luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Высокотехнологичная экология: зачем IT-компании уходят в «зеленые» технологии



В последнее время IT-компании все больше интересуются зелеными технологиями, в частности зеленой энергетикой и прочими экологичными решениями в производстве. Так, Apple недавно рассказала о расширении своих инициатив в сфере возобновляемой энергетики в Китае, Panasonic активно сотрудничает с Tesla для создания батарей к электрокарам. «Лента.ру» решила выяснить, какие интересные проекты предлагают технологические компании в мире и, главное, зачем они это делают.

Экологическая ответственность как новый тренд

Для уменьшения вредных выбросов в окружающую среду компании стали переходить на модель передового производства, получившего термин advanced manufacturing. Для него характерно использование новых безопасных материалов и интеллектуальных систем, в частности, робототехники и беспроводных сенсорных сетей. В качестве примера можно привести набор взаимосвязанных беспроводных сенсоров и информационных систем, которые контролируют состояние объектов на предприятии: оборудования, конвейеров, сборочных аппаратов, реакторов.

«Подобные системы в режиме реального времени обрабатывают данные, полученные с датчиков, и взаимодействуют с управляющими элементами производства», — рассказал «Ленте.ру» генеральный директор Ericsson в России Дмитрий Масельский. — Такая автоматизированная система реагирует на любые изменения показателей на предприятии, оповещает персонал об авариях и проблемных ситуациях, анализирует эффективность использования оборудования, оценивает уровень загрязнения окружающей среды и объемы производимых отходов».

Сегодня технологии могут служить не только интересам потребителя и корпораций, но и помочь в создании эффективных инструментов для защиты окружающей среды. Использование ИКТ-решений может сократить совокупный объем выбросов парниковых газов на 15 процентов до 2020 года, свидетельствуют данные прогноза Глобальной инициативы по устойчивому развитию электронной сферы (GeSI). Это в пять раз превышает объем выбросов, производимых ИКТ-сектором.

Таким ярким примером служит некоммерческая организация OCEARCH, которая занимается мониторингом поведения и защитой акул от вымирания в акваториях мира. Цифры говорят, что ежегодно в мире вымирает почти 100 миллионов акул, то есть свыше 250 тысяч акул в день. Чтобы исправить такую ситуацию, OCEARCH взяла на вооружение передовые технологии: с помощью цифровых передатчиков сотрудники организации могут следить за перемещением и поведением акул, установить причины вымирания и найти возможные решения. А всю собранную информацию желающие могут получить в открытом доступе через мобильное приложение. Таким образом исследователи привлекают внимание к проблемам животных. И, к счастью, это не единственный пример в мировой практике.

В Германии, Дании и Швеции также набирают популярность «активные» дома, работающие на возобновляемых источниках энергии и потребляющие меньше энергии, чем могут производить, рассказала «Ленте.ру» Ольга Будник, директор по коммуникациям центра корпоративных инноваций Next Capital.

«Архитекторы и строители все чаще выбирают сертификацию объектов по стандартам экологического строительства, американскому LEED, британскому BREAM или немецкому DGNB. Это значит, что здание изначально проектируется так, чтобы потреблять меньше энергии, а при строительстве производится минимум мусора», — говорит она.

IT-компании на страже экологии

Увеличение оборотов бизнеса, публичность и нарастание влияния бренда ставит такие компании перед определенной ответственностью не только перед своими клиентами, но и экологией. Однако стоит отметить, что показатель воздействие сектора ИКТ на окружающую среду является одним из самых низких в структуре мировой экономики — примерно 2 процента общих выбросов углекислого газа. Некий экологический аспект возник еще в 1990-е годы, когда IT-компании стали внедрять «зеленые» практики закупок из-за высокотоксичных элементов в оборудовании, рассказывает директор по развитии Экобюро GREENS Елена Смирнова. Это наиболее характерно для азиатских стран. Так например, крупная японская корпорация Panasonic реализует множество проектов в этом направлении. Самый ее крупный проект — умный город устойчивого развития Фуджисава, открывшийся в пригороде Токио в 2014 году. Он примечателен тем, что вмещает в себя 1000 домов, которые не выбрасывают CO2.



Большая часть электричества, потребляемого городом, в нем же и производится — с помощью солнечных панелей или специального оборудования для выработки энергии из природного газа. Рациональное расходование энергии в умных домах обеспечивают системы SMARTHEMS. Кроме солнечных панелей, в каждом доме установлен аккумулятор, где накапливается избыток энергии, произведенной в светлое время суток, чтобы использовать ее ночью. Строительство умного города планируется полностью закончить к 2018 году.

Panasonic давно уделяет внимание природоохранным вопросам и имеет множество направлений бизнеса, связанных с энергетикой. Япония с ее географическими и природными особенностями (частые землетрясения, недостаток земельных ресурсов) очень озабочена снижением выбросов CO2 и сохранением ресурсов, сообщил в беседе с «Лентой.ру» гендиректор Panasonic Россия Дзюнити Судзуки. Компания планирует развивать «зеленые» начинания и за пределами Азии.

В США активной деятельностью в сфере зеленой энергетики занимается, конечно же, такие IT-гиганты, как Google и Apple. Но если технологические компании стараются фокусироваться на местных достижениях, то «яблочной» корпорации этого мало. В мае 2015 года Apple объявила о расширении своих инициатив в сфере возобновляемой энергетики и защиты окружающей среды в Китае, где, как известно, производится большая часть продукции корпорации. Американский гигант планирует создать в КНР более 400 000 гектаров экологично управляемых промышленно используемых лесов, которые обеспечат необходимый объем волокна для производства целлюлозы, бумаги и продуктов из древесины.

Apple гордится и тем, что к концу 2014 года обеспечила возобновляемой энергией все свои офисы, дата-центры и розничные магазины в США на 100 процентов. «Мы показали пример, сделав экологичными наши дата-центры, офисы и розничные магазины. Теперь мы готовы возглавить движение к снижению выбросов углекислого газа на производстве», — сказал Тим Кук, глава корпорации Apple.

Солнце — главная альтернатива

Важной частью «зеленых» технологий является альтернативная энергетика. В первую очередь, это солнечная энергия. Один из заметных европейских проектов в этой области — мост Блэкфрайарз в Лондоне. Крупнейший в мире мост с «солнечной» крышей открылся в начале 2014 года. Он оборудован в общей сложности 4400 фотоэлектрическими панелями Panasonic HIT, пиковая мощность каждой из них составляет 250 ватт. Общая площадь — 19 685 квадратных футов. Ожидается, что панели будут ежегодно генерировать до 900 000 киловатт-часов. Благодаря этому планируется обеспечить 50 процентов от годовой потребности вокзала в электричестве, а также сократить выбросы СО2 на 563 тонны в год.

Тему солнечной энергии продолжает и швейцарский Solar Impulse 2 — это первый в мире пилотируемый самолет на солнечных батареях. В широкое освещение в СМИ он попал в марте 2015 года, когда отправился из Абу-Даби в кругосветное путешествие, призванное продемонстрировать возможности альтернативной энергетики. Правда, не обошлось без проблем: судно было вынуждено из-за неблагоприятных погодных условий совершить посадку в японском городе Нагое. Продолжительность путешествия по плану составит пять месяцев (из них в воздухе — 25 дней). За это время Solar Impulse 2 должен совершить не менее 12 посадок.


Мост Блэкфрайарз в Лондоне Изображение: Solarcentury.com

В прошлом году Apple начала строительство комплекса малых гидроэлектростанций в Прайнвилле (штат Орегон) и солнечной электростанции в Йерлингтоне (штат Невада). Они призваны обеспечить дата-центры компании энергией. В Китае у компании уже работает первая крупная солнечная электростанция.

Но специалисты отмечают, что в этом направлении стоит обратить внимание не только на деятельность Японии, США и Европы, но и на всесторонне развивающийся Китай. Так, здание-парус Pearl River Tower в Гуанчжоу уже прозвали самым «зеленым» небоскребом в мире.

«Представьте здание высотой 71 этаж, внутри которого спрятаны ветряные турбины, способные генерировать более 60 процентов энергии, необходимой для питания всего сооружения, — сообщил «Ленте.ру» Максим Плосконосов, сооснователь компании LPgenerator. — Его уникальность состоит в особой конструкции фасада, который обладает способностью захватывать встречные потоки ветра и направлять их внутрь здания к турбинам ветряных генераторов. Эта система позволила архитекторам из Поднебесной максимально приблизиться к мечте о "нулевом" потреблении энергии традиционных источников питания».



Строительство небоскреба Pearl River Tower (слева), спроектированного архитектором Гордоном Гиллом. Август 2010 года. Фото: Bobby Yip / Reuters

Другим приверженцем альтернативной энергии является Tesla Motors, за которой стоит известный предприниматель Илон Маск (ему принадлежит также частная космическая корпорация Space X, которая стремится стать монополистом доступных коммерческих полетов в космос). В области «зеленых» технологий он представил публике аккумуляторную систему Tesla Energy, состоящую из «домашней» Powerwall и «промышленной», более мощной Powerpack. Powerwall предназначен для домашнего использования и питается от солнечных батарей или обычной электросети, позволяя сделать дом полностью автономным в плане энергоснабжения при отключении электричества.

Другая заметная область интересов Tesla — всем известные электрокары. Для популяризации своих экологичных машин компания подписала соглашение с японской Panasonic. В его рамках в Неваде (США) откроется завод Gigafactory по производству батарей. Новое предприятие призвано удешевить производство аккумуляторов повышенной емкости, а также обеспечить Tesla запасом батарей, необходимых для реализации глобального плана компании по популяризации электрокаров. Gigafactory будет производить аккумуляторные ячейки, модули и блоки для электромобилей Tesla и стационарных систем хранения. Планируется, что к 2020 году общая мощность произведенных ячеек достигнет 35 гигаватт-часов, батарей — 50 гигаватт-часов. По прогнозам Tesla, к 2020 году на Gigafactory будут работать около 6500 человек.

Кому это выгодно

Но главный вопрос остается в том, зачем это нужно самим компаниям. Конечно, известные бренды, которые у всех на слуху, способствуют моде на экологическую ответственность, считают эксперты. «В крупных компаниях, таких как Apple, Panasonic, Tesla, работают визионеры, которые понимают, что яркие медийные проекты в сфере «зеленых» технологий помогают привлечь внимание к самим технологиям, сделать их более модными и привлекательными для остального рынка, что в итоге приведет к широкому распространению идеи "умного" производства», — сказала «Ленте.ру» Ольга Будник.

«Зеленые» технологии — также способ заработать дополнительные очки. Как прокомментировал «Ленте.ру» руководитель направления по решениям SAP в области устойчивого развития Олег Марочкин, энергоэффективные, экологически безопасные товары, предоставляемые потребителям, помогают IT-корпорациям меньше тратить на обслуживание таких устройств и заодно повышают лояльность к бренду: «Такой подход позволяет снизить издержки и производителя, и потребителя. Получается, что быть сторонником «зеленых» технологий не просто модно, но и выгодно».

Вторит ему и Максим Плосконосов. «Публичным компаниям здесь выгодно придерживаться «зеленого» курса и говорить о бережливом производстве, — сказал «Ленте.ру» сооснователь компании LPgenerator. — Социальная ответственность бизнеса на Западе — не пустой звук, это реальный инструмент формирования лояльности собственного персонала, клиентов, партнеров и государства». IT-компании, как и любой бизнес, мыслит категорией прибыли, продолжает Плосконосов. «Ни для кого не секрет, что «зеленые» инициативы крупных компаний, особенно в части поиска альтернативных источников энергии, оправданы снижением расходов на энергообеспечение и в ряде случаев полной независимостью в потреблении ресурсов от поставщиков», — поясняет он. Так, в 2014 году «шоколадная» компания Mars наравне с IT-корпорациями представила рынку собственный план стратегического развития бизнеса, где отдельной строкой было прописан перевод на возобновляемые источники энергии 37 фабрик и порядка 70 собственных офисов по всему миру.

Между тем, в такие «зеленые» практики должны вовлекаться не только бизнес, но и сами потребители, говорит Дзюнити Судзуки. «Люди должны понимать, что вся эта история с сохранением энергии и снижением выбросов CO2 — это не просто слова. Важно видеть реальную экономическую выгоду в ежемесячных счетах за свет, тепло и прочее. Устанавливая экологичное оборудование у себя дома, вы должны понимать, когда оно окупится», — отмечает глава Panasonic в России. По его мнению, это займет некоторое время, но когда клиенты заметят экономическую выгоду, экологичный образ жизни станет доступен и развивающимся странам.

А как у нас?

Опрошенные «Лентой.ру» эксперты сошлись во мнении о том, что в России внедрение «зеленых» технологий пока не очень востребовано: страна обладает богатыми природными ресурсами, и необходимость в таких проектах может быть не столь остра.

«Конечно, то, что у нас много углеводородов и цена на энергию ниже, чем в других странах, не способствует развитию технологий энергоэффективности и возобновляемой энергетики. А то, что у нас обширные территории не помогает развитию переработки отходов. Но в результате это приводит только к тому, что мы последними внедряем новые технологии и не становимся лидерами на новых технологических рынках», — утверждает Георгий Гоголев, руководитель отдела развития профессионализма РВК.

Какие-то зародыши экологических инициатив в нашей стране все-таки есть. Например, бизнес-центр Дукат Плейс III, штаб-квартира Siemens и бизнес-центр «Японский дом» в Москве и ряд других зданий построены по стандартам экологического строительства, сообщила Будник. Самым же масштабным и последним проектом из них — часть объектов Олимпийского парка в Сочи. Не все эксперты смотрят на Россию так пессимистично. Мерлен Эфрос, руководитель проектов агентства Mobydee, упоминает случай с энергосберегающими лампами, которым поначалу тоже не прогнозировали высокого спроса: «Сейчас энергосберегающие лампы используются по всей России. На мой взгляд, в России "зеленые" технологии будут набирать оборот с каждым годом, несмотря на лидерство в области нефтегазовых ресурсов».

Развитие «зеленых» технологий сталкиваются с определенными сложностями в России. «Инициатива перехода на энергосберегающие и светодиодные лампы, активно поддержанная еще президентом Медведевым, больше походила на хорошо спланированную пиар-акцию: никто не говорил бизнесу о выгодах, не называл периоды окупаемости. Это основная проблема, которую испытывают разработчики "зеленых" технологий в России — полное отсутствие конкретных кейсов, метрик, которые показывали бы реальные плюсы применения технологий бережливого использования ресурсов», — сетует Плосконосов.

Другая особенность, по мнению Плосконосова, географическая и климатическая: «У нас нет ветров, особенно в центральной части страны, где сосредоточены все самые крупные IT-компании и основные потребители альтернативной энергии. Солнечная активность у нас тоже не такая высокая для развития комплексов солнечной энергетики. Поэтому развитие "зеленых" технологий пока еще можно считать коммерчески нецелесообразным».

Глава Panasonic в России подчеркивает, что к активному развертыванию «зеленой» деятельности должно подключиться государство. «Сокращение выбросов CO2 — глобальный вопрос. И Россия должна демонстрировать, какие усилия она в этой области предпринимает. Поэтому если такие инициативы получат государственную поддержку, то это может создать определенные возможности для бизнеса», — отметил Судзуки. В качестве примера эксперт привел программу популяризации электрокаров Tesla в Швеции: при покупке экологичного автомобиля владелец может бесплатно заряжать его на протяжении всей жизни — за это платит государство. «В Германии, если вы устанавливаете солнечные панели и батареи, государство субсидирует часть стоимости оборудования, — продолжает Судзуки. — Иначе эти решения были бы слишком дорогими для обычных людей. Мы пытаемся удешевить технологии и общую стоимость, но они до сих пор остаются непозволительны рядовым гражданам. Поэтому и нужна государственная поддержка, чтобы людям стало это интересно».

Tags: компании, энергетика

Posts from This Journal “энергетика” Tag

promo luckyea77 july 4, 11:42 2
Buy for 10 tokens
Публикую рейтинги форекс-компаний по таким параметрам, как суммарные капиталы инвесторов, суммарные капиталы управляющих и суммарные доходы ПАММ-счетов за все время по 20 самым крупным ПАММ-счетам. Капитал инвесторов (КИ) 1. PrivateFX - 11 636 000 $ 2. Альфа-Форекс - 7 007 000 $ 3. Alpari…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments