luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Робот вместо управляющего – придет ли машина на смену человеку?



Компании, создающие роботов-консультантов для управления активами сейчас тратят огромные суммы на их популяризацию. Как скоро роботы станут доверительными управляющими для большинства инвесторов?

Торговые роботы в том или ином виде существуют уже не один десяток лет. Чтобы проследить историю их развития, придётся вернуться на четыре столетия назад в 1602, когда была основана Голландская Ост-Индская компания, а вместе с ней и фондовый рынок. Торговое предприятие, монополизировавшее торговлю с такими крупнейшими поставщиками ключевых товаров, как Япония, Китай, Цейлон и Индонезия, стала, по сути, первым акционерным домом, предложив учредителям нести долевую ответственность за свои парусники. Именно она инициировала превращение регионального рынка Амстердама в доминирующий финансовый центр, запустив торговлю акциями. В течение нескольких десятилетий население уже во во всю торговало форвардами, фьючерсами и опционами.

Последующие 300 лет происходило развитие рынка — появлялись всё более изощрённые механизмы торговли. Ключевым этапом стала его компьютеризация в начале 1970х, когда появилась Система определения порядка оборота ценных бумаг для Нью-Йоркской биржи (коротко – DOT, позже SuperDOT). Суть системы заключалась в автоматическом размещении заявок на ценные бумаги – раньше все эти операции проделывались вручную.

Знаменательным для рынка стал 1983 год, когда Майкл Блумберг, после окончания работы над корпоративной финансовой системой Salomon Brothers, основал Innovative Market Systems (позже переименованную в Bloomberg). Merrill Lynch проинвестировал $30 млн в новоиспеченную компанию для развития Блумберг-терминала, и уже к 1984 IMS продавала свои машины всем клиентам банка. В том же 1983 году было положено начало так называемой «стратегии черепах», которая и сейчас является наиболее распространённой алгоритмической стратегией работы на фондовых рынках. Эта стратегия представляет из себя следование заранее установленной системе принятия решений о покупке и продаже бумаг, основанной на пробитии значимых ценовых уровней и следованию за трендом.

Полноценная автоматизация и распространение электронных торговых систем начались в конце 1980-х и продолжились в 1990-х. Одной из причин стремительного развития алгоритмической торговли стало изменение минимального шага цены акции с $0,0625 доллара до $0,01 за акцию, что снизило bid-ask spread (разница между ценой спроса и ценой предложения на финансовые инструменты — Forbes), уменьшило преимущество маркет-мейкеров и увеличило ликвидность на рынке. Рост оборота на фондовом рынке и увеличение количества электронных площадок также способствовали быстрому развитию алгоритмического трейдинга. В 1998 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США, следуя общему тренду, авторизовала электронные биржи, что открыло новые возможности для высокочастотного трейдинга (HFT-трейдинг от слов High Frequency Trading) — основной формы алгоритмической торговли на финансовых рынках, в которой современное оборудование и алгоритмы используются для быстрой торговли ценными бумагами. HFT-трейдинг позволил осуществлять торговлю в 1000 раз быстрее, чем мог человек, и получил массовое распространение. В начале 2000х на HFT приходилось всего 10% заявок фондового рынка, однако объём рынка стремительно рос – по данным NYSE, к 2010 году уже 56% рынка торговли акциями в США занимал именно HFT.

Закат эпохи алгоритмических систем наступил после финансового кризиса 2008-2009 годов. Существенное влияние оказали события 2010 года – 6 мая 2010 сделка на $4,1 млрд спровоцировала падение индекса Доу-Джонса на 990 пунктов, продолжавшееся в течение пяти минут, после чего рынок отыграл 543 пункта. В точке максимального падения капитализация рынка сократилась на $1 трлн, что привело к массовому закрытию коротких «позиций» и «утечке» миллионов долларов. Комиссия по ценным бумагам и биржам по большей части винила в произошедшем именно фирмы, специализирующиеся на HFT трейдинге. Однако была и более глобальная причина: как и любая быстро развивающаяся отрасль, HFT-трейдинг привлекал всё больше талантливых специалистов с математическим образованием, которые занимались развитием систем и разработкой торговых стратегий. Как следствие, сами рынки стали существенно менее трендовыми и более эффективными, что снизило доходность, показываемую алгоритмическими трейдерами.

Однако все новое — это хорошо забытое старое. На смену алгоритмических трейдеров пришли технологические компании, создатели которых решили подойти к вопросу с другой стороны — если, как показывала практика, управляющий активами не может опередить рынок и обыграть индекс, зачем платить ему высокие комиссии, характерные для этой сферы? Логичным ответом стало бы создание робота, способного выполнять простейшие операции – ведь рынок все равно не обыграть. Автоматизация позволила бы существенно снизить комиссии, что в долгосрочной перспективе привело бы к значительной прибыли по сравнению с обычным управляющим активам при сравнимых результатах.

В соответствии с этой теорией, на рынке стали появляться так называемые robo-advisors (робо-консультанты) – онлайн-сервисы, выполняющие функции инвестиционных менеджеров за счёт специального программного обеспечения. Эти роботы как правило ограничиваются самыми простыми функциями, определяя оптимальный для инвестора портфель исходя из его склонности к риску, а стратегия таких роботов в основном пассивна и заключается в изменении доли акций, сырьевых товаров и облигаций в портфеле как правило связанных с изменением возраста клиента – чем клиент моложе, тем больше в его портфеле акций и меньше облигаций, чем старше он становится, тем больше в его портфеле становится облигаций. При этом как правило такие роботы оперируют фондами ETF (Exchange Traded Funds) в целях снижения издержек. Профессионалы рынка в основном относятся к таким робо-консультантам как к «McDonalds в управлении активами» — услуга дешева и незамысловата, но считается что большинству людей и не нужно большего.

Несмотря на некоторые очевидные преимущества робо-консультантов, компании на этом зарождающемся рынке столкнулись с рядом препятствий. На заре их развития пользователи ещё недостаточно доверяли онлайн-технологиям и сама идея – оставить управление активами программе – казалась сомнительной. Развитию рынка способствовал успех компании Mint. Созданный в 2006 году финансовый аггрегатор, значительно упростивший процесс управления финансами, был успешно продан компании Intuit в 2009 году за $170 млн. На волне этого успеха фонды Кремниевой Долины начали активно инвестировать в другие проекты в области управления активами онлайн, что привело к быстрому развитию отрасли.

Крупнейшие робо-консультанты Betterment и Wealthfront, были основаны в 2008 году. Сейчас активы под управлением Betterment составляют около $6 млрд, количество клиентов достигает 190 000., активы под управлением Wealthfront – примерно $4 млрд и 90 000 клиентов. Как видно из графика ниже, активы обеих компаний росли экспоненциально в последние годы. Правда, обоим роботам ещё далеко до таких гигантов, как Vanguard с $40 млрд активов под управлением. У последней компании, к слову, есть свой робот-консультант – Vanguard Personal Advisors Services – однако между тремя игроками есть важное различие: если Betterment и Wealthfront полностью автоматизированы и позволяют клиентам открывать депозиты с минимальными суммами на счету ($500 для Wealthfront, которые снизили минимальный остаток с $5000 в июле 2015 года, и $0 для Betterment), то Vanguard присваивает персонального консультанта к каждому аккаунту и рассчитан на более крупных клиентов (минимальный остаток на счету — $50 000). Различия между Wealthfront и Betterment незначительны – Wealthfront не берёт комиссию с первых проинвестированных $10 000, и «стоит» 0,25% от активов под управлением для сумм свыше $10 000; Betterment, в свою очередь, берёт комиссию в размере 0,15%-0,35% и больше подходит крупным инвесторам.



Помимо двух вышеописанных игроков, на американском рынке есть и другие успешные робо-консультанты, причем некоторые из них предоставляют свои услуги бесплатно, используя другие методы монетизации вместо комиссий. Один из распространённых вариантов монетизации для бесплатных роботов — выдача купленных ценных бумаг взаймы: на небольшой доле таких акций и ETF можно зарабатывать до 3-4% годовых. Также многие робо-консультанты используют свободные денежные средства своих клиентов, которые хранятся на их счетах, и инвестируют их под ставку овернайт – доходность таких операций совсем невысока, но все же приносит выручку.

Один из таких технологических роботов – FutureAdvisor был куплен BlackRock в августе 2015 года за $150 млн. Первоначальный успех робо-консультантов в Америке привел к созданию подобных компаний в Европе. Один из первых европейских робо-консультантов – Nutmeg — был основан в 2010 году в Лондоне и привлек $90 млн инвестиций за шесть лет существования. Сейчас, у компании порядка £600 млн активов под управлением и 25 тыс. клиентов. Nutmeg предлагает огромный спектр финансовых услуг, вплоть до свадебных и пенсионных накоплений, за комиссию в размере 0,3%-1,0%. Другие относительно крупные роботы – итальянский MoneyFarm, позволяющий инвестировать в ETF c максимальной комиссией в 1,1%, немецкий OwlHub, благодаря которому можно увеличивать объём проинвестированных средств непосредственно с зарплатного счёта, английский Zen Assets, ориентированный на крупных клиентов и высокую доходность. Робо-консультанты постепенно проникают и в Россию, хотя сейчас рынок находится в зачаточном состоянии: по сути, есть только одна компания, которую можно считать робо-консультантом – Финансовый автопилот от FinEx. Похожий сервис был создан и ВТБ 24.

Несмотря на кажущееся сходство, между робо-консультантами США и других стран есть существенная разница. В США обороты набирает использование робо-консультантов для управления 401k, наиболее популярного в стране пенсионного плана частной пенсионной системы. Название план получил по номеру статьи налогового кодекса, которая позволяет работникам вносить на свои личные накопительные пенсионные счета часть зарплаты до уплаты подоходного налога в рамках организуемых по месту работы пенсионных планов. Несмотря на то, что ещё не все робо-консультанты перешли на обслуживание 401k, игроки этой сферы постепенно начинают предоставлять такую возможность своим клиентам. В июле 2016 Betterment запустил услугу Betterment for Business, заключив партнёрские соглашения с 200 компаниями на предмет обслуживания 401k их работников. В Европе (и тем более в России) пенсионная система выглядит совсем по-другому, соответственно, опираться придется на индивидуальные инвестиционные счета, что не выглядит слишком перспективно – как правило те кто инвестируют суммы свыше $100 тыс. хотят видеть конкретного человека, который отвечает за их инвестиции. На клиентах которые инвестируют $10 000 -20 000 при комиссиях 0,25-0,5% годовых крайне сложно построить бизнес, так как стоимость привлечения клиента очень высока.

Причина, по которой робо-консультанты обращают всё больше внимания на 401k – высокий средний чек в сравнении с индивидуальными счетами, а самое главное – низкая стоимость привлечения клиента. Средний баланс на счету у клиента Wealthfront на 2015 год составлял около $90 000 – при комиссии в 0,25% годовых выручка на каждого клиента равнялась в среднем $225 долларам в год. С учётом того, что стоимость привлечения клиента никак не меньше $200-$300 долларов, цифры выглядят не слишком убедительно – привлечение клиента отобьётся в лучшем случае через год и это только прямые затраты на маркетинг. Экономика на клиента у Betterment в том же году выглядела ещё печальнее: так, средний чек компании составлял около $25 000, что резко увеличивало период окупаемости клиента по сравнению с Wealthfront – видимо, это и послужило причиной запуска Betterment for Business, ведь в случае заключения договора с одной из компаний робо-консультант сразу получает ряд сотрудников компании как клиентов, что существенно снижает затраты на привлечение одного клиента.

Несколько завышенными выглядят и оценки робо-консультантов – простой расчет показывает что даже при $5 млрд активов под управлением годовая выручка составит всего $12.5 млн при комиссии в 0.25%. Можно дополнительно заработать на выдаче ценных бумаг взаймы, на остатках на счетах, но это опять же будет сумма в пределах еще 0.25% годовых учитывая то что такие робо-консультанты держат в портфеле самые ликвидные бумаги и ETF, а ставки при их выдаче взаймы минимальны. Не до конца понятно как это соответствует оценкам топовых игроков за рубежом, которые уже превысили $700 млн. Для того чтобы оправдать такие оценки робо-консультанты должны стать повсеместным явлением на рынке, однако для этого им придется существенно улучшить функционал и предлагать значительно более сложные и доходные финансовые инструменты по сравнению с обычными ETF. Российский рынок в этом плане является еще более сложным так как объем активов под управлением даже крупнейших управляющих компаний не превышает $10 млрд, что делает перспективы создания робо-консультанта в России сомнительными.

Однако в управлении активами онлайн есть и более маржинальные бизнес-модели – они имеют схожие комиссии, но существенно более высокий средний чек, что положительно сказывается на экономике. Они не относятся к робо-консультантам, хотя отчасти похожи на них. Хороший пример — немецкие компании Raisin, Deposit Solutions и Savedo, которые предоставляют клиентам возможность открыть депозит в разных странах используя их платформу. Такая модель возможна в Европе в связи с разницей ставок среди стран Евросоюза – так, например, процентная ставка в Германии по депозитам составляет около 0.25%, в то время как в Польше ставки могут составлять 1.50%, что предоставляет возможности для получения более высокой доходности без существенного дополнительного риска так как страховое покрытие в 100 тыс евро распространяется на все страны. Также возможна модель когда на таких площадках депозиты привлекают банки, которые не имеют широкой сети отделений, а банки имеющие такую сеть перенаправляют им свой поток депозитов зарабатывая на этом комиссию. Без IT платформы открыть счет в банке другой страны или даже просто дистанционно открыть счет в банке крайне сложно, а подчас и просто невозможно. Платформа же позволяет сделать это в несколько кликов. Экономика на клиента у таких компаний намного лучше той, что имеют роботы-консультанты, поскольку размеры депозитов значительно больше, а деньги хранятся на счетах дольше (средний срок жизни клиента превышает 5 лет так как клиенты часто пролонгируют депозиты).

На мой взгляд оценки, которые венчурные фонды дают робо-консультантам в настоящий момент, существенно превосходят объемы бизнеса, которые есть у этих компаний и закладывают ожидания гигантских темпов роста в будущем. Скорее всего большинство из этих компаний не оправдают возложенных на них надежд и мы увидим раунды по сниженным оценкам в ближайшие 2-3 года. До полного принятия робо-консультантов обществом и готовности каждого инвестировать таким образом нам еще очень далеко, а без массовой адаптации к таким сервисам невозможно достичь значимых объемов активов под управлением. Люди с большими чеками пока не готовы доверять управление роботам. Те, кто работают на рынке сейчас, занимаются во многом его образованием и потому будут вынуждены тратить очень много на приобретение пользователей.

Tags: робот
Subscribe

Posts from This Journal “робот” Tag

promo luckyea77 июнь 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments