luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Как использовать VR-технологии для бизнеса?



Бизнес-применения VR сталкиваются с теми же самыми проблемами, что и «развлекательный» VR. Пока на бизнес-приложения приходится не более 20% от общего объема российского рынка VR. Что ждет этот сегмент?

Мы привыкли думать о VR как о развлечении – на ум приходят видеоигры и фильмы с виртуальной реальностью. Но VR-технологии можно вполне успешно использовать и в бизнесе: например, предложить на тест-драйв дорогой автомобиль или провести виртуальный тур по новостройке в Москве потенциальному клиенту из Самары. Как использовать VR-технологии и кому это нужно?

Для начала разберемся, какие именно VR-технологии вообще существуют.

Есть Mobile VR — технологии виртуальной реальности на базе смартфона или другого носимого устройства. Минимальный набор для использования Mobile VR – это, собственно, смартфон, а также недорогие картонные очки типа Google Cardboard или пластиковые очки-коробка. Плюс такой технологии — доступность: смартфоны есть практически у всех, кардборд можно купить за 300-500 рублей. Минус — недостаточная производительность видеокарты: на базе телефона нельзя реализовать какие-то сложные VR-проекты. К тому же, в случае с мобильным VR возникают проблемы с трекингом: у смартфона нет внешних датчиков, которые могли бы нормально отследить положение головы и тела в пространстве. Но производители мобильных устройств работают над этим.

На другом полюсе технологий виртуальной реальности находится Room-scale VR. Вы приходите в офис или, например, на стенд компании на какой-нибудь выставке, где вам выдают шлем виртуальной реальности, подключенный к приставке или компьютеру.

Второй вариант, конечно, позволяет «засунуть» в виртуальную реальность гораздо более сложные 3D-объекты. Но обычные люди редко могут себе позволить купить шлем для VR, поэтому такой инструмент подходит либо для каких-то разовых акций в офлайне, либо для демонстрации объекта в 3D в точке продаж, но точно не для диджитал-продвижения.

Какие задачи может решить VR?

Я сейчас вижу три магистральных направления для приложения VR-технологий в бизнесе.

1. Демонстрация VR-технологий в ATL- или digital-рекламе. Относительно мало используется, в основном для демонстрации «инновационности» продукта или бизнеса. Другая схема использования — конверсия в офлайн-посещение офиса, привлечение потребителей для получения VR-опыта в офлайне.

2. BTL-коммуникации и прямые продажи. Широко применяется в разных бизнесах для демонстрации продукта на выставках, в офисах продаж и других проходимых местах.

3. Коммуникации внутри бизнеса. Широко применяется для совместного проектирования, другого удаленного взаимодействия, обучения специалистов, ремонта и обслуживания оборудования и других задач. Это крайне перспективная область применения из-за относительной дешевизны VR-устройств по сравнению со специализированными обучающими стендами и, вообще, в контексте бизнес-затрат на эти задачи (шлем HTC Vive стоит около 70 000 рублей во 2 квартале 2017 года).

Массовые коммуникации с потенциальными потребителями пока неэффективны в силу слабого проникновения VR-устройств.

И эти три направления легко можно использовать для генерирования идей в любой индустрии, для чего я привожу ниже специальную «таблицу фантазий для читателя».

Важно помнить, что эксперты и аналитики VR-индустрии сходятся в одной рекомендации — VR-проект должен решать реально существующую проблему или сильно облегчать/удешевлять существующий и работающий процесс! На середину 2017 года рынок все еще испытывает недостаток опубликованных данных о результативности VR-экспериментов и внедрений в разных нишах.


Отрасль




Реклама




BTL и продажи




Бизнес-
коммуникации




Нефтедобыча







Демонстрации для инвесторов и GR




Проектирование,



цифровые двойники технологических цепочек




Промышленность







Демонстрация оборудования на выставках и в переговорах




Автопроизводство




«Пройди тест-драйв прямо сейчас», прямая реклама




Активации на презентациях моделей, тест-драйв у дилера




Недвижимость




«Посмотри квартиру в офисе продаж», прямая реклама




Шоурумы с недвижимостью на выставках и в офисах продаж




Принятие решений при проектировании и строительстве




Туризм




«Посмотри отель в офисе продаж», прямая реклама




Шоурумы с просмотром отелей и достопримечательностей в пунктах назначения




?




Строительство и ремонт




«Создай свою кухню с помощью менеджера», прямая реклама




Шоурумы с подбором и просмотром материалов и мебели




Формирование заказ-наряда, передача в производство, инструкции по сборке мебели, установке оборудования и ремонту




Ритейл




Прямая реклама офлайн-магазинов или продуктов




Простор для фантазии — в основном игровые и развлекательные рекламные активации с использованием продукта




Обучение мерчендайзеров, визуальные инструкции по выкладке товаров, проектирование поведения покупателей в магазинах и т.п.




Мода




Онлайн-трансляции модных показов, спортивных и развлекательных событий (в том числе платные) или показ в записи для привлечения в офлайн




Спорт




Активации в магазинах и музеях клубов. «Почувствуй себя на арене любимого клуба, купи больше мерча».




Тренировки спортсменов




Развлечения




Выбор мест в залах («Как я буду видеть сцену?»), VR-тизеры событий в BTL-активациях




Планирование и проектирование пространств и шоу, репетиции




Медицина
и красота




?




?




Практика для обучения медиков и персонала




Финансы










Рабочие места для аналитиков и трейдеров, визуализация данных





Приведу несколько примеров.

Применение VR в промышленности прекрасно описано в докладе Владимира Воркачева из «Газпромнефти». Нефтяной гигант экспериментирует с виртуальной реальностью, создавая «цифровые двойники» технологических цепочек. Другими словами, специалисты моделируют будущую нефтяную установку для определения ее технологических характеристик и будущих показателей, для отработки реакции на нештатные ситуации, для согласования инженерных решений. Сегодня нет какого-то удобного решения, чтобы много людей из разных подразделений могли вместе просматривать рабочую документацию и вносить правки (как это происходит, например, при совместной работе над текстовым документом в Google Docs). Виртуальная реальность претендует на такое решение: все участники смогут одновременно рассматривать и обсуждать не просто документацию, а трехмерную модель объекта, и в режиме реального времени менять ее.

Компания OneMoreWorld внедряет решения по обучению специалистов в промышленности. Например, чтобы разбирать и обслуживать оборудование. Стоимость такого обучения вживую равно стоимости соответствующего оборудования и отдельного помещения, при организации обучающего центра, или как минимум времени простоя оборудования, если это делается прямо на производстве.

Можно ли продавать автомобили с помощью VR? Активно ведутся эксперименты. Екатеринбургская компания U360 разработала видеоролик в 360° для компании «Автоплюс», местного дилера Jaguar. Надев очки виртуальной реальности дома или шлем Samsung Gear VR в автосалоне, человек может почувствовать себя за рулем автомобиля, «проехаться» с ветерком, рассмотреть салон и приборную панель. Автобренды экспериментируют с панорамным видео повсеместно — тест-драйв Jaguar в 360° сняли также и на Тайване. Пока такие эксперименты могут позволить себе только люксовые бренды — стоимость подобного ролика в России стартует с $6000, а данные об экономической эффективности не накоплены рынком.

Интерес к VR-технологии для продаж недвижимости экспоненциально растет с конца 2016 — начала 2017 года. Это довольно очевидное решение для застройщиков: люди хотят почувствовать, как будет выглядеть их будущая квартира, особенно если дом пока на этапе котлована. С 3D-моделированием человек может не только увидеть свою квартиру на сайте или экране смартфона, но и «вжиться» в нее в шлеме виртуальной реальности: оценить планировку и габариты помещений, «примерить» разные варианты отделки, понять возможности для меблировки.

Такие решения уже существуют на рынке для девелоперов жилья любого уровня: от эконом-класса, когда полный комплект 3D- и VR-контента на одну квартиру обойдется застройщику в 30-60 тысяч рублей, до элитного, когда стоимость разработки уникального виртуального опыта стартует от полумиллиона рублей. При этом исследование маркетингового агентства Completo показывает, что обычные 3D-планировки используются только на 12,7% сайтов жилых комплексов, а панорамные туры — на 7,6% сайтов. Полномасштабные VR-шоурумы оборудованы максимум у десятка застройщиков по всей России. Так что перспективы роста — весьма значительные.

Технологии виртуальной реальности крайне логично встраиваются в бизнес компаний туристического сегмента. Сервисы онлайн-бронирования вроде AirBnb или Booking.com могли бы поддерживать видео формата 360⁰ или отсканированные 3D-модели, снятые в квартирах и номерах отелей. А пользователи сервиса, загрузив в смартфон приложение и надев очки виртуальной реальности, совершали бы экскурсию по объектам и более осознанно делали выбор, где поселиться. Такие технологии становятся все более доступными для владельцев недвижимости (в частности, благодаря усилиям российской компании GeoVR, американской компании Matterport и их конкурентов). Некоторые компании из туристического сегмента уже начали подобные эксперименты, в частности, для рекламы целых туристических направлений.

Для брендов потребительских товаров пока нерентабельно снимать рекламу в 360⁰ — проникновение устройств для VR (даже тех же кардбордов) среди населения еще очень низкое, а производители в FMCG привыкли к широкому охвату. По оценкам экспертов SuperData Research, в 2016 году в мире было продано не более 4 млн основных VR-устройств: Samsung Gear VR, Playstation VR, HTC Vive и Oculus Rift. В России, по нашей оценке, счет идет всего лишь на десятки тысяч шлемов.

Поэтому в 2016 году в шведском McDonalds пошли по другому пути: сделали очки виртуальной реальности из картонной коробки для Happy Meal и предложили посетителям ресторанов поиграть в простенькую игру.

С развитием технологий VR, удешевлением и популяризацией устройств и FMCG-бренды подтянутся к общему пирогу. Задача виртуальной реальности — погрузить пользователя в особую атмосферу, которая подтолкнет его к действию: куда-то нажать, что-то купить. Если это работает для квартир и автомобилей, вероятно сработает и для жевательной резинки и шампуня — время покажет.

Что работает в VR, а что – нет?

Безусловно, бизнес-применения VR сталкиваются с теми же самыми проблемами, что и «развлекательный» VR:

* низкое потребительское проникновение устройств,

* недостаточное техническое совершенство устройств (возникновение «brain sickness»; неудобство длительного ношения, что особенно актуально для профессионального применения; провода),

* относительная дороговизна производства VR-контента по сравнению с обычной видеосъёмкой.

Другой вызов для бизнеса при освоении технологий виртуальной реальности состоит в том, что дизайнеры виртуального опыта все еще мыслят плоско, «двумерно». Профессионалы привыкли к каким-то определенным инструментам и шаблонам мышления «плоского экрана» и просто переносят их в 3D. Хотя виртуальная реальность дает возможность целиком управлять пространством вокруг человека, перевернуть его восприятие — так что возможности для игр с его разумом гораздо шире, чем в двухмерном мире.

Известно, что на сетчатке человека мир отображается в перевернутом виде. Наш мозг в младенчестве учится понимать, что с этим что-то не так, и переворачивать изображение обратно в нормальное состояние. Этот факт говорит о том, насколько субъективно наше восприятие. Как выглядит мир на самом деле? Никто не знает, да это и не важно. В виртуальной реальности мы можем создавать новые миры с новым спектром ощущений.

В этом направлении начинают копать создатели игр и развлечений, но для обычного бизнеса это пока слишком сложно. Максимум, что делают компании — воссоздают в трехмерном формате знакомые нам объекты, снимают видео в формате 360⁰ или переносят человека в смоделированное пространство , в которое он не может попасть обычным путем.

И даже в этих экспериментах компании набивают шишки, потому что многие их гипотезы оказываются неверными.

Мы, к примеру, поняли, что среди будущих покупателей недвижимости никто не рвется сделать виртуальный ремонт в своей 3D-квартире — хотя мы думали, что это увеличит конверсию и в заявки, и в продажи. Но в одном из экспериментов (для сайта финского застройщика Lujatalo, кейс компании Planoplan, которую представляет автор — Forbes) функцией воспользовались только 1% пользователей. Зато, если человек уже настолько мотивирован, что дошел до офиса продаж, возможность погулять и «обжиться» в своей будущей квартире сокращает время принятия решения о покупке.

Еще один пример: мы предполагали, что люди захотят скачать мобильное приложение, в котором используется технология виртуальной реальности. Это же круто: зашел на сайт застройщика, скачал приложение, надел очки — и можно оказываться в разных квартирах. Но это оказалось нужно буквально единицам (конверсия в установки — доли процента), потому что большинство посетителей сайта находятся на другом этапе потребительского цикла. На сайте им нужны быстрые ответы на конкретные вопросы о локации жилого комплекса, инфраструктуре района, благоустройстве и цене на квартиры.

Перспективы VR

Консалтинговая компания Accenture провела анализ перспектив VR как технологии для бизнеса. По их прогнозам, к 2020 году рынок устройств и программного обеспечения для VR достигнет $70 млрд. Выиграть от внедрения VR смогут практически все индустрии: производство, ритейл, медиа и коммуникации, медицина, образование и другие.

Мой опыт показывает, что с начала 2017 года VR пошел на взлет во внутренних бизнес-коммуникациях и обучении, а также в использовании для выставок и оффлайновых офисов продаж. Нам есть, с чем сравнивать, потому что мы начали экспериментировать с VR (успешно) и продавать VR-решения для застройщиков жилья (абсолютно безуспешно) в далеком 2013 году. Сегодня рыночная ситуация и спрос совершенно иные, чем тогда.

Широкое распространение технологий в маркетинге и онлайн-продажах начнется, когда полноценные шлемы виртуальной реальности будут стоить не $800-900, как сегодня, а хотя бы $200-300. Но технологии неизменно дешевеют со временем, и с VR будет то же самое. Думаю, эта планка стоимости будет пройдена в течение трех-четырех лет.

Многие слышали про цикл зрелости технологий от компании Gartner. Сначала возникает новая технология, которая обещает быть перспективной — это триггер для стартапов в этой сфере. Потом рынок разогревается, возникает пик завышенных ожиданий — эдакий «мыльный пузырь», когда все рвутся вложиться в данную технологию. Пузырь неизменно лопается и наступает фаза разочарования. Дальше есть два пути — либо технология преодолеет проблемы и выйдет на плато производительности, либо будет забыта вместе с другими такими же несостоявшимися технологическими «прорывами».

Виртуальная реальность почти, но не до конца преодолела часть критичных проблем — таких, как задержка реакции на движение головой в VR-шлеме, вызывающая тошноту и головокружение при нахождении в виртуальной реальности. Развиваются платформы, на которых можно писать софт, совместимый с разными устройствами. Производители VR-оборудования крайне активны в маркетинге и продвигают очки и шлемы. Когда вырастет потребительская доступность технологий, VR придет и в бизнес-массы, чтобы стать совершенно обыденным инструментом.

Адекватных оценок и прогнозов рынка VR в России пока очень мало из-за «эффекта низкой базы». По оценкам Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA), объем российских инвестиций в индустрии дополненной (augmented reality, AR) и виртуальной реальности (virtual reality, VR) в 2016 году вырос в 3,5 раза по сравнению с 2015 годом — с 200 млн рублей до более чем 700 млн рублей, а количество компаний в отрасли — втрое, до 183 компаний. Эти значения объединяют производителей устройств, разработчиков игр и программного обеспечения и создателей контента для VR. Я могу осторожно оценить рынок бизнес-приложений максимум в 20% от общего объема рынка, что фактически близко к нулю. Поэтому эксперты, не боясь ошибиться, предрекают рынку VR для бизнеса в России ежегодный кратный рост.

Tags: виртуальная реальность
Subscribe

Posts from This Journal “виртуальная реальность” Tag

promo luckyea77 july 4, 2016 11:42 2
Buy for 10 tokens
Публикую рейтинги форекс-компаний по таким параметрам, как суммарные капиталы инвесторов, суммарные капиталы управляющих и суммарные доходы ПАММ-счетов за все время по 20 самым крупным ПАММ-счетам. Капитал инвесторов (КИ) 1. PrivateFX - 11 636 000 $ 2. Альфа-Форекс - 7 007 000 $ 3. Alpari…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments