luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Куда идет русский и западный foodtech?



На российском рынке foodtech не все ниши еще освоены, а те, на которых присутствуют игроки, — далеко не заполнены.

В начале июня 2017 года американский сервис Blue Apron опубликовал свои финансовые показатели: в 2015 году компания привлекла практически $194 млн венчурных инвестиций и была оценена в $2 млрд. За это время Blue Apron доставил около 159 млн блюд в 48 штатах. Вместе с тем убыток сервиса вырос с $30,8 млн в 2014 году до $54,9 в 2016 году. Все дело в слишком высокой цене привлечения клиента — у Blue Apron она достигает $94.

Сюжет не такой необычный для foodtech-стартапа. Многие компании, сумев привлечь хорошие инвестиции в старте, на данный момент работают в минус (например, сервисы доставки Caviar и DoorDash). Российский IT-рынок еще несколько лет назад и вовсе не знал такого направления, как foodtech. Тогда в индустрии питания были столовые, классические рестораны, авиа-кейтеринг (это отдельное направление) и промышленный кейтеринг. Первыми область IT решили освоить Шефмаркет и Delivery Club. Они смогли увидеть перспективность ниши и начали развиваться в этом направлении.

На данный момент ситуация изменилась — количество различных сервисов и форматов в России растет, но мы по прежнему отстаем от западного рынка. Думаю, что разрыв в скором времени сократится до минимума — у нас есть собственные самобытные ниши, которые не представлены ни в Европе, ни в США, перспективные проекты в них появляются. Разница между западным и отечественным foodtech-ом обусловлена различиями инвестиционной среды, а также разницей в клиентском спросе и поведении. Впрочем, есть компании, которые фактически не имеют аналогов ни в Европе, ни в США. Более того, они легко адаптируются под особенности других стран, что позволяет им выйти за пределы одного рынка.

Как у них: что происходит с foodtech на Западе?

Объемы инвестирования и капитализации западных стартапов в десятки раз выше российских. Как сообщает CB Insights, компании этого сегмента в США в течение 2014 года привлекли более $1 млрд венчурного финансирования. Это на 272% больше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. В 2015 году такой рост был достигнут уже только за первый квартал, равно как и в 2016 году. Рынок растет небывалыми темпами. На мой взгляд, любая ниша еще спокойно сможет принять не один десяток игроков.

Но почему существует разница между рынками и даже между потребителями в России и на Западе?

Если пропустить очевидные факты о разнице в менталитете, образе жизни, пищевых привычках, то различие между пользовательским поведением в России и на Западе заключается в культуре посещения ресторанов. В России ее нет. У нас посещение ресторана или заказ еды домой до сих пор не воспринимаются как нечто обыденное. Наоборот, для этого нужен повод, особая атмосфера, повод и настроение.

* модель доставки еды из ресторанов

Однажды на ресторанный рынок пришли сервисы по доставке еды из ресторанов, которые стали менять модель клиентского поведения и обслуживания. Первые агрегаторы на Западе появились еще 15 лет назад. Самым заметным игроком сначала стал Postmates, пионер on-demand доставок, который получили инвестиции от Питера Тиля с его Founders Fund и от Spark Capital.

Сейчас доставка еды — ключевой сегмент foodtech-индустрии, который во многом определяет вектор развития других моделей. Согласно исследованию McKinsey, во всем мире рынок доставки продуктов питания составляет €83 млрд — это 1% от общего рынка продуктов питания и 4% от рынка продуктов питания, продаваемых через рестораны и сети быстрого питания. После Postmates появились Caviar и DoorDash. Обе компании сумели поднять миллионные раунды инвестиции. Сейчас также нельзя не отметить развитие Uber Eats. Если сравнивать эти сервисы с Delivery Club, то модель последнего мне кажется более перспективной — DoorDash и Caviar несут огромные убытки из-за собственной сети курьеров.

* модель доставки еды из магазинов

На западе гиганты сегмента — Amazon Prime Now и Google Express Shipt - делят место со стартапами Instacart, FreshDirect. В России модель развита не так сильно: есть приложение Инстамарт, есть доставки у отдельных сетей, например, Metro, — и на этом все. Но, на мой взгляд, эта ниша не для России. Здесь она не «зайдет». Наши люди привыкли ходить в магазин. Я бы даже сказал, что существует некая традиция похода похода по магазинам — после работы или в выходной день.

При этом если сравнивать модель конструктора и простой доставки продуктов, конструктор — гораздо выигрышнее и перспективнее, так как предоставляет готовое, законченное решение: за один клик пользователь под ключ решает вопрос с продуктами для ужина/обеда или для рациона на целую неделю.

* модель доставки кастомизированных блюд

В США работает множество моделей, построенных на философии кастомизации блюда или набора блюд. Появлению всех этих сервисов, поспособствовал обширный пользовательский опыт клиентов и достаточный спрос на такие форматы. Эти сервисы нашли своего клиента на Западе, но динамичного роста здесь вряд ли стоит ожидать. Для того, чтобы сервис стабильно рос и приносил регулярный доход, необходима модель, которая удовлетворяет базовые, либо более обширные запросы общества. В основном потребителю необходима качественная, здоровая еда и удобная доставка. А людей, которым нужны рационы, подходящие для палео-диеты или сыроедения, не так много.

В России, к примеру, такие сервисы существовать, по моему мнению, не смогут. У наших пользователей в целом пока что нет достаточного доверия к foodtech-сервисам. Люди только начинают привыкать к тому, что еду можно не готовить. Пользователи, которые придерживаются специальных диет, подходят к составлению рациона крайне щепетильно, зачастую даже с излишней принципиальностью.

* Доставка готовых блюд

Один из мировых трендов индустрии — это ориентация на формат healthy. Сервисов, работающих в этом направлении на сегодняшний день предостаточно: я бы выделил Freshly, Fuelfood и Munchery, — они делают очень качественный продукт. Пользователям предлагают доставку блюд, приготовленных шеф-поварами, при этом полностью отвечающим стандартам здорового питания. В России такой формат представлен сервисом Mealty .

А как у нас?

* Доставка из ресторанов

В Европе и США практически любой ресторан сможет доставить еду на дом, а также приготовить ее «на вынос». На российском рынке такого тренда пока нет. У нас нишу доставки делят два крупнейших игрока — Delivery Club и Food Fox. Если суммарные инвестиции в сегмент доставки питания в США за 2015 год достигли $2 млрд, то в России и в 2015 году значительные инвестиции получил только Delivery Club — $100 млн (сумма покупки Mail.ru Group).

* Конструкторы еды

Первым в этой сфере появился Шефмаркет (совокупные инвестиции $6,3 млн). Сервис предлагает готовые наборы и рецепты приготовления ресторанных блюд. Он был создан по аналогии с зарубежными Hellofresh, Secretingredient, Kommtessen. Шефмаркет нашел своего клиента, но я не вижу больших перспектив для взрывного роста у таких форматов, просто потому что сервис не решает проблему «под ключ». Заказать такую доставку — скорее способ провести время с пользой и удовольствием. Но клиент сегодня закажет набор для готовки, а завтра — нет, сегодня у него есть настроение готовить и пробовать изысканное блюдо, а завтра он просто пожарит себе омлет. Сервис «ДомаВкуснее» выбрал очень четкое позиционирование. Их целевая аудитория — замужние женщины от 30 лет с детьми, проект, на мой взгляд, очень качественно работает со своей аудиторией: сайт, социальные сети и sms-рассылки, — все заточено под конкретную категорию клиентов.

* Питание по подписке

Еда по подписке (особенно формата healthy) — это уже в большей степени российская модель. Здесь присутствуют игроки, предлагающие как конструкторы, так и готовые рационы. Модель оказалась выигрышной и эффективной: подписка продлевается в один звонок. За клиента все делает представитель сервиса: планирует рацион, закупает продукты, привозит в удобное время до двери. То есть в один звонок человек может решить проблему с едой на неделю. На рынке представлены абсолютно разные форматы сервисов: «Партия еды» предлагает ужины по подписке, Perfomance Food — правильное питание разной ценовой категории (сервис автора стартапа, GrowFood, также игрок в нише — Forbes).

Тренды российского рынка

На данный момент самые перспективные направления foodtech на российском рынке соответствуют двум требованиям:

* решают конкретные «головные боли» клиента, а не выдуманные проблемы
* хорошо вписываются в современные тренды индустрии.
* соответствуют тренду «healthy». Ниша развивается невероятными темпами: в последние год-два произошел бум кафе и ресторанов здоровой еды, лавок фермерских и органических продуктов. Большой вклад в этот тренд вложили мировые бренды: Reebok с проектом «Стань человеком», Nike и их RunClub, Adidas и их The Base. В последние несколько лет стали популярны марафоны и велопробеги, сильно возрос интерес к кросс-фиту и к здоровому образу жизни в целом.

Обычный сервис доставки решает три проблемы: закупка продуктов, доставка, готовка. А сервис доставки из категории «healthy» решает еще несколько: планирование правильного рациона и подсчет КБЖУ, помощь в похудении или наборе веса. Все, что экономит время потребителя. Этот тренд касается не только индустрии foodtech. Если взглянуть на современные сервисы — Qlean, YouDo, Uber — все они в конечном счете преследуют одну и ту же цель: сэкономить время потребителя.

* Offline Food + IT. Интеграция оффлайновых форматов с IT также неизбежна, иначе игрокам просто не выжить на рынке. Тот ажиотаж, которые создали основатели Black Star Burger, — это чистая «раскачка» через социальные сети. И мне нравится, например, формат технологичной франшизы, как у «Додо-Пицца».
* Москва+Санкт-Петербург. Пока что, когда мы говорим о российском рынке, мы в большей степени подразумеваем Москву и Санкт-Петербург. Многие сервисы работают пока только в этих городах, здесь сосредоточен спрос. В регионах тоже постепенно начинают появляться игроки. Например, сервис «Пора Поесть» в Краснодаре.

Перспективы рынка в России

Российский foodtech ожидает впереди действительно взрывной рост и развитие по нескольким причинам. Во-первых, не все ниши еще освоены, а те, на которых присутствуют игроки, еще не заполнены. Во-вторых, интерес к рынку foodtech растет с каждым днем, причем как со стороны клиентов, так и со стороны инвесторов, фондов и игроков в оффлайне — ресторанных сетей, кейтеринга и так далее. Ну и плюс российский рынок, так или иначе, с небольшим запозданием повторяет все тенденции западного. Поэтому, я уверен, что в ближайшее время на рынке будут появляться новые компании в перспективных нишах, а также новые форматы сервисов в области foodtech.

Tags: еда, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “еда” Tag

promo luckyea77 июль 4, 2016 11:42 2
Buy for 10 tokens
Публикую рейтинги форекс-компаний по таким параметрам, как суммарные капиталы инвесторов, суммарные капиталы управляющих и суммарные доходы ПАММ-счетов за все время по 20 самым крупным ПАММ-счетам. Капитал инвесторов (КИ) 1. PrivateFX - 11 636 000 $ 2. Альфа-Форекс - 7 007 000 $ 3. Alpari…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments