора опций в приложении, удобством интерфейса это не перебить.



Поэтому любой сервис пытается максимально отвечать вашим привычкам и желаниям – только так вы готовы будете ему поверить. Мало улучшить точность геопозиционирования – нужно еще запомнить, что вы делали в этом месте три месяца назад, и предложить вам сегодня сделать то же самое, только быстрее и лучше. Постоянное вмешательство в вашу жизнь и попытка стать вашим лучшим другом и советчиком – это и есть то самое движение вглубь. Просто полагаться на чужое мнение или на «мнение экспертов» уже никто не станет: это если не позавчерашний, то вчерашний день. Эксперты перестали быть авторитетами для любого пользователя в момент, когда практика публикации отзывов о товаре или услуге превратилась в изнуряющее соревнование ботов или маркетологов, в котором маркетологи конкурентов строчили на сайтах-отзовиках негативные комментарии, а маркетологи, воюющие с конкурентами, — позитивные.

И вот сейчас рекомендательные сервисы пытаются это доверие вернуть. Вкладывать деньги в то, чтобы стать пользователю другом и «доверенным лицом», а не ловким безликим маркетологом, который хочет поскорее что-то «впарить», не самое качественное и не самое нужное. Это еще одна и, пожалуй, самая важная тенденция в развитии метасервисов. Поэтому процесс отбора экспертов, что-то советующих пользователю с экрана смартфона, должен быть максимально прозрачным и желательно производиться самим пользователем. Лучше всего максимально формализовать критерии оценки и четко задать их, после чего предоставить пользователям право просто ставить оценки. Так уже работают сервисы такси, и ничто не мешает всем остальным сервисам работать так же. То же касается процесса отбора самих сервисов. Проведем аналогию с обычной сетевой торговлей. Конечно, большинство посетителей супермаркета знает, что мерчандайзинг – это огромные деньги, которые производитель платит торговой сети за право поставить свой товар на полку, и у каждой полки, у каждого места на этой полке – свой прайс. Но посетителя супермаркета спасают три вещи: богатство выбора торговых сетей, богатство выбора товаров и богатство собственного выбора – в момент, когда он один на один с этой полкой в супермаркете. Онлайн-сервисы ничем в этом смысле от супермаркетов не отличаются. И дать пользователю то же ощущение богатства выбора и личной ответственности за этот выбор гораздо важнее, чем предлагать два кофе по цене одного: вместо того чтобы приучать таким образом покупателя к сервису, эти акции его отучали, ибо ему закономерно казалось, что либо кофе невкусен, либо что-то еще не так.

Учесть ошибки предшественников и не повторить их, чутко откликаться на все тенденции и понимать, куда идет рынок, – вот задача любого метапоисковика и метасервиса сегодня. Она проста и сложна одновременно. Всем нам предстоит стать свидетелями гонки за лидерство. Интерес гигантов к созданию универсальной иконки «все в одной» пока неочевиден, но возникают сервисы, претендующие на «мультисервисность».

Tags: технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo luckyea77 july 4, 2016 11:42 2
Buy for 10 tokens
Публикую рейтинги форекс-компаний по таким параметрам, как суммарные капиталы инвесторов, суммарные капиталы управляющих и суммарные доходы ПАММ-счетов за все время по 20 самым крупным ПАММ-счетам. Капитал инвесторов (КИ) 1. PrivateFX - 11 636 000 $ 2. Альфа-Форекс - 7 007 000 $ 3. Alpari…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments