luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

В каких фантастических произведениях описаны технологии, которые сегодня стали реальностью



Олег Варламов, д. т. н., старший партнер и председатель научно-технического совета "Мивар", разработчика искусственного интеллекта:

"Конечно, авторов и режиссеров, прежде всего, интересуют либо динамика, либо драматизм, так как они лучше продаются. Поэтому нет ничего удивительного, что набор "фантастических технологий" весьма ограничен. Прежде всего, это зрелищные космические баталии с использованием лучевых технологий. Это и недавно вышедшая картина "Стражи Галактики", и "Звездные войны", и даже еще советский фильм "Гостья из будущего". Не теряют популярности описанные еще Гербертом Уэллсом перемещения во времени. Всем по-прежнему любопытно ответить на вопрос: "Что было бы, если бы в прошлом можно было поступить иначе?" Ну и, конечно, все больше пугают и завораживают человека потенциальные возможности искусственного интеллекта. Восстание машин, описанное еще в начале XX века Карелом Чапеком в пьесе "R.U.R.", - очень популярная тема. Прикладные же технологии, которые используются людьми каждый день, чаще всего всплывают в книгах и фильмах, как бы между прочим, вскользь.

Очень популярна тема управления роботом (например, "Живая сталь") или оружием ("Стражи Галактики") с помощью голосовых команд. Подобные системы так или иначе используются как частными пользователями, так и бизнесом. Например, вполне адекватно голосовые запросы обрабатывает виртуальная помощница Siri от Apple или поисковая система Google. Конечно, системы с английским языком работают адекватнее, чем с русским, однако, как говорится, лиха беда начало. С помощью голоса уже сегодня можно управлять даже телевизором".

"Если говорить о фильме "Особое мнение", снятом в 2002 году Стивеном Спилбергом, то в нем обозначен целый ряд технологий. Транспортные средства в фильме движутся на автопилоте, то есть действует, разрабатываемая уже сейчас система "умных дорог" и "умных автомобилей". В том же фильме мы можем наблюдаться потасовку двух главных персонажей в полностью автоматизированном цехе автозавода. А это свидетельствует о том, что незримо присутствует интеллектуальная система управления производством и контроля за качеством выпускаемой продукции. Современные производства уже сильно роботизированы, АСУ ТП присутствуют во многих отраслях. В фильме показаны системы безопасности, использующие биометрическую идентификацию граждан, причем, не по отпечаткам пальцев, а по "радужке" глаза. Кроме того, по радужной оболочке ока главного героя идентифицируют системы таргетированной рекламы. Сейчас подобные системы разрабатываются на базе технологии Big Data. В уже существующих проектах человек "опознается" по SIM-карте телефона. Впрочем, системы идентификации в потоке по лицам уже действуют, в том числе и в России. Чтобы обрабатывать такие объемы информации, управлять движением транспорта и производственными процессами, нужен мощный искусственный интеллект. Спилберг не акцентирует на этом внимание, но роль информационных систем в его произведении чрезвычайно высока.

Кроме того, в фильме "Особое мнение" информация из одной системы легко передаются в другую. Это значит, что унифицирован формат хранения и обмена данными. Сейчас многие компании высказывают заинтересованность в гармонизации своего IT-ландшафта. Разработчики пытаются создать такие продукты, которые облегчили бы взаимодействие OSS/BSS систем друг с другом и прочими системами. Реализовать это можно было бы на базе развитого искусственного интеллекта, надстраиваемого над системами и управляющего всеми процессами".

"Надо сказать, что тема искусственного интеллекта вообще очень популярна в последнее время. Конечно, в кинематографе она подается скорее как спекуляция. Чаще всего зрителя пугают конфликтом между искусственным интеллектом и человеческим обществом. Например, в фильме "Терминатор" система управления "Скайнет", использующая искусственный интеллект, уничтожила человечество, так как посчитала его потенциально опасным. Систему подобную "Скайнет" люди способны создать уже сегодня. Любопытно, что мало в каких картинах описывается симбиотический вариант сосуществования людей и искусственного интеллекта. Человек и компьютерный разум обычно противопоставляются - за редким исключением. Например, в фильме "Из машины" андроид ненавидит своего создателя - гениального программиста и, чтобы вырваться от него, привлекает на свою сторону первого попавшегося человека. В фильмах "Страховщик" и "Превосходство", наоборот, человечество боится за свое будущее и поэтому стремится уничтожить искусственный интеллект, наделенный душой. Впрочем, это скорее вопрос психологии отношений, а не высоких технологий. В то же время, реализована другая технология, которая упоминается в таких фильмах как "Джонни Мнемоник" или "Окончательный монтаж", вживление чипов в человеческое тело. Бесконтактные технологии считывания применяются уже достаточно давно и широко, это и NFС-чипы и RFID-метки. Они используются и в пластиковых картах, и в электронных пропусках/ключах".

Альберт Алиев, исполнительный директор Fun-box:

"Я могу привести в пример первую часть "Терминатора". Сам Терминатор - это робот с искусственным интеллектом, помещенный в человеческую ткань так, что его не отличить от обычного человека. С робототехникой и искусственным интеллектом все понятно. Но меня больше удивляет печать органов. Она уже началась. В мире несколько компаний занимаются 3D-принтингом органов (оно же биопринтинг), и занимаются успешно. Уже успешно печатают артерии, небольшие кости, кожный покров. На подходе почки и женская грудь. Еще десять лет - и идея "человекоподобного" робота станет реальностью".

Артем Желтов, редактор раздела футурологии журнала "ЕСЛИ", директор по стратегическому развитию исследовательской группы "Конструирование будущего":

"В "Имя мне легион" Роджера Желязны описана концепция Big Data, взлом системы "большого брата", создание фальшивых личностных профилей. В "Доннерджеке" - последствия игрофикации и виртуализации рабочих процессов. У Гибсона в цикле "Муравейник" описаны прототипы кучи современных ИКТ-устройств и решений, которые реализуются на глазах. Что самое милое - еще в 1980-х. Современное ИКТ вообще говоря живет в сценарии, описанном Гибсоном.

У Лафферти, в "Школе на Камерои" - проблематика развития образования. У Айзека Азимова в разных произведениях описаны законы робототехники, сценарий развития андроидов и их интеграции в общество (начал реализовываться), ну и психоистория, над которой плотно работает много толковых персонажей, включая военных".

Екатерина Ильвовская, заместитель генерального директора по маркетингу B2B-Center:

"В литературе есть очень много удивительных примеров того, как фантасты предугадывают появление новых технологий и устройств.

Герой романа Артура Кларка "2001: Космическая Одиссея" (1968) использует "газетный планшет" (устройство, позволяющее получать поток непрерывно обновляемой информации, которая выводится на экран) - прообраз современного планшетного компьютера.

А прототип смартфона (с видеофункциями и возможностью получения сводки новостей) описан Уильямом Гибсоном в романе "Граф Ноль" (1986). Можно считать, что концепцию интерфейса современного смартфона предложил Роджер Желязны: герои его "Хроник Амбера" (1970) могут общаться при помощи колоды карт, выбирая для связи карту с изображением нужного человека.

Герои романа Хьюго Гернсбека "Ральф 124С 41+" (1911) общаются посредством того, что мы сейчас назвали бы видеочатом. Первая веб-камера была включена через 80 лет после выхода романа.

Гарри Гариссон в рассказе "Я тебя вижу" (1959) описал мир, в котором действия каждого человека непрерывно контролируются электронным мозгом при помощи видеокамер, встроенных во все окружающие предметы. Сейчас для нас это неудивительно - камеры видеонаблюдения развешаны во многих общественных местах, с их помощью удается изобличать нарушителей порядка и предотвращать преступления, они осуществляют контроль над превышением скорости на автодорогах. Главный герой этого рассказа похищает крупную сумму денег, потому что ему хотелось иметь вещи, которые он никогда не мог бы позволить себе на собственное жалованье. Тут вспоминается Эдвард Беллами, который в романе "Взгляд назад" (1888) выдвинул идею кредитных карт".

Денис Царев, директор "Грувител", разработчика мобильных и IoT приложений:

"Еще в 1909 году Никола Тесла сказал: "Вскоре появится возможность отправки сообщений по воздуху (беспроводным способом) по всему миру, и каждый сможет отправлять такие сообщения с личного аппарата". В сериале "Стартрек" капитан Кирк пользовался тем, что мы сейчас называем "планшетным компьютером" - аналогом iPad".

Олег Варламов, д. т. н., старший партнер и председатель научно-технического совета "Мивар", разработчика искусственного интеллекта:

"Очень во многих фильмах встречается технология "дополненной реальности" (например, "Стражи Галактики"). Пока она не получила широкого распространения, однако техно-гики уже имели возможность проверить, как работают Google Glass. Со временем технология перестанет быть "дорогой игрушкой", а будет доведена до ума и наверняка получит применение, в том числе на производстве. Близка по идеологии к "дополненной реальности" технология дистанционного управления роботами и роботизированными комплексами. Например, в фильме "Игра Эндера" показано, как подросток в игровой форме, используя специализированный интерфейс, управлял космической битвой против армии инопланетных существ. Подобные "недетские игрушки" уже доступны - например, в США существует целое подразделение пилотов боевых дронов. Справедливости ради, стоит упомянуть, что в СССР еще в 70-х годах прошлого века была профессия оператора лунохода".

Tags: технологии

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo luckyea77 july 4, 11:42 2
Buy for 10 tokens
Публикую рейтинги форекс-компаний по таким параметрам, как суммарные капиталы инвесторов, суммарные капиталы управляющих и суммарные доходы ПАММ-счетов за все время по 20 самым крупным ПАММ-счетам. Капитал инвесторов (КИ) 1. PrivateFX - 11 636 000 $ 2. Альфа-Форекс - 7 007 000 $ 3. Alpari…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments