luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Россия 2025: от кадров к талантам



Источник

The Boston Consulting Group (BCG) – международная компания, специализирующаяся на управленческом консалтинге, ведущий консультант по вопросам стратегии бизнеса. Нашими партнерами являются частные, государственные и некоммерческие организации во всех отраслях и регионах мира. Вместе мы работаем над тем, чтобы выявить наилучшие возможности создания стоимости, найти оптимальные решения важнейших задач и преобразовать бизнес. Наш подход индивидуален: глубокий анализ динамики развития компаний и рынков сочетается с тесным сотрудничеством на всех уровнях управления компании клиента. Такой подход обеспечивает нашим клиентам устойчивое конкурентное преимущество, эффективность организации и долгосрочные результаты. Созданная в 1963 году, сегодня компания BCG имеет глобальную сеть из более 90 офисов в 50 странах. В России BCG работает с 1990 года, офис в Москве был открыт в 1994 году. Компания BCG в России сотрудничает с крупнейшими организациями во всех отраслях экономики страны. Дополнительную информацию можно найти на нашем глобальном сайте www.bcg.com и российском сайте www.bcg.ru.

Подготовили:
ВЛАДИСЛАВ БУТЕНКО, cтарший партнер и управляющий директор, председатель BCG Россия
КОНСТАНТИН ПОЛУНИН, партнер и управляющий директор
ИВАН КОТОВ, партнер и управляющий директор
ЕКАТЕРИНА СЫЧЕВА, директор
АНТОН СТЕПАНЕНКО, директор
ЕВГЕНИЯ ЗАНИНА, консультант
СОФЬЯ ЛОМП, консультант
ВИТАЛИЙ РУДЕНКО, консультант
ЕЛЕНА ТОПОЛЬСКАЯ, консультант

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня в России большое внимание уделяется обсуждению инноваций, цифровой экономики, производительности труда и конкурентоспособности. Однако эти планы нереализуемы без системного подхода к развитию человеческого капитала, включая как привлечение и удержание лучших умов, так и обеспечение условий для роста прогрессивных компаний-работодателей. Одна из важнейших задач этих компаний состоит в создании новых высококвалифицированных рабочих мест, присущих технологичной, диверсифицированной, творческой экономике – экономике знаний.

Данный доклад является стартовой точкой масштабной работы по развитию человеческого
капитала – одного из ключевых элементов конкурентоспособности страны. Мы ставили своей целью провести диагностику текущего состояния среды, в которой происходит развитие человека, и сформировать основу для продолжения открытой общественной дискуссии по одной из ключевых для устойчивого развития нашей страны тем. Проведенный анализ показал острую необходимость продолжения этой работы – разработки концепции решения
вызовов, описанных в докладе, и реализации этих решений на практике.

Уникальной особенностью этой работы стало проведение более 90 интервью с высшим руководством крупнейших российских организаций-работодателей из 22 отраслей, совокупно обеспечивающих рабочие места для более чем 3,5 млн человек: с представителями советов директоров и акционеров, руководителями и их заместителями по стратегическим и кадровым вопросам, HR-директорами, а также с представителями органов государственного
управления, системы образования, малого и среднего бизнеса, стартапов, деловых объединений, российскими и международными экспертами в области развития человеческого капитала.

В дополнение к интервью был проведен онлайн-опрос российских работодателей, ставивший целью сбор мнений о приоритетах и задачах компании в перспективе до 2025 года, планах и барьерах для развития, изменениях в штатной численности и категориях занятых, ожиданиях от сотрудников и требованиях к ним. Кроме того, опрос позволил сформировать видение влияния глобальных трендов и текущих реалий на образ будущего рынка труда в России.

Официальными партнерами исследования выступили ПАО «Сбербанк» и Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в Будущее», Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» и Global Education Futures. Оператором проекта выступила компания The Boston Consulting Group, она несет полную ответственность за содержание доклада и его выводы.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Дорогие друзья!

Каждый день мир меняется на наших глазах. Мы наблюдаем тектонические сдвиги в технологиях, геополитике и демографии. В этих условиях невозможно не за даваться вопросом: что это принесет наше му обществу, людям, рядом с которыми мы живем, и — самое главное — нам самим?

Вопросы профессиональной реализации и образования — одни из наиболее важных в нашей жизни. И это неудивительно, учитывая то, сколько времени каждый из нас тратит на учебу и работу и сколько от этого зависит. И конечно, происходящие сейчас радикальные изменения не могут не затрагивать и эти сферы.

Наш доклад — это попытка предугадать и, по возможности, спрогнозировать эти изменения и спроецировать их значение для России. Каким будет рынок труда уже в 2025 году? Какие специальности будут пользоваться спросом, а кому придется искать новый способ зарабатывать на жизнь? Готова ли Россия к общемировым сдвигам и что необходимо, чтобы сохранить конкурентоспособность на международном уровне?

Основываясь на результатах опросов ведущих российских предприятий, компания BCG в партнерстве со Сбербанком, Worldskills и Global Education Futures попыталась отследить текущий вектор развития рынка труда, определить основные препятствия, стоящие на пути профессионального роста талантов, и сформулировать восемь потенциальных шагов к повышению глобальной конкурентоспособности.

Мы полагаем, что для того, чтобы вернуться на путь активного роста, Россия должна будет полностью пересмотреть не только свою кадровую, но и экономическую модель, отказаться от текущей иллюзии стабильности и начать работу по формированию среды, которая будет способствовать развитию
и процветанию талантливых специалистов, или, как их сегодня называют, «талантов».

Мы видим, как страны-лидеры активно трансформируют свои образовательные системы, концентрируясь на развитии когнитивных навыков вместо привычной «загрузки» знаний. Они принимают активное участие в переквалификации национальных трудовых ресурсов и помогают им адаптироваться к меняющейся рабочей среде, привлекая лучших специалистов в сферу образования и максимально используя возможности цифровизации. Мы уверены в том, что России необходимо встать на этот
же путь.

Надеюсь, что наш отчет позволит вам по-новому взглянуть на вопросы будущего развития талантов в России и принять участие в совместном обсуждении этой важнейшей темы.

Ханс Пол Бюркнер,
Председатель BCG



Если Бог хочет наказать кого-то, он лишает его разума. Страна, которая отдает свои мозги другим странам, скорее всего, останется без будущего. Наш шанс на экономическое развитие – это найти способы соединения высококачественного человеческого капитала, который страна продолжала рождать, несмотря на разнообразные трудности, с российской экономикой, которая до сих пор была весьма примитивным отпечатком минеральных богатств страны.

Думаю, что тот доклад, который сделан компанией BCG и ее партнерами в качестве стартовой точки для дискуссии, очень правильно ставит основной вопрос: показатель поглощения человеческого капитала – категория «Знание» по методологии Расмуссена, т. е. высококачественного человеческого капитала, – экономикой и обществом страны и есть главный признак того, верной ли мы дорогой идем. Но для того, чтобы это произошло, фактически нужно говорить и о спросе, который предъявляет (а пока не
предъявляет) на такой капитал экономика страны, и о предложении, которое отчасти обеспечивают (а на самом деле не обеспечивают) отрасли, производящие человеческий капитал.

Сначала о спросе. Думается, что шанс российской экономики на ближайшее время связан с перспективами диджитализации и цифровой экономики не потому, что это модно, а потому, что это неожиданно хорошо ложится на то, что мы традиционно умели делать: креативные разработки, уникальные,
малосерийные, нестандартные продукты. Цифровая экономика есть полностью и целиком экономика индивидуализированных и кастомизированных продуктов, производимых небольшими группами. И для этого требуется не много капитала денежного, а много качественного человеческого капитала.

В производстве человеческого капитала, соглашусь с авторами доклада, принципиальным становится акцент на «мягкие» на выки: на широту взгляда, способность вести дискуссию, разнообразно презентировать
результат, коммуницировать, работать в командах. И тогда возникает не только вопрос, чему мы учим, но и как и где мы учим, причем не только в школе и университете. Потому что на самом деле продуктом образовательной системы, культурной политики, скрытой или открытой формы организации налогов, способов осуществления службы в армии или вариантов содержания людей в тюрьме являются те или иные социокультурные характеристики нации. Можно ли изменить тормозящие наше развитие
установки на избегание рисков и высокую дистанцию власти? Можно. Хотя, полагаю, не совсем теми методами, о которых пишут авторы доклада, предлагающие значительную дифференциацию оплаты и пропаганду
иных моделей успеха, в частности в медиа. Думаю, что такие сдвиги делаются более сложными способами. Но они делаются.

Мы живая страна, рождающая по-прежнему умных и образованных людей, имеющая хороший шанс на будущее. Давайте об этом поговорим. Для того, чтобы потом из этого разговора получились стратегии нашего
движения к желаемому будущему и к такому положению страны и людей, за которое нам не было бы стыдно перед последующими поколениями.

Александр Александрович Аузан, доктор
экономических наук, декан экономического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова


КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

На протяжении последних лет в России на государственном уровне предпринимаются усилия по диверсификации экономики страны и переходу на инновационную траекторию развития. У этого стремления
есть фундаментальные предпосылки: в мире господствуют глобальные технологические, демографические и геополитические тренды, подрывающие сложившееся разделение труда и формирующие новый экономический уклад – экономику знаний.

Группу стран, уже перешедших к экономике знаний, объединяет и схожая структура рынка труда. Все более существенную роль на этом рынке играют люди, которые способны работать в условиях неопределенности
и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества. В докладе мы относим такие рабочие места к категории «Знание» – в структуре занятости передовых стран их уже сейчас не менее 25%.

Однако самого по себе создания определенных рабочих мест недостаточно. В докладе мы формулируем Целевую модель компетенций 2025 – тот набор ключевых универсальных компетенций, без освоения которых невозможно прийти к эффективности в XXI веке: умение критически мыслить, эффективно работать в команде и взаимодействовать с другими людьми, быстро адаптироваться к изменениям, принимать решения, самостоятельно организовывать деятельность, уметь работать с огромными
массивами данных и прочее.

Россия на сегодняшний день не добилась успехов в конкуренции за место в экономике знаний. Доля высокотехнологичного производства мала, не более 17% рабочих мест страны можно отнести к категории «Знания», в дефиците и универсальные компетенции. Такая ситуация вызвана тремя
ключевыми причинами:

1. Нет критической массы спроса на знания. По уровню привлекательности рынка труда для талантов Россия отстает не только от развитых, но и от многих развивающихся стран, продолжая терять
таланты. Во многом это связано с тем, что российская экономика продолжает быть преимущественно сырьевой, ориентированной на экспорт природных ресурсов. Спрос на труд в целом остается
примитивным, в структуре работодателей доминирует государство. Поощряется модель «социальной занятости», когда даже в условиях сокращения ВВП сохраняются неэффективные рабочие места. В стране очень медленно растет доля предприятий малого и среднего бизнеса (16%), стагнирует цифровая экономика (2–2,5%), в зачаточном виде представлен венчурный рынок (в сотни раз меньше американского, в 12 раз меньше израильского, в 6 раз меньше японского).

2. Система образования не готовит кадры для экономики знаний. Система школьного образования слабо восприимчива к изменениям, а подготовка учителей не успевает за современными требованиями образовательных стандартов. Высшее образование в большинстве вузов потеряло качество, но стало «всеобщим»: за 1993–2015 годы число мест в вузах вы росло более чем вдвое при сокращении
когорты абитуриентов на 36%. При этом система образования «не слышит» бизнес, в результате чего 91% работодателей отмечает нехватку практических знаний у выпускников, а четверть обладателей
дипломов идут работать на должности, не требующие их уровня образования.
Отсутствует и практика обучения на про тяжении всей жизни: обучение большинства людей прекращается по достижении 25 лет, а повышение квалификации часто носит формальный характер.

3. Не создана среда, необходимая для развития и самореализации человека. Существенная доля занятых из-за низких зарплат работает в условиях «трудовой бедности», а почти 6,5% трудоспособного населения России (4,9 млн чел.) получают зарплату на уровне МРОТ. При этом любая работа в стране стоит примерно одинаково (например, разница в оплате труда водителя и врача в РФ – 20%, в то
время как в Германии – 174%, в США – 261%, в Бразилии – 172%), что снижает мотивацию людей к выбору высококвалифицированных профессий. В результате 98% населения страны отдает приоритет безопасности и стабильности, а не ценностям роста. Доминирующая ролевая модель российской молодежи и их родителей сегодня – успешный чиновник, а не высококвалифицированный профессионал или предприниматель.

Сохранение действия этих трех факторов, на наш взгляд, приведет к тому, что уже к 2025 году Россия значительно ухудшит свои конкурентные позиции в глобальной экономике знаний и с высокой вероятностью потеряет возможность догнать группу передовых стран.

В то же время мы уверены в том, что предлагаемые в докладе «Россия 2025: от кадров к талантам» меры позволят трансформировать подход к формированию человеческого капитала в стране и подстегнуть развитие сегментов экономики, ориентированных на знания.

Система мер, направленная на стимулирование массового спроса на кадры категории «Знание».

1. Создание конкурентного предложения условий труда для профессионалов категории «Знание» работодателями с государственным участием.

2. Сокращение неэффективной «социальной занятости».

3. Создание на национальном уровне системы переквалификации высвобождаемых кадров.

4. Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в России, включая стимулирование развития инновационных малых предприятий и постановку целей губернаторам и руководству
регионов.


Система мер, направленная на создание опережающего предложения работников категории «Знание» системой образования.

5. Создание опережающего предложения кадров – носителей целевых компетенций – образовательной системой.

6. Перенос фокуса образовательных программ с развития предметных знаний и запоминания информации на развитие личностных и метапредметных компетенций.

7. Стимулирование притока талантов в сферу образования.


Создание среды, благоприятной для привлечения и развития кадров категории «Знание».

8. Продвижение ценностей роста и профессионального развития на уровне страны и, в частности, внутри компаний.

Реализация данных шагов способна вывести Россию не только на среднемировые, но и на опережающие темпы роста, обеспечив к 2025 году ее вхождение в группу передовых стран экономики знаний.

Tags: исследование
Subscribe

Posts from This Journal “исследование” Tag

promo luckyea77 july 4, 2016 11:42 2
Buy for 10 tokens
Публикую рейтинги форекс-компаний по таким параметрам, как суммарные капиталы инвесторов, суммарные капиталы управляющих и суммарные доходы ПАММ-счетов за все время по 20 самым крупным ПАММ-счетам. Капитал инвесторов (КИ) 1. PrivateFX - 11 636 000 $ 2. Альфа-Форекс - 7 007 000 $ 3. Alpari…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments