luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Разделяй и пользуйся: шеринг-экономика растет, но россияне к этому не готовы



Российскому рынку шеринг-сервисов сулят +20-30% каждый год. Однако есть причины, которые могут затормозить бурный рост сегмента, например, менталитет россиян

Объем российского рынка шеринг-экономики составил 230 млрд рублей в 2017 году, подсчитали аналитики. По данным исследования РАЭК и PBN Hill+Knowlton Strategies, которое имеется в распоряжении Forbes, показатель вырос на 20% по сравнению с 2016-м, и в ближайшей перспективе развитие сегмента ускорится. «При существующем (20-30%) ежегодном росте шеринг-сервисам в России потребуется менее полутора лет, чтобы показать объем рынка 300 млрд», — говорит вице-президент PBN Антон Губницын.

Причем, значение сектора не ограничивается прямым финансовым вкладом в ВВП страны. Из 520 млрд рублей бюджета госпрограммы «Цифровая экономика РФ» около 300 млрд планируется привлечь от бизнеса. Осенью прошлого года бизнесмен-участник списка Forbes Игорь Рыбаков инвестировал 1,2 млрд рублей в шеринг-сервис SOK. С помощью платформы небольшие компании могут быстро арендовать офис, а девелоперы сдать пустующие площади. Рыбаков отметил устойчивый мировой тренд — движение в сторону sharing economy: «Когда активы разделяются между группой людей и используются совместно, это делает их использование более удобным и эффективным».

Основная причина быстрого роста шеринга связана с тем, что в России на развитии подобных сервисов сконцентрировались позже, чем за рубежом. «Москва стала одним из последних европейских городов, где появился каршеринг, несмотря все предпосылки к этому, — считает Лориана Сардар, сооснователь BelkaCar. — Потому сейчас мы догоняем весь мир». За два года существования автопарк BelkaCar вырос почти в десять раз со 100 до 950 автомобилей.

Эффект низкой базы стимулирует предпринимателей создавать проекты для разных сфер: фудшеринг, обмен одеждой и игрушками, совместные жилье и путешествия и другое. Пять лет на рынке действует российский сервис аренды вещей (от спортивных коньков до нижнего белья) Rentmania.com. Проект Foodsharingrussia.ru начиная с 2015 года занимается вывозом нереализованных продуктов из кафе и магазинов. Чтобы спасти остатки еды от выбрасывания, основатели сервиса привлекают сотни волонтеров-фудсейверов, с помощью которых распределяют продукты среди нуждающихся. Еще одна российская платформа — краудфандинговая Boomstarter — призвана помочь музыкантам в привлечении спонсоров на запись новых альбомов. Так, именно здесь создатели фильма «28 панфиловцев» собрали бюджет на съемки.

Большое внимание шеринг-сервисам и С2С-коммерции уделяют и корпорации типа «Яндекс» и Mail.ru Group. Последняя в 2017 году запустила онлайн-сервис поиска попутчиков в автомобильных поездках (райдшеринг) BeepCar. Годом ранее — доску объявлений от частных лиц с геолокацией «Юла», которая сейчас насчитывает около 22 млн пользователей ежемесячно. В феврале состоится запуск каршеринга «Яндекс.Драйв».

Один из ключевых факторов популярности шеринг-платформ — возможность сэкономить. Услуги сервисов совместного пользования ощутимо дешевле, чем те, что предоставляет традиционный бизнес. «Шеринговая модель соответствует российскому менталитету, — уверена Лориана Сардар из BelkaCar. — Мы исторически привыкли к экономному потреблению, и это накладывается на уже сформированную базу». Хотя относительно российского менталитета мнения разнятся.

Осенью 2017-го экс-глава российского офиса Gett Виталий Крылов объявил о запуске сервиса по подбору работы PapaJobs. Каталог заказов для «синих воротничков» (продавцы, официанты, повара, таксисты), — это по сути и есть шеринг человеческих ресурсов. Сегодня число пользователей приложением достигло почти 100 000 соискателей. Однако не все россияне пока готовы чем-то «делиться». Показательный пример — многие американские и британские бары, рестораны и магазины практикуют краткосрочный найм персонала в момент пиковой загрузки (вечер пятницы и субботы, праздники) — всего на пару дней. «Российские ретейлеры и рестораторы на такое пока не идут. Они держат людей в штате и на фултайме, несут высокие расходы, но не соглашаются работать с незнакомцем, пусть и высококлассным», — объясняет Крылов.

Вторая, вытекающая из первой, проблема, мешающая развитию шеринг-экономики в России, — это безопасность. Найм официанта на один вечер грозит разбитой дорогой бутылкой вина, а, например, повара — испорченным импортным оборудованием. «Саморегулирование качества услуг — важная черта таких шеринг-сервисов. Отзывы, оценки, рейтинги очень важны здесь, — подтверждает Антон Губницын. — Недобросовестный исполнитель не только рискует остаться без клиентов, но и вообще быть исключенным из шеринг-сообщества». Однако, по словам Крылова, проблема решается страхованием ответственности. Подобная практика уже есть в сегменте такси и аренды жилья: Arnbn страхует акты аренды, а «Яндекс.Такси» поездки, совершенные после 00:00 по местному времени.

Tags: Россия, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “экономика” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 26
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment