luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

А может еще не наступило?



Моя запись "АНДРЕЙ ПОЗДНЯКОВ: БУДУЩЕЕ УЖЕ НАСТУПИЛО" вызвала большое внимание у читателей моего блога. В январе её просмотрели свыше 30.000 раз. Ранее другие мои записи такого ажиотажа никогда не вызывали. В связи с этим, я решил еще раз посвятить пост данной теме и разместить ответы Андрея Позднякова на некоторые вопросы, размещенные им в фейсбуке: ссылка

Материал, размещенный ТВ2 http://tv2.today/Publication/Details/Andrey-pozdnyakov-budushchee-uzhe-nastupilo, вызвал множество вопросов и комментов. На многие из них я ответил по месту комментариев, а остальные собрал в кучу и ответил здесь.

«Вот только мне кажется, что будущее наступило только в Калифорнии. В холодных странах снег лежит на крышах 7 месяцев в году, так что с энергией солнца не получается ничего.»

Я оговаривался, что к 2025 году все это будет иметь место для той части мира, где проживает 80% населения Земли. Оставшиеся полтора миллиарда будут охвачены несколько позднее. Но не намного. Вертикально расположенные панели не накапливают снега на поверхности, а по эффективности зимой в России работают лучше, чем горизонтальные.

Тепло от солнышка поступает в основном в инфракрасном диапазоне, а солнечные батареи работают в основном в видимом и близком ультрафиолете, которые не греют. Конечно, зимой день короче и дымка чаще, так что батареи будут вырабатывать намного меньше, возможно даже в пять раз меньше, но это сильно зависит от конкретного места. В Забайкалье разница между зимой и летом будет раза в два-три, только за счет сокращения светового дня. А в заполярье — в сто. Так что чукчи так и будут продолжать пасти оленей на бензиновых снегоходах.

«Электромобиль тоже в Сибири не катит. Батарейки не хватит даже для обогрева. Да и речь идёт не только о легковом авто. Никогда не слышал про снегоуборочную машину на батарейках.»

В Норвегии очень даже катит, посмотрите на продажи там электромобилей. И про снегоуборочный беспилотный автомобиль тоже скоро услышите. В Норвегии. Вот при -30 в Барнауле



«Все упирается в инфраструктуру и отвратительное состояние дорог. Был бы рад, если Вы доказали в новой статье (почему бы и нет, тема важная), что будущее наступило не только в Купертино и тёплых странах.»

Автомобили сменили лошадей на улицах Томска примерно лет на 30 позже, чем на улицах Нью-Йорка. Вполне возможно, что в данном случае будущее в Томске тоже настанет на 30 лет позже. Но мне хочется верить, что разрыв может быть сокращен. Или, по крайней мере в то, что в Томске найдутся разработчики, создающие решения для всего мира, а не только для оленеводов крайнего севера.

«Почему Вы не упоминаете в Вашей лекции о ограниченных запасах лития? Затраты на его добычу и невозможность быстро нарастить его добычу - это 2 краеугольных камня на пути развития электромобилей.»

Запасы лития толком не исследованы, но никаких ограничений по запасам не видно. Проблема в том, что его добывают пока что кустарным способом. Ни одна из крупных добывающих компаний пока в это дело не ввязалась. Поэтому-то Маск и заявляет про то, что он готов покупать весь добываемый сегодня в мире литий — хочет подстегнуть больших производителей и получить снижение цен.

В 2016 в мире было добыто примерно 150 тысяч тонн литиевой руды, совсем небольшой рынок для крупных добывающих компаний. Именно про это сказал Andrew Mackenzie, CEO BHP Billiton: “Andrew Mackenzie said that the lithium market is pretty small and it is unlikely that BHP will tap into it”. Сравните с добычей угля его компанией — 77 миллионов тонн, в 500 раз больше! Кроме того он опасается, что завтра появится новые, не литиевые аккумуляторы и все вложения в разработку крупных месторождений лития пропадут даром. “As technology quickly evolves, it would not be surprising to see lithium replaced by other materials in batteries. Vanadium batteries are one example: the current advantages of vanadium are that it can be recharged more than 200,000 times while lithium batteries only about 7,000 times. On the other hand, vanadium batteries take much more space but there is always the risk that a new finding or technology might be around the corner and remove lithium from the throne”.

Это классическая история взаимодействия малого бизнеса и крупных корпораций в развитых странах. Масса мелких бизнесменов бросается в новые отрасли, а крупняк выжидает. Если дело не пойдет, то пусть разорится тысяча рисковых мелких предпринимателей, а если пойдет, то они придут и купят всех мелочевщиков, появится тысяча новых миллионеров. В течение последних 15 лет то же самое наблюдалось со сланцевой нефтью и газом. В IT отрасли это вообще настолько массовое явление, что большое количество стартапов в принципе не заботится о прибыли, а только о том, чтобы продемонстрировать востребованность их продукта. Будет много юзеров, значит придет Гугл, купит все за пару миллиардов и сам монетизирует, как надо.

«Вы приводите в пример Uber. Между тем, эта компания который год сидит во многомиллионных убытках. Капитализация Убера - 62 млрд долларов США. Выручка за 2016-й год - чуть больше 1.1 млрд. долларов США. Убытки - почти 700 миллионов.»

«Uber - как "новая бизнес-модель" очень смешно. Достаточно почитать их финансовые отчеты, чтобы понять что это пирамида на деньгах инвесторов.»

Убер это принципиально новая бизнес-модель. Хотя они и не были самыми первыми, кто ее применил, Такси-Максим в России появился раньше, возможно был кто-то и до них, но не смог взлететь. Однако, Убер оказался наиболее успешным в применении новой бизнес-модели, которой до середины нулевых не существовало. Если есть другие примеры применения такой же бизнес модели в этой или других отраслях, то с интересом ознакомлюсь.

По моим сведениям убытки Убер составляют порядка 2.2 миллиарда за 9 месяцев 2016, а выручка за это же время 3.76 миллиарда, а вот где можно почитать их финансовые отчеты — это большая загадка. Компания не публичная и отчеты доступны только акционерам. Капитализация Убера показывает степень доверия акционеров. Вы, конечно, уверены в том, что гораздо лучше разбираетесь в бизнесе, но у них почему-то есть 2.2 миллиарда, которые они выдают Уберу на покрытие убытков.

Поясню вкратце, как это работает. Убер размещает дополнительные акции на сумму 3.5 миллиарда долларов, в проспекте пишет, на что конкретно деньги будут потрачены и почему капитализация компании вырастет более чем на эту сумму. Т.е. до эмиссии капитализация была 62.5 миллиарда, а после эмиссии акций на сумму 3.5 миллиарда, капитализация должна стать, 69 миллиардов, т.е. все акционеры станут чуть богаче. Это если компания не прибыльная. Если прибыльная, то оценивают еще и увеличение размера дивидендов по результатам дополнительных инвестиций.

Компании, не выполнившие свои проспекты хотя бы пару раз, моментально теряют капитализацию и инвесторов.
Есть, конечно, всякие схемы Понци, когда дивиденды выплачиваются из средств новых вкладчиков, но после громких историй с Enron и Bernie Madoff, такой способ ведения бизнеса в Штатах стал сильно затруднен. По крайней мере институциональные инвесторы на это больше не ведутся.

Думаю, что инвесторы положительно оценивают рост выручки — net revenue (после выплаты водителям) по ожиданиям существенно превысит $5.5 миллиардов в 2016, по кварталам пока выглядит так — $960M, $1.1B, 1.7B. А главное то, что инвесторы очень верят во вложения Убер в его беспилотники.

«Фишка в том, что с учетом стоимости электроэнергии, расход "топлива" у дизелька в 1.6 литра получает в 6 евро на 100 км пробега, а у электрокара при таком раскладе - 8 евро. Плюс стоимость самой машины - которая даже без батареи ДОРОЖЕ на 30-35% аналогичного дизельного автомобиля Рено.»

Не понял, как у электромобиля, сравнимого с Рено, может получиться 8 евро на 100 км, вроде даже Тесла ест порядка 20-25 квт*час на сотню — 6-7 евро по ценам на электричество в Германии, а ее правильно было бы сравнивать с мерседесом E400, который съедает бензина на ~17 евро на сотню.

Дизельный Рено 1.6 л с расходом 4-5 литра на 100 км это что-нибудь из диапазона 20-25 килобаксов. В данном ценовом диапазоне электромобили пока не конкуренты ДВС. В 17-18 году они только вступают в конкуренцию с автомобилями за 30-40 тысяч, до 20-25 доберутся лет через 6-8.

Кстати, сегодня самый массовый электромобиль на развитых рынках — Nissan Leaf, выпускает Renault-Nissan. CEO Reanault-Nissan Carlos Ghosn заявил в ноябре 2016, что в 2018 они предполагают выпустить для китайского рынка электромобиль за $8,000. А вот что они говорят про перспективы дизеля: "French car manufacturer expects diesel engines to disappear from most of its European cars"

«Про 18 движущихся частей в Тесле - это он кого хочет надуть? Человека, который никогда не заглядывал под машину?»

До сегодняшнего дня я не проверял эти данные, просто воспринимал, как вполне реалистичную оценку. Сегодня вопрос изучил более обстоятельно.

В сети есть масса флейма по поводу количества движущихся частей в Тесле. Считают по разному, начиная с 5 — четыре колеса и мотор. Более-менее все согласны с оценкой от 15 до 27, если учитывать только двигатель-трансмиссию.

Наиболее полные данные приводит сайт http://teslatap.com/undocumented/model-s-motors-count/ - 62 движущиеся части, включая сюда абсолютно все. 12 движущихся частей в креслах, 8 в дверях, 6 в зеркалах, 4 в стеклоподъемниках, 8 в системе кондиционирования, и т.д. Даже два вентилятора, охлаждающие комп, и два механизма в крышке прикуривателя и те посчитали.

Это кроме тех 18, которые, видимо, посчитал Тони Себа - 4 х (колесный вал + 2 колесных подшипника) плюс 2 х (приводной вал + 2 ШРУСы).

Стало быть итого имеем 90 движущихся частей, как максимальную оценку. Если же заглянуть под машину, как предлагает мой оппонент, то больше 18 насчитать будет очень сложно.

В завершение благодарность Владимир Безменов (Vladimir Bezmenov) за вот эту интересную аналогию:
Форд-Т в начале производства стоил 825$. По данным из объявлений в газете Seattle Times за 24 января 1900 года, бюджетная упряжка из пары лошадей стоила от 160 до 240 долларов. Крытая коляска, по данным из Вики, стоила в Штатах в это время от 20 до 50. Т.е. стоимость традиционной машины на сене была примерно в три раза меньше ее бензинового аналога.

С заправками тоже была проблема, первая появилась то ли в 1905, то ли даже в 1907, заправляли таская руками 20-литровые ведра: “1905: In St. Louis, Missouri, Automobile Gasoline Co., a subsidiary of Shell of California, opens what some people consider to be the first U.S. filling station. Others suggest that the first gas station was opened by Socal in Seattle, Washington, in 1907. At these early stations, shopkeepers fill a five-gallon can from behind the store and bring it to the customer's car to fill it.”
“1910: Gilbert & Barker Manufacturing Co. manufactures its first gas pump, using a pull-push motion to draw gas from an underground storage tank. A year later, it introduces its first gas measuring pump.”
И с дорогами обстояло не все гладко, первые 9 лет Форды ездили по сплошному бездорожью: «1909: The first paved road in the country appears. А one-mile section of concrete road just outside of Detroit, Michigan. A few small side streets in Bellefontaine, Ohio, are paved beginning in 1891.»


Поздняков Андрей



основатель, президент группы компаний Elecard

Поздняков Андрей Александрович имеет 19-летний опыт работы программиста, включая 16 лет в области цифрового аудио-видео. В течение последних 14 лет занимал ряд руководящих должностей: стратегическое планирование, бизнес-развитие предприятий. Высшее образование в области теоретической физики, полученное в Томском государственном университете.

Tags: будущее, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “будущее” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment