luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Бег с препятствиями: история развития индустрии HR Технологий в России



В последнее время в России HR-технологии становятся все популярнее: появляются интересные стартапы, HR-вендоры (вроде HeadHunter или IBS) инвестируют существенные суммы в развитие российского рынка. Но реальных внедрений все еще мало: курс на автоматизацию HR уже взят, проекты по HR-tech в KPI «зашиты», а что делать — непонятно.

По данным CB Insights, HR-технологии на протяжении последних лет являются одним из наиболее активных сегментов с точки зрения роста венчурной активности. Как объем инвестиционных раундов, так и количество экзитов продолжает устойчиво расти — за 2016 в мире зарегистрировано более 400 сделок в сегменте, а общий объем финансирования HR Tech компаний превысил $2 млрд (почти десятикратный рост с 2012 года).

Венчурные инвесторы не просто так обратили внимание на данный сегмент. HR tech — это большой и достаточно изменчивый рынок, отличающийся разнообразием ниш и бизнес-моделей. Это, к тому же, рынок, который не нужно создавать с нуля: на нем исторически - большие бюджеты. Один только рынок рекрутмента насчитывает более $500 млрд, которые сегодня уходят в карманы традиционных бизнесов — таких, как рекрутинговые агентства, компании по набору кадров и т.д. И, по всем канонам концепции «Software is eating the world», он плавно трансформируется при помощи технологий.

Мировая индустрия HR-технологий, по разным оценкам, составляет $8-16 млрд - если отталкиваться от выручки вендоров-участников рынка. И это только B2B «кусок пирога», где присутствуют такие мастодонты, как Taleo (поглощен Oracle за $1,9 млрд) SuccessFactors (поглощен SAP за $3,7 млрд), Cornerstone OnDemand (рыночная капитализация — более $2,1 млрд). Не стоит забывать, что HR-tech — это еще и колоссальный B2C-рынок, где есть кандидаты, которые готовы платить за профориентацию и повышение своих навыков, а также есть профессионалы, которые готовы инвестировать в свою эффективность и т.д.

Подробную карту рынка HR-tech можно найти в исследованиях CB Insights. К самым ярким решениям последнего времени можно отнести платформу для автоматизации рекрутмента SmartRecruiters, которая привлекла более $50 млн от Insight Venture Partners, Salesforce Ventures и других инвесторов и, например, Everwise, разработчика облачной LMS (Learning Management System), получившего более $25 млн от Sequoia Capital. На той же карте — Zenefits, самый противоречивый стартап в индустрии, с капитализацией более $4 млрд, с недавних пор испытывающий серьезные проблемы с американским законодательством, а также Entelo — лидер рынка социального рекрутмента, привлекшего более $20 млн (в числе самых ранних инвесторов - фонд с российскими корнями Talent Equity Ventures, который представляет автор статьи — Forbes).



Российский рынок традиционно отстает от западного в развитии HR-tech на 4-5 лет, однако есть компании-пионеры, которые находятся на одном уровне с ведущими американскими и европейскими корпорациями,опережают, а подчас даже опережают их. Обычное это крупные российские компании, где среди сотрудников, отвечающих за HR, есть яркий лидер — технократ, который верит в то, что будущее HR — за технологиями. Такие люди (они есть, на мой взгляд, например, МТС, Mail.ru, Ростелеком, Альфа-Банк, Билайн) становятся идеологами и вдохновителями проектов, связанных с автоматизацией HR-процессов.

При этом компании, серьезно думающие о развитии HR-технологий в России, сталкиваются с большим количеством барьеров.

Во-первых, это юридические сложности. Многие законы, принятые в России за последние несколько лет, сильно ограничивают развитие HR-технологий. В первую очередь, речь идет о законах, связанных с обработкой и хранением персональных данных.

Подавляющее большинство современных HR-tech решений - «облачные» и имеют центры обработки и хранения данных в США и Европе (именно здесь находится основное число их клиентов). С принятием закона о персональных данных появилось требование: персональные данные россиян не могут хранится за пределам территории РФ (множество обсуждений в связи с этим — вокруг LinkedIn). Это ставит западных вендоров перед выбором: делать ставку на Россию и инвестировать серьезные средства в создание локальной инфраструктуры или временно забыть об этом рынке. К сожалению, большинство из них выбирают второй путь. SAP SuccessFactors — это, пожалуй, единственный западный HCM-вендор (вендор решений для автоматизации управления человеческими ресурсами), сделавший существенные инвестиции в российский рынок и локальную инфраструктуру. Остальные пока не спешат подтягиваться.

Во-вторых, российские компании сталкиваются с ограниченным выбором вендоров. Данная проблема во многом вытекает из предыдущей. Несмотря на многообразие вендоров на мировом рынке HR-tech, российским HR-специалистам чаще всего приходится выбирать «из двух зол». Когда компании серьезно задумываются об автоматизации HR-процессов, пройдя через длительный и болезненный анализ рынка, они приходят к выводу, что у них всего три пути:

Можно внедрять морально устаревшие российские продукты образца 2000-х. По этому пути пошли и идут более 80% крупных и средних российских компаний. Преимущество данного подхода — низкая стоимость решений (зависит от количества пользователей, но обычно не превышает 100 000 рублей, плюс стоимость доработок). Основные недостатки — пользовательские интерфейсы «прошлого века», ограниченный набор возможностей - данные решения адаптированы к традиционным HR-процессам и не позволяют автоматизировать процессы, основанные на последних трендах в области рекрутинга, управления эффективностью и т.д.

Другой путь — эксперименты с российскими HR-tech стартапами, число которых последнее время стремительно растет. Не проходит и недели без появления нового HR-tech решения. Пока мы видим, скорее, вариации на темы традиционных продуктов (например — облачные ATS-системы, платформы для оценки и т.д.), однако уже появляются и более интересные продукты — чат-боты, маркетплейсы и т.д. Данный вариант имеет ряд преимуществ: обычно так можно получить недорогие и довольно симпатичные, на мой взгляд, решения с точки зрения пользовательского интерфейса, к тому же, начинающие стартапы готовы значительно адаптировать свой продукт под крупных клиентов. Основные риски связаны с очень большим уровнем «смертности» среди таких компаний. Главное тут не «заиграться»: очень часто крупная компания так «отжимает» стартап по стоимости и доработкам, что вендору становится коммерчески невыгодно обслуживать данного клиента со всеми его «хотелками» и объемом пользовательской поддержки.

И есть третий вариант — внедрение дорогостоящих платформенных решений (фактически речь идет только о SuccessFactors так как другие вендоры не спешат в Россию). Стоимость внедрения зависит от масштаба компании, но практически всегда исчисляется сотнями тысяч долларов. Недостатки такого подхода очевидны — долго, дорого и не всегда приводит к позитивному результату. По этому пути пошли Сбербанк, Ростелеком, но о результатах судить пока сложно — эффект от внедрения можно увидеть в долгосрочной перспективе, а срок окупаемости таких решений может превышать пять лет.

К сожалению, данная ситуация точно не идет на пользу российскому HR-tech рынку — она существенно ограничивает конкуренцию между вендорами и возможности выбора для клиентов.

В-третьих, в России уникальные HR-процессы. Это барьер, в отличие от двух предыдущих, скорее, внутренний. Многие западные вендоры, работающие в России, отмечают, что российские клиенты требуют сравнительно более высокой степени адаптации решений, чем их западные коллеги и пытаются «натянуть» IT-решения на существующие в компании HR-процессы. Это осложняется очень низкой степенью унификации процессов в российском бизнесе в целом. На зрелых рынках бизнес-процессы в компаниях обычно выстроены по общим стандартам и принципам, в то время как в российском бизнесе принято повсеместно изобретать «собственные велосипеды» — в том числе в области HR. Кадровые комитеты, кадровые резервы, аттестации — среднестатистическая крупная компания за историю своего развития обрастает огромным количеством HR-процессов, часть из которых зачастую является наследием советской системы управления и часть самолично «изобретена» и внедрена собственником.

При всем при этом, стоит также заметить, что в последнее время в России наблюдается существенный рост популярности HR-технологий. Во многом это связано с активностью российских HR-вендоров (вроде HeadHunter или IBS), инвестирующих существенные суммы в развитие российского рынка. В результате на сегодняшний день одна из самых распространенных ситуаций с российскими компаниями — курс на автоматизацию HR уже взят, проекты по HR-tech в KPI «зашиты», а что делать — непонятно.

Tags: Россия, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments