luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Бойцы и лекари. Как World of Warcraft учит собирать толковую команду для бизнеса



Коллективные игры могут научить собирать команду и стать своеобразным тренажером для развития управленческих навыков

Хочешь узнать лучше характер человека — сыграй с ним. Желательно, в коллективную игру, где ярко проявляются черты личности: способность к лидерству, инициативность, умение работать в команде, агрессия, страх, азарт, творческий подход, строгое следование правилам, амбиции, умение проигрывать и так далее.

Верно и то, что через игру можно многому научиться. Например, работать в команде, принимать решения, сдерживать эмоции или, наоборот, проявлять их, добиваться цели. Для этих целей подойдет не только знаменитая Dota 2, но и любимая геймерами всего мира компьютерная многопользовательская тактическая игра World of Warcraft.

Игра и бизнес: точки соприкосновения

В World of Warcraft есть несколько сценариев: можно играть одному, можно стать частью команды, можно ходить в рейд со своей гильдией. Нас интересует последний вариант – сбор собственной команды для выполнения определенной миссии. В бизнесе для достижения разных целей требуются разные компетенции, а значит, и сотрудники. В игре так же: в зависимости от цели («босса», которого нужно победить) нужны разные умения. От них вы и будете отталкиваться, формируя гильдию. Нельзя — и в игре, и в жизни — собирать команду по принципу «они мои друзья», «они красивые» и так далее. Так вы вряд ли чего-то добьетесь. И в игре, в отличие от настоящей жизни, это понимание приходит намного быстрее.

Приведу пример из собственной бизнес-практики. Представьте, что в нашей школе проходит массовое мероприятие на тысячу человек, в ходе которого мы должны убедить аудиторию купить продукт (курсы). Правильно распределить задачи, организовать работу команды мне помогает в том числе и игровой опыт. Ресепшен в данном случае — это поле боя, поэтому я «кидаю» на него тяжелую артиллерию: главу группы, за которым стоят еще 4-5 «воинов» (двое работают с аудиторией, двое — на подхвате). Каждый из них проявил себя в игре и каждый абсолютно четко понимает свою задачу в бизнесе (собрать заявки в максимально короткие сроки).

Если я хочу получить вау-эффект от этого мероприятия, то в игру вступает класс-лидер. Такие есть в любой гильдии (жрец, крутой друид) и в любой компании. В нашем случае — это самый лучший куратор. Нужна ли «звезда» на мероприятии, зависит от поставленных задач, как и в игре: жрец подключается только в критические моменты, чтобы совершить чудо.

Таким образом, важно уметь грамотно распределить роли под каждую конкретную задачу. В свою очередь игра, как лакмусовая бумажка, позволит выявить, какой из сотрудников может претендовать на ту или иную роль в компании.

Кого нужно взять в команду?

Второй важный момент — умение сотрудника работать в команде. Давайте остановимся на этом моменте подробнее. Итак, как сформировать команду для World of Warcraft так, чтобы добиться успеха не только на игровом поприще, но и протестировать действующих сотрудников на профпригодность? Для начала определимся с типами персонажей, которые могут быть в вашем арсенале.

Танк берет на себя основной удар, поглощает урон, тем самым не давая противнику (боссу) уничтожить группу игроков. В роли танков могут быть аналитики — немного тяжелые, неповоротливые, решающие одну конкретную задачу, но необходимые в любом успешном деле. Либо это могут быть специалисты по продажам, которые занимаются исключительно привлечением новых клиентов. Их задача — расчистить путь.

Три бойца: в идеале один, бьющий вблизи, и парочка на расстоянии. В компании это могут быть технические сотрудники, сотрудники на ресепшен.

Лекарь, соответственно, врачует тех, кому это необходимо. Аналогии с реальной жизнью могут быть самыми разными. Лекарем может быть толковый пиарщик, который умеет вовремя коммуницировать со всеми членами команды и решать вопросы, возникающие во внешнем или внутреннем информационном поле. Например, сделать так, чтобы «танк»-продажник обрабатывал должное количество входящих звонков или лиды.

Охотники и чернокнижники — по мне, это SMM-специалисты, которые могут вовремя сделать грамотный вброс какого-нибудь заклинания или проклятия.

Класс-лидеры: друиды, жрецы. Они бывают самые разные. Такие люди сразу сигнализируют, если что-то идет не так, если возникает ситуация-огонек: может быть, сотрудник выгорает или какие-то проблемы внутри рабочего процесса.

Рейд-лидер, или гильд-мастер, должен знать, сколько времени требуется каждому игроку на выполнение того или иного задания. Это вы, руководитель компании. Именно от вас зависит, будет ли ваша команда действовать по принципу лебедя, рака и щуки. Что касается моего опыта, то в одну команду я собираю сотрудников с одинаковой скоростью решения задач и темпераментом, либо разделяю группы на более мелкие — под решение каждой конкретной задачи.

Что учесть при формировании команды?

Набирать команду для рейда вслепую, на основе лишь внешних показателей — все равно что нанимать сотрудников только на основе просмотра резюме. В игре, как и в жизни, резюме может быть крутым, а в рейде игрок может постоянно не туда убегать, «умирать в луже лавы», не понимать команд и опаздывать, забывать включить опцию разговора и т.д. Поэтому отнеситесь к назначению игроков серьезно и присмотритесь к кандидатам. Чем тщательнее вы подберете себе команду, тем полезнее будет игровой опыт для реальной жизни.

Теперь о лидерах и рейд-лидерах. Их задача — сделать так, чтобы все участники с разными ролями и разными умениями работали как одна команда. Это первое и самое очевидное. Второе — чтобы каждый остался доволен. Об этом не всегда задумываются, но в World of Warcraft этот пункт игнорировать не получится. После успешного рейда команда получает один «шмот» (доспехи) на группу, или класс игроков. Его хотят все, поэтому в игре действует так называемая система ролла, которая работает по принципу «повезет/не повезет». По идее это справедливый механизм, потому что все находятся в равном положении, и рано или поздно игрок получает свою награду. Но жизнь, как обычно, сложнее даже самого умного алгоритма. Бывает так, что от какого-то участника команды постоянно отворачивается удача. Лидер должен вовремя это заметить и придумать, как по-другому поощрить этого игрока.

И еще. В игре очень важно придерживаться заранее оговоренных правил. Здесь не получится добиться слаженной командной работы, если нет мотивации и дисциплины. Рейд-лидер все время должен иметь запасных игроков на случай, если кто-то опоздает. В дальнейшем опыт рейд-лидерства позволит быстро вычислять на работе тех, кто замотивирован, и тех, кто вешает лапшу на уши. Но самое главное, чему учит World of Warcraft, — это, пожалуй, соблюдению правил, границ и четкому выполнению отведенного участникам функционала, ведь когда каждый занят своим делом, то общий успех команды гарантирован.

Школа лидерства

World of Warcraft может дать хорошие уроки и на тему «Как стать лидером». У меня принципиальная позиция: пока вы не пройдете все пути становления начиная с рядового игрока, не нужно метить на лидерское место. На каждой позиции — разные задачи. Танк — это одна история, воины ближнего боя — другая. У дальнобойщиков, охотников и чернокнижников свой функционал. Не поиграв за каждый из этих классов, вы не сможете понять особенности действий разных игроков. И наоборот, изучив возможности каждого на практике, вы будете эффективнее собирать команду и успешнее ею управлять.

Я не призываю работать на всех возможных должностях в компании прежде, чем садиться в кресло руководителя. Однако какой-то путь от самых низов карьерной лестницы пройти все же необходимо. Если аккаунт-менеджер сразу прыгнет в кресло директора, из него получится как минимум странный директор.

Таким образом, как мы видим, в бизнесе во многом действуют те же закономерности, что и в командной тактической игре. Наиболее существенная разница в том, что за игровыми ошибками не следуют финансовые потери вплоть до банкротства.

Автор: Анна Григорьева

Об авторе

Эксперт в области мультимедиа и управления digital-проектами. С июля 2016 года возглавляет Scream School, школу для подготовки специалистов по компьютерной графике, анимации и разработке компьютерных игр, занимается развитием и продвижением образовательных программ. Окончила факультет журналистики МГУ по программе «Реклама и маркетинг». Занималась разработкой стратегии и бизнес-плана маркетплейса ICHIBA на базе агрегатора цен Price.ru холдинга Rambler&Co. В 2015 году стала управляющим директором Газета.ру. До этого занимала должность PR-директора цифровой группы ИД GameLand. Среди интересов: digital-art и e-learning.


Tags: компьютерная игра
Subscribe

Posts from This Journal “компьютерная игра” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments