luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Предпочтения инвесторов в сфере Edtech в 2017: на западном фронте без перемен


Онлайн-платформа для обучения детей математике компании Age of Learning inc. (Фото Age of Learning)

На русскоязычных edtech площадках остро не хватает понимания того, в какие проекты инвестируют деньги в мире, какие технологические тренды только намечаются, а какие уже теряют актуальность

Недавно «Нетология» и EWDN опубликовали первую часть своего исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий. В нем наконец-то появились первые внятные цифры об объеме рынка и структурированная информация о различных сегментах.

В сфере edtech на русскоязычных площадках действительно остро не хватает понимания того, в какие проекты инвестируют деньги в мире, какие технологические тренды только намечаются, а какие уже теряют актуальность.

Почему Edtech?

Интерес к образовательным технологиям (Edtech) в мире резко начал расти с 2012 года и к 2015 году ежегодные объемы инвестиций превысили $2,6 млрд (в более 400 компаний, по данным CB Insights). Казалось бы, внушительная сумма, но для сравнения: объемы инвестиций в финансовые технологии (Fintech) в 2016 году составил около $20 млрд — почти в 8 раз больше!

Возможно, все дело в изначально маленьком рынке? Не совсем так: мировой рынок образования — один из крупнейших рынков в мире и составит в 2017 году более $6 трлн (по прогнозам IBIS Capital), при этом проникновение онлайн-образования пока действительно крайне незначительное — всего 3% (объем рынка оценивается в $165 млрд). Общую оценку объемов финансового рынка сделать затруднительно (слишком много компаний, косвенно имеющих отношение к финансовому сектору), но выручка топ-100 мировых финансовых компаний составляет примерно $5,2 трлн — сравнимую величину. Вместе с тем, объем именно Fintech рынка меньше даже $50 млрд (оценка по семи крупнейшим регионам — около $29 млрд, по данным Ernst&Young), то есть проникновение значительно меньше 1%.

Среди Edtech-стартапов только пять проектов достигли оценки в $1 млрд и стали «единорогами». Для сравнения: в Fintech на текущий момент 26 «единорогов», из которых пять появились за последние полгода.

О чем это говорит? Сектор образовательных технологий абсолютно точно не перегрет и имеет существенные перспективы по увеличению объемов инвестиций в ближайшие пару лет. В частности, 2017 год уже подтверждает эту гипотезу, но об этом чуть позже.

Говоря о «единорогах» в Edtech, стоит выделить две компании — это Pluralsight, платформа для корпоративного обучения IT-специальностям, и Age of Learning с их флагманским продуктом ABC Mouse для обучения детей математике. Остальные три «единорога» находятся в Китае, где рынок специфический и требует отдельного анализа. В этом исследовании — фокус на тренды, инвестиционную активность для западного рынка.

Если с Pluralsight все понятно — они занимаются обучением востребованным профессиям, поэтому стоят дорого, то Age of Learning, которые в 2016 году привлекли $150 млн, показывают еще одну перспективную нишу — обучение детей всевозможным навыкам (от программирования и графдизайна до математики и предпринимательства).

Работодатели как драйвер изменений рынка

Крупнейшим и самым известным сегментом образовательных технологий в последние пять лет всегда были MOOC (массовые онлайн-курсы) — именно с этих проектов начался новый виток развития Edtech.

Итак, что важного произошло в этом сегменте в 2016 году? Во-первых, массовые онлайн-курсы перестали быть «массовыми». Изначально, к примеру, на Coursera на потоке курса обучалось одновременно несколько десятков тысяч людей. Курс стартовал пару раз в год в строго определенное время. Сейчас большая часть курсов идет постоянно или с периодичностью в пару недель, что, безусловно, снизило единовременное количество учеников на каждом потоке. Зато такое нововведение отвечает потребностям современного человека учиться не просто «когда-то», по расписанию, когда все учатся, а именно в тот момент, когда ему захотелось, либо когда конкретный навык стал ему необходим.

Во-вторых, другая идея, заложенная в MOOC, — «бесплатное образование для всех» – тоже не выстрелила, и последний год крупные игроки в поисках прибыльной бизнес-модели все больше фокусируются на платный контент. У Coursera это специализации, у Udacity — Nanodegrees, у edX — MicroMasters.

В-третьих, все крупные игроки в MOOC (такие как Udacity, Udemy, Coursera) пытаются выйти в B2B-сегмент и стать платформой для корпоративного обучения. Тренд подтверждает новость об очередном раунде финансирования, привлеченном Coursera ($64 млн в мае 2017 года), который компания планирует потратить как раз на развитие Coursera for Business.

Здесь важно отметить, что фактически ни у одного игрока не получилось стать в полном смысле «платформой» – ни одна крупная корпорация не ведет полностью обучение своих сотрудников через конкретную MOOC-платформу. Часто таким корпорациям вообще проще создать собственный курс (или серию курсов) под свои потребности, чем оплачивать тысячам сотрудников доступ на Coursera. В России хороший пример — это компания МТС, которая организовала у себя веб-студию для проведения вебинаров и онлайн мастер-классов по различным тематикам.

Тем не менее, медленно, но верно происходит смещение фокуса Edtech-проектов в сторону удовлетворения потребностей работодателей — именно они определяют, чему в конкретном моменте захочет учиться человек и, главное, за что он будет готов заплатить.

Какие изменения уже принес 2017 год?

С одной стороны, судя по текущей динамике, 2017 год может стать рекордным по объему инвестиций — общий объем сделок за первые 5 месяцев уже превысил $1,4 млрд. В первые дни года одна из крупнейших мировых сетей платных образовательных институтов Laureate Education привлекла $400 млн для подготовки к IPO, которое успешно произошло в феврале.

Вместе с тем, пока не видно каких-то существенных изменений в предпочтениях инвесторов. Тройка самых «горячих» направлений (экспертная оценка совокупно по объему/числу сделок 2017 года) — MOOC, LMS и проекты в дошкольном/школьном образовании.

Очень громко прошла инвестиция в EverFi ($190 млн), которая стала одной из крупнейших именно в онлайн-секторе. Компания продает подписку на доступ к онлайн-курсам по нестандартным, но крайне востребованным тематикам – базовая финансовая грамотность, ответственное поведение (умеренное потребление алкоголя, уважение к новичкам) и корпоративная этика. В числе клиентов EverFi многие крупнейшие корпорации, такие как Google, Oracle, AirBnB.

В секторе MOOC показательными стали также очередные раунды в Coursera (о нем уже было написано выше) и в MasterClass. В 2016 году инвесторы вложили в этот проект $15 млн, купившись на интересную задумку проекта – онлайн-курсы с известными людьми. Видимо, «фишка» сыграла — в 2017 году MasterClass привлек очередной раунд инвестиций уже на $35 млн и представил новую подборку курсов (например, искусство комедии со Стивом Мартином или актерское мастерство с Дастином Хоффманом).

В секторе LMS состоялось сразу несколько крупных сделок — TopHat ($22,5 млн), Nearpod ($21 млн) и Teachable ($4 млн). Если первые два – это типичные LMS для образовательных учреждений (школ и ВУЗов), то Teachable особенно интересен своим целевым сегментом — это SaaS-платформа для индивидуальных предпринимателей, среднего и малого бизнеса, на которой они могут создавать и продавать свои курсы. Крупные игроки в сфере LMS обычно упускают этот сегмент из вида, создавая массивные решения для крупного бизнеса или образовательных учреждений. В России, например, схожий фокус у проектов Teachbase или GetCourse, которые динамично развиваются в последние годы.

На третьем месте — инвестиции в инновационные продукты для дошкольного и школьного образования, что подтверждает отмеченный ранее тренд. Среди интересных продуктов можно выделить MarcoPolo Learning ($8,5 млн, развивающие игры для детей о природе, географии и биологии) и Brightwheel ($10 млн, мини ERP-система для детских садов, воспитателей и родителей).

Отдельно стоит отметить развивающийся сектор прокторинга (онлайн-контроля за обучающимися) — в марте Examity проинвестирован $21 млн. Рынок только зарождается и пока не поражает своими масштабами, но имеет большой потенциал роста. В России, кстати, есть целых 2 перспективных продукта – ProctorEdu и Examus.

Edtech сегодня, завтра и послезавтра

Что касается технологического развития в секторе, то здесь стоит разделить уже реализовавшиеся изменения и тренды ближайших лет. Например, наличие мобильного обучения и обучения на собственном устройстве (т.н. bring your own device, BYOD) уже стало необходимым минимумом. Люди хотят иметь возможность учиться на тех устройствах, которые у них есть и на которых им удобно, и в любом месте, будь то школа, дом, метро — что угодно. Это уже давно вошло в привычку.

Большинство проектов в B2C-секторе часто не просто кросс-платформенные, но и изначально создаются под мобильные платформы (например, российский стартап easy ten). Важно, что мобильное обучение проникло и в корпоративный сектор — даже консервативные консалтинговые компании и банки делают свои цифровые образовательные курсы доступными на мобильных устройствах своих сотрудников. Адаптивное обучение, которое активно начал продвигать Knewton несколько лет назад, частично реализовано уже во многих проектах и в ближайшие год-два также перейдет в раздел «базовой комплектации» любого образовательного продукта.

На горизонте трех лет в сфере образования будет развиваться применение технологий AR/VR, IoT и технологий быстрого прототипирования. Мейкерспейсы (пространства для создания продуктов) сейчас появляются «как грибы после дождя» — по данным Hackerspace.org в мире уже больше 2150 пространств прототипирования, хотя в начале 2016 года было всего около 1400. Этот тренд можно охарактеризовать как «расширение инструментария» образования. Если раньше был «источник знаний», который обучающийся должен был «воспринимать», то теперь происходит интерактив в процессе обучения — например, в виртуальной реальности человек может получить понимание, как работает невидимый глазу процесс, а в фаблабе/мэйкерспэйсе можно на основе полученных знаний тут же создать продукт и применить знания на практике.

На горизонте пяти и более лет самым интересным трендом выглядит affective computing, то есть распознавание эмоций обучаемого. В это входит реакция на его настроение (веселое/грустное) и состояние (бодрое/утомленное, сконцентрированное/ взбудораженное). Развитие искусственного интеллекта приведет к улучшению методик адаптивного обучения и созданию по-настоящему персонализированного обучения. Наконец, расширение инструментария продолжится за счет создания нативных интерфейсов (natural user interfaces) вплоть до управления жестами и голосом как, например, это художественно реализовано в фильме «Железный человек».

Технологии — ключ к персонализации

Крупнейшим драйвером образования становятся работодатели, запросы которых определяют потребности обучающихся людей. Люди, в свою очередь, готовы платить за те знания или навыки, которые в кратчайшие сроки позволят им заработать.

Однако проблема традиционных образовательных институтов в том, что в них заложена универсальная методология, направленная на максимально быстрое обучение большого количества людей. В итоге никто не попадает идеально под эту методологию, и обучение каждого конкретного человека происходит не оптимально.

Основные надежды в digital education возлагаются на персонализацию образования с помощью ранее недоступных инструментов (таких как AR/VR) и технологий (таких как adaptive learning), которые вместе могут привести к существенному росту скорости и качества обучения.

Tags: инвестиции, образование, технологии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo luckyea77 july 4, 2016 11:42 2
Buy for 10 tokens
Публикую рейтинги форекс-компаний по таким параметрам, как суммарные капиталы инвесторов, суммарные капиталы управляющих и суммарные доходы ПАММ-счетов за все время по 20 самым крупным ПАММ-счетам. Капитал инвесторов (КИ) 1. PrivateFX - 11 636 000 $ 2. Альфа-Форекс - 7 007 000 $ 3. Alpari…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments