luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

«Только маякни»: как приживаются в России технологии геомаркетинга?



Слабые «пилоты» в сфере геомаркетинга с первыми технологиями «маячков» и других технологий отпугнули российских ритейлеров от сбора геоданных. Ждать ли «второй волны» сервисов, посвященных сбору информации о действиях пользователей в физическом мире?

Мы давно уже свыклись с мыслью: мы живем в эпоху «больших данных», где информацию о каждом из нас по крупинкам собирают крупные корпорации. Пользователи мобильных приложений и сами не против поделиться тем, что они едят, какие места помещают, какие товары покупают, а между тем маркетологи тщательно обрабатывают эту информацию и заранее стараются предугадать наши желания. Если раньше данные о пользователях компании собирали, исключительно основываясь на их поведении в онлайн-среде, то сейчас они все больше заинтересованы в сборе информации о действиях пользователей в физическом мире. Как это стало возможным и для чего используют эту информацию?

Сбор информации о перемещениях пользователей, а вернее их смартфонов можно разделить на два основных типа — пассивный и активный.

Пассивный сбор геоданных

К пассивным методам относят способы сбора данных, которые не зависят от воли пользователя. Звучит немного угрожающе, не правда ли? На самом деле ничего страшного здесь нет. Такие методы включают в себя три основных направления:

* сбор Wi-Fi MAC-адресов смартфонов;
* сбор данных производителем смартфона и производителем операционной системы;
* сбор данных сотовыми операторами и специальными службами.

Последние два направления мы рассматривать не будем, так как эту информацию производители, спецслужбы и операторы используют сугубо в личных целях и, как правило, за исключением некоторых случаев, доступ к ней внешним компаниям закрыт. Поэтому подробнее остановимся только на сборе Wi-Fi MAC-адресов.

Итак, принцип сбора информации о MAC-адресах мобильных телефонов довольно прост — с помощью специального сканера Wi-Fi диапазона перехватываются широковещательные пакеты Wi-Fi, которые передаёт смартфон для определения видимых ему Wi-Fi сетей. Эти пакеты содержат MAC-адрес передающего устройства — смартфона, которому необязательно даже быть подключенным к какой-либо сети Wi-Fi. Достаточно лишь просто активировать Wi-Fi на телефоне. За счет такого подхода охват аудитории пассивного сбора геоданных получается довольно внушительным: более 40% людей оставляют Wi-Fi включенным на своих смартфонах.

Однако в таком пассивном сборе данных есть и свои подводные камни: с ростом популярности этого метода операционные системы стали с ним бороться с помощью рандомизации MAC-адресов в широковещательных пакетах. В большей степени это было связано с вопросами безопасности и защиты личных данных пользователей от злоумышленников. Многие стали сравнивать сбор информации через MAC-адреса с открытым шпионажем. Это привело к тому, что экосистемные игроки стали накладывать ограничения на использование таких данных

В июне 2014 с релизом iOS 8 Apple начали осуществлять рандомизацию MAC-адресов, однако многие вендоры, собирающие MAC-адреса, применяют технологии, позволяющие обойти эту рандомизацию обойти. На текущий момент все iPhone старше 4 поколения обладают функцией рандомизации, которая включается в определённых режимах работы смартфона, поэтому пассивный сбор геоданных с iOS-устройств не позволяет получить объективную картину о перемещении пользователей.

Спустя несколько месяцев после запуска рандомизации у Apple, Google добавила экспериментальную поддержку этой функции в последних версиях Android. В этом плане Google сильно отстает от конкурента, и борьба со сбором MAC-адресов только набирает обороты. Согласно последним данным, всего 6% Android-устройств защищены от пассивного сбора и рандомизируют MAС-адреса.

С учетом жестких ограничений корпораций, правовых норм и выведения на рынок их новых инструментов, сбор геоданных пассивным способом начал постепенно сдавать позиции, уступая место активным методам.

Активный сбор геоданных

Как и следовало ожидать, гиганты предложили рынку свои альтернативы по сбору информации о пользователях. Apple активно работает над протоколом iBeacon, картографированием помещений, навигацией внутри зданий. Google также не отстает и развивает инструменты Google Physical web — платформу для связи цифрового и физического мира, Nearby API, а также внедряет альтернативный iBeacon протокол — Eddystone.

Использующие iBeacon/Eddystine-протокол маячки (биконы) — это специальные сенсоры, излучающие по Bluetooth свой идентификатор и еще ряд служебных параметров. Их можно применять с целью показа в мобильных приложениях информации о каких-либо продуктах, а также для определения точного местоположения людей внутри и вне помещений. Это способ помогает улучшать качество собираемых геоданных, делает их более точными и, что особенно важно, возможен только после предварительного разрешения со стороны пользователя.

Одной из целей развития Eddystone и iBeacon, а также упомянутых программных платформ является разработка способов для связки нашего «цифрового следа» онлайн в сети и физического присутствия в офлайн-мире с учетом мест, где мы бываем, любимых магазинов, ресторанов, торговых центров и т. д.

К активным методам относят сбор данных через мобильные приложения. Термин «активный» в данном случае подразумевает, что от пользователя необходимо действие по установке приложения, а также разрешение на использование соответствующих сенсоров. Очевидное преимущество таких методов состоит в том, что можно получать геоданные разного качества и от разных источников, используя:

* GPS;
* Wi-Fi;
* Bluetooth;
* геопозицию по сотовым вышкам;
* комбинацию любых этих источников.

Наиболее точными поставщиками считаются GPS, Wi-Fi и Bluetooth. Проникновение этих технологий в нашу жизнь стало настолько глубоким, что согласно исследованиям текущее количество смартфонов с включенной геолокацией и Bluetooth в США достигает 30-40%. В России этот показатель пока оценивается в 15-20%, но также уверенно растет.

Рост популярности использования GPS и Bluetooth в телефоне связан в первую очередь с широким распространением навигационных приложений, приложений по трекингу параметров здоровья, сервисов вызова такси и т.д. Также способствует этому и тренды на использование носимых устройств: фитнес-браслетов, смарт-часов, AR-гаджетов. Сюда же можно добавить и популярное на Западе направление Connected Cars – приложения, которые позволяют управлять различными функциями автомобиля.



Кому нужны геоданные и кто на них зарабатывает?

Сбор геоданных о пользователях имеет большую значимость для многих индустрий, будучи краеугольным камнем главного тренда последних лет — Internet Of Things (IoT). Экосистема IoT стремительно развивается и все глубже проникает в нашу жизнь. В нее ежегодно вкладывают десятки миллиардов долларов инвестиций, и компании активно разрабатывают новые решения на основе этой концепции. Интернет вещей — это не далекое будущее, а то, что люди уже сейчас используют в своей повседневной жизни. Приведем несколько примеров направлений, в которых геоданные о людях и окружающих их объектах играют важнейшую роль:

* «Умный дом» — единая ИТ-система, которая включает в себя различные сенсоры, устанавливаемые в домах, подключенные к интернету бытовые приборы, и которой можно управлять распределенно или удаленно через различные интерфейсы взаимодействия.
* «Умный транспорт» —концепция по отслеживанию и координации перемещений транспортных средств для удобства людей, использующих различные виды транспорта.

* «Умный город» — концепция по интеграция городских инфраструктур и ИТ-систем для управления городским имуществом и улучшения качества жизни горожан.

Помимо IoT-приложений сбор геоданных также стал активно применяться в более традиционных отраслях. Ключевым вертикальным рынком с наиболее очевидным положительным эффектом стал ритейл. Здесь уже исторически используются данные о привычных маршрутах передвижения клиентов (как потенциальных, так и уже совершивших покупку), месте их проживания и работы. До сих пор технологии сбора данных по GPS и сотовым вышкам позволяли определять местоположение человека с точностью до района или его близость к торговому центру или станции метро. Увеличение охвата Wi-Fi и Bluetooth в мобильном сегменте привело к возможности сбора геоданных с точностью до торговых точек или отделов в них. Таким образом, теперь ритейлеры могут понимать, как ведет себя покупатель, находясь внутри магазина – у каких полок дольше всего задерживается, что привлекает его внимание, а в какие отделы и вовсе не заходит, какие маркетинговые инструменты действительно влияют на поведение пользователя.

Широкий спрос на возможности гиперлокального маркетинга привел к появлению новых новых стартапов, которые стали активно развивать эту новую нишу и привлекать миллионы инвестиций (компания автора, Navigine, также развивает бизнес в этой сфере). Среди них:

RetailNext — лидер в области прикладных больших данных для индустрии розничной торговли, предоставляя аналитику в реальном времени, которая позволяет ритейлерам, торговым центрам и брендам собирать, анализировать и визуализировать данные в магазине. Запатентованное решение использует лучшую в своем классе видеоаналитику, обнаружение Wi-Fi, Bluetooth, встроенные датчики, биконы и данные из торговых точек и других источников, чтобы автоматически информировать розничных торговцев о том, как люди взаимодействуют с их магазинами. RetailNext отслеживает более одного миллиарда покупателей в год, собирая данные в более чем 50 странах из более чем 65 000 датчиков в розничных магазинах и анализируя триллионы данных в год. Компания получила $184 млн.



Swirl - это поставщик мобильных маркетинговых услуг в магазине, который помогает ритейлерам использовать возможности мобильных устройств, чтобы привлекать и влиять на потребителей, пока они совершают покупки в магазинах. Внутренняя маркетинговая платформа, основанная на местоположении, позволяет розничным торговцам поставлять целевые сообщения, контент и предложения для потребительских смартфонов, когда они совершают покупки в определенных областях магазина. Суммарно компания привлекла $32 млн

Aisle411 - платформа для геолокационных сервисов внутри помещений с фокусом на ритейл. Платформа позволяет ритейлерам создавать карты магазинов с интерактивным поиском продуктов, чтобы помочь покупателям лучше ориентироваться внутри магазина. На данный момент используется посетителями таких американских магазинов, как Walgreen’s, Home Depot, Hy-Vee и другие. Полученные инвестиции - $9,74 млн

Walkbase - ведущий в Европе поставщиком аналитики для магазинов. С решениями Walkbase ритейлеры могут измерять и улучшать влияние маркетинга на физические магазины и персонализировать опыт покупок в магазине. Система реального времени компании объединяет технологии WiFi и маяков. Объем венчурного финансирования - $4,39 млн

Как ритейл использует сбор геоданных в собственном бизнесе?

Для сбора геоданных ритейлер устанавливает биконы внутри магазинов и собирает информацию о перемещениях покупателей через установленное приложение ритейлера или его партнеров. Собранные таким способом высокоточные геоданные о действиях человека в торговой точке можно совмещать с его онлайн-профилем (аккаунты в социальных сетях, история посещений сайтов и запросов в поисковике). Сформировав обогащенную связку данных о клиентах online-to-offline, можно достигать конкретных целей, с которыми часто сталкиваются ритейлеры:

* увеличивать частоту визитов в магазины;
* привлекать новую аудиторию;
* лучше таргетировать целевые промо-предложения.

Для этого можно использовать полный набор цифровых рекламных каналов (контекст, медийную рекламу), а также наружную и indoor рекламу. В этой связи стоит отметить деятельность Яндекса как лидера рынка цифровой рекламы, который ведет активные работы по объединению онлайн и офлайн рекламных кампаний. Данное объединение позволяет добиться наилучшей конверсии, показывая пользователям наиболее релевантные рекламные сообщения, которые соответствуют их интересам в конкретный момент времени.

Большое количество торговых сетей уже давно используют биконы и indoor-навигацию, как основные инструменты маркетинга.

Например, румынская сеть Carrefour установила «биконы» в 28 гипермаркетах. С их помощью магазин предлагает своим потребителям простое, интуитивно понятное и веселое приложение для навигации в гипермаркетах с точностью до определенной полки с товаром. Кроме того, датчики собирают необходимые данные о поведении посетителей в магазине и обрабатывают ее в режиме реального времении. С «биконами» Carrefour отметил рост вовлеченности пользователей на 400%, а число пользователей приложения увеличилось на 600 процентов за последние семь месяцев использования гиперлокального маркетинга.



В ТРЦ «РИО Санкт-Петербург» торговый центр разработал интерактивное приложение для iOS / Android платформ с целью создания нового маркетингового канала ждя взаимодействия с целевой аудиторией. Приложение предоставляет клиентам функции навигации внутри торгового центра. Задействование гиперлокального маркетинга позволило анализировать перемещения пользователей внутри магазина и на основании их местоположения отправлять релевантные предложения. После разработки приложения статистика показала значительный рост продаж и другие интересные цифры: 4000 скачиваний приложения, 150 активных пользователей в день, 30% посетителей постоянно включают в ТРЦ Bluetooth.

«Ашан», Украина В киевском «Ашане» установили IoT-решение, которое оповещает покупателей о скидках. Для этого в гипермаркете установили 200 Bluetooth-«биконов» на площади в 30 000 кв. м. Маячки отправляют данные об акциях на смартфоны покупателей. Компания-разработчик также сделала для «Ашана» портал, где можно создавать рекламные кампании и анализировать поведение пользователей в реальном времени. Руководство магазина может настраивать сеть «биконов»: в каких локациях они будут работать, в какое время и с какой частотой, также — по полу и возрасту покупателя (если есть доступ к таким данным).

Hammerson установил более 6 000 «биконов» в своих торговых центрах во Франции и Великобритании, чтобы улучшить персонализацию опыта покупок потребителей с помощью мобильного приложения, которое быстро завоевало популярность у пользователей. Сейчас оно входит в число 10 лучших Lifestyle-приложений во Франции и количество установок уже превысило цифру в 80 000.

Несмотря на рост популярности использования гиперлокального маркетинга за рубежом, в России внедрение этой технологию идет пока не очень быстрыми темпами. Почему?

* Недостаточное количество успешно реализованных кейсов, что постепенно меняется (например, кейс РИО, отдельные кейсы Яндекса)
* Негативное отношение к биконам у многих ритейлеров из-за слабых результатов пилотов, проведенных на волне первого хайпа технологии (2014-15 гг).
* Отставание российского рынка в плане адаптации новых цифровых маркетинговых технологий

Однако большое количество успешно реализованных кейсов за рубежом задают новые тренды и тем самым постепенно меняют ситуацию в России. Сейчас существует большое число вариантов монетизации информации о местоположении пользователей. Компании в первую очередь нацелены на улучшение клиентского сервиса, более эффективный таргетинг своей целевой аудитории и повышение эффективности партнерских программ. Так или иначе, важный момент состоит в том, что информация о местоположении должна приносить пользу не только компаниям, но и пользователям, предоставляя им удобный инструмент навигации в любой среде и персонализированный покупательский опыт, которые соответствуют их потребностям и интересам. Как известно, добиться лояльности от клиентов сложно, а потерять ее очень легко, поэтому компаниям стоит разумно использовать собираемые данные. Только с помощью улучшения своего сервиса, специальных программ вознаграждений и клиенториентированности компании могут добиться того, чтобы их клиенты самостоятельно делились информацией.

Важно отметить, что при сборе геоданных о пользователе, нельзя нарушать тонкую грань между личным пространством человека и данными, которые он разрешает передавать. В последнее время в прессе, например, освещалось несколько скандалов с Uber, связанных со сбором геоданных.

В конце хочется добавить, что, как и любая инновация, сбор точных геолокационных данных всегда встретит не только сторонников и поклонников, но и своих противников. Однако с развитием технического прогресса эту технологию скорее стоит рассматривать в качестве инструмента, который создаст новые возможности в сфере безопасности, аналитики и управления, а также улучшит качество нашей жизни.

Tags: Россия, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo stodvach март 4, 18:02 6
Buy for 20 tokens
kabzon: Айда друзья промокодами на халявы меняться. Я вам свои актуальные промики оставлю, а вы свои пишите: Промокод ОЗОНа (500р) OZONP75L3L или по ссылке: https://www.ozon.ru/referral/?code=OZONP75L3L Всё просто. Вбиваете промокод, получаете 500 бонусов. Очень удобно для…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments