luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Покупатели любят быстрых: как приблизить будущее в сфере доставки



Принято считать, что доставка заказа из интернет-магазина на следующий день — это норма, а если вам привезли покупку за несколько часов, то вам несказанно повезло. На самом деле это неправильный подход

Знаете, как должно выглядеть будущее интернет-торговли? Аналитики McKinsey рассказали об этом еще в 2014 году. Вы заказываете товар, и вам привозят его минимум за час, максимум за 12 часов. Казалось бы, ничего сложного, особенно в крупных городах-миллионниках. Но у российских магазинов с этим огромные проблемы. Лишь чуть больше трети крупнейших отечественных онлайн-ретейлеров, включая и сети с большим числом офлайн-магазинов, обещают доставить заказ в тот же день по Москве. Хотя для офлайн-сетей это один из способов отвоевать клиентов обратно у интернет-магазинов. На самом деле ситуацию можно изменить, нужно лишь подойти к проблеме с правильной стороны.

Компания Data Insight ежегодно составляет рейтинг 100 крупнейших по выручке интернет-магазинов. Мы проанализировали первые 40 компаний из этого списка на предмет наличия доставки день в день. Оказалось, что такая доставка есть только у 15 из них. Причем если брать первую десятку, то такая опция есть у шести магазинов: «Юлмарт» (на декабрь 2017 года), «Ситилинк», «М.Видео», «Эльдорадо», «Озон» и «Связной». Например, лидер рейтинга Wildberries обещает доставку лишь на следующий день.

Человек против дронов

Онлайн-торговля в США исторически опережает по объемам российский рынок. Но и там тоже существует проблема скорости доставки. Так, многие, кто хоть отдаленно следит за этой темой, слышали про инициативы интернет-гиганта Amazon: компания, например, тестирует доставку с помощью дронов, а в октябре представила умный замок, который позволяет курьерам попадать в дом, пока хозяев нет дома. У Amazon пару лет назад даже появилась доставка в течение двух часов, но скоростная доставка даже день в день доступна лишь в отдельных городах и то лишь для членов клуба Amazon Prime, подписка на который стоит около $100 в год.

В борьбе за скорость доставки у Amazon есть извечный конкурент — сеть Walmart. Компания, в частности, идет по пути скупки стартапов, которые помогут закрыть «последнюю милю» — собственно, доставку до покупателя. В октябре 2017 года Walmart купил стартап Parcel, который специализируется на доставке за два часа. В августе еще одна крупная сеть Target тоже купила логистический стартап Grand Junction.

На самом деле США, несмотря на все попытки выстроить доставку день в день, довольно консервативная страна в этом отношении. И если мы действительно хотим увидеть будущее, то нужно посмотреть на Китай. В плане электронной торговли эта страна развита гораздо лучше. Например, один из крупнейших китайских интернет-магазинов JD.com купил контроль в крупнейшей китайской курьерской службе New Dada. Это платформа, которая объединяет 25 млн курьеров по модели Uber и специализируется на доставке день в день. И теперь JD.com может доставлять день в день с помощью отдельной курьерской службы. Интересно, что и Walmart, у которого есть магазины в Китае, инвестировал в New Dada $50 млн и стал пользоваться этой службы.

Следите за едой

Почему JD.com купил внешнюю курьерскую службу, а не стал развивать свою? Ответ на самом деле прост. Проблема доставки день в день довольно трудно поддается решению. Есть проблема пиков, которые не очень хорошо прогнозируются, поэтому не всегда можно точно сказать, сколько нужно будет курьеров. Есть два варианта: либо держать заведомо больше курьеров, либо часть заказов время от времени будет выполнить невозможно.

Первый вариант означает простой курьеров и лишние траты, второй — потерю денег. Вот именно поэтому JD.com и смотрела в сторону внешней курьерской службы. Делать внутри компании службу доставки день в день — не очень оптимальное решение. Проще взять на аутсорс компанию с большим числом курьеров-фрилансеров, которые могут встать и поехать в любой момент.

Тем более эта модель уже отлично себя показала в Москве на рынке доставки еды. В феврале запустился и вполне успешно работает UberEats. Еще раньше появился сервис Delivery Club, который в ноябре 2016 года купила Mail.Ru Group, по оценкам, за $100 млн. В апреле 2017-го Mail.Ru купила и второй по величине сервис доставки еды ZakaZaka.

Директор по коммуникациям Uber в России и СНГ Ирина Гущина заявляла, что весь фастфуд курьеры UberEats доставляют клиенту за 15 минут после приготовления. И дело не только в скорости курьеров. У того же McDonald’s в Москве огромная сеть ресторанов. И курьер может забрать заказ из ближайшей к клиенту точки. Но такой же принцип применим и к офлайн-сетям, которые продают через интернет. И именно так эти сети смогут получить преимущество над онлайн-магазинами. Ведь курьер может забрать товар в любом магазине, причем в ближайшем к покупателю. Это будет гораздо быстрее и лучше, чем у интернет-магазинов, у которых один склад где-нибудь в Подмосковье. Тем более доставку товаров между салонами можно отдать на откуп внешней курьерской службе. У нас такой проект есть с «Евросетью»: сейчас 80% доставок между салонами сети производится курьерами.

Возьмем, например, сеть MediaMarkt, торгующую электроникой. Она обещает доставить заказ на следующий день. У конкурентов этой сети — «М.Видео» и «Эльдорадо» — существует опция доставки 4-10 и 3-12 часов соответственно. А «Юлмарт» и вовсе обещал доставить товар в течение трех часов. При этом у «М.Видео» и «Эльдорадо» с прошлого года один владелец, и компании объявили, что начинают объединять свою логистику и совместно использовать распределительные центры. Пока только в Ростове-на-Дону и Новосибирске. Вряд ли MediaMarkt сможет равноценно с ними конкурировать в области доставки, если не активизируется в этой сфере. В итоге крупные игроки получат еще больше преимуществ и отрыв только увеличится.

Вместо курьеров

Можно попробовать противодействовать «быстрой доставке». Например, запустить маркетинговые программы — различные скидки или промоакции, чтобы привлекать и удерживать клиентов. Существует и вариант с постаматами, когда курьер доставляет товар не клиенту, а в специально отведенное место, откуда покупатель потом забирает посылку. Так проще организовать логистику курьера.

Эта идея не умерла, она работает. Единственное, она работала бы прекрасно, если бы постаматы располагались бы в подъездах. Человек шел бы с работы домой и забирал бы посылку. Но есть свои особенности. Банально жильцы, например, могут заблокировать это дело. Кстати, вот тут можно посмотреть на США. Amazon начал программу с девелоперами, которые в новых домах уже проектируют почтоматы. Это разумная идея, и она будет распространяться, но это достаточно медленный процесс. А если почтомат располагается в подвале торгового центра, то такая система почти не работает.

Если смотреть в будущее, то доля доставки день в день будет расти. И это на самом деле хорошо для всех — не только для покупателя, но и для продавца. По нашим наблюдениям, если доставка осуществляется день в день, то гораздо меньше процент отказов: человек не успевает передумать, отказаться или что-то еще. Думаю, что в конце концов все, кроме условно мебели или крупной бытовой техники, будет доставляться день в день.

Tags: бизнес
Subscribe

Posts from This Journal “бизнес” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment