luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Выращивание экосистем. Бизнес в интернете растет за счет слияний и поглощений



Интернет-компании превращаются в экосистемы, скупая не только онлайн-бизнесы, но и офлайн. Имеет место и обратный процесс — традиционный бизнес присматривается к крупным интернет-игрокам

В последние полтора года крупнейшие игроки российского интернета активно скупают молодых и, возможно, перспективных конкурентов, а также заключают партнерства с другими гигантами в попытке получить конкурентное преимущество. «Российские компании, которым не удалось построить большую историю за рубежом, сконцентрировались на расширении нишевых бизнесов в России, чтобы успеть захватить долю на новых рынках внутри страны», — говорит старший инвестиционный менеджер фонда Runa Capital Константин Виноградов. Партнер KPMG Еркожа Акылбек отмечает, что тенденцию к консолидации можно проследить на примере агрегаторов такси, сервисов по доставке еды и электронной коммерции.

Бесспорный лидер Рунета «Яндекс» продолжает чудесное превращение из поисковика в могущественную цифровую многопрофильную империю, или, как сейчас принято говорить, экосистему. Главной сделкой 2017 года стало планируемое объединение «Яндекс. Такси» и Uber, анонсированное в середине июля. Операторы онлайн-такси создадут совместную компанию, которая будет работать в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Инвестиции в проект составят $325 млн: $100 млн предоставит «Яндекс», $225 млн — Uber. При этом «Яндекс» получит в капитале объединенной компании контрольный пакет — 59,3%. В первой половине 2019 года «Яндекс» собирается провести в США IPO этой компании.

Другая громкая коллаборация, на сей раз в сфере электронной коммерции, — совместное предприятие «Яндекса» со Сбербанком на базе агрегатора товаров и услуг «Яндекс.Маркет». О сделке стороны договорились летом 2017 года и могут закрыть ее в первой половине 2018 года: Сбербанк купит акции «Яндекс.Маркета» на 30 млрд рублей. «Яндексу» в совместном проекте будет принадлежать доля в таком же размере.

Не был обойден вниманием и набирающий популярность фудтех. В ноябре 2017 года подразделение «Яндекс.Такси» приобрело второй по величине после Delivery Club сервис доставки еды из ресторанов Foodfox. Сумма сделки, по оценкам, составила 500 млн рублей. В январе «Яндекс» объявил о создании на базе сервисов FoodFox и UberEats новой дочерней компании — «Яндекс.Еда», которая намерена стать ключевым игроком на рынке фудтеха в России. Ставка оправданна: по данным исследования РБК, посещаемость ресторанов снизилась в 2017 году на 7%, тогда как популярность сервисов по заказу еды выросла на 17%. Вечный конкурент «Яндекса» Mail.ru Group развивает собственный фудтех-гигант на базе приобретенного в ноябре 2016 года сервиса Delivery Club, за который она выложила рекордные $100 млн, и купленного в мае 2017 года приложения ZakaZaka ($18 млн). В 2018 году Mail.ru Group успела засветиться в новости о покупке киберспортивного холдинга ESForce за $100 млн. Все эти сделки положительно повлияли на настроение инвесторов: с начала 2017 года по 25 января 2018 года капитализация «Яндекса» и Mail.ru Group выросла на 64% (до $12,38 млрд) и 80% (до $6,86 млрд) соответственно.

Консолидация работает и в обратную сторону: игроки из офлайна поглощают интернет-компании. Ведь границы между бизнесом в сети и в офлайне становятся все более размытыми. В августе 2017 года сеть магазинов детских товаров «Дочки-сыночки» купила онлайн-ретейлера Esky. Интернет-магазин Esky, по данным Data Insight, был третьим по величине онлайн-продавцом детских товаров в 2016 году с оборотом 1,82 млрд рублей. А у компании «Дочки-сыночки» большая часть продаж приходится на офлайн-точки — выручка компании в интернете в 2016 году составила лишь 1,8 млрд рублей при общем обороте 18,6 млрд. Благодаря покупке Esky сеть «Дочки-сыночки» может стать крупнейшим детским онлайн-магазином.

Наращивает свое присутствие в сети и Сбербанк, который, помимо сотрудничества с «Яндексом», в ноябре 2016-го инвестировал $100 млн в израильский такси-сервис Gett, а в мае 2017-го — до 1 млрд рублей в медицинскую онлайн-платформу Docdoc.

Мобильный оператор «Мегафон» в конце 2017 года приобрел контрольный пакет акций Mail.ru Group за $740 млн. Еркожа Акылбек из KPMG считает эту сделку знаковой: «Она явилась дополнительным подтверждением того, что цифровизация меняет стратегии компаний. «Мегафон», классический телеком-оператор, двинулся в нишу интернета, потому что туда идут его клиенты».

В будущем тенденция к консолидации будет только усиливаться. «Многие компании, которые сейчас активно наращивают выручку в онлайне, через несколько лет вполне можно будет отнести к крупным игрокам Рунета. Например, тот же Тинькофф Банк», — говорит Константин Виноградов. Директор по развитию экосистемы «Сколково — Венчурные инвестиции» Станислав Колесниченко ожидает высокую активность в сфере электронной коммерции, ведь уже сейчас в рейтинге крупнейших компаний Рунета превалируют игроки рынка e-commerce. «Следующими кандидатами на слияния/поглощения или IPO могут стать компании из электронной коммерции. Но, к сожалению, низкая ликвидность российского рынка, его закрытость для иностранного капитала не позволяют игрокам рассчитывать на хорошие мультипликаторы», — подчеркивает эксперт.

На фоне укрупнения отрасли кто-то из игроков-старожилов может сойти с дистанции, а дерзкие новички — наоборот, показать стремительный рост капитализации. В этом году из рейтинга Forbes выбыли онлайн-ретейлеры «Юлмарт» и Exist. Первый приостановил работу в некоторых регионах и сейчас переоформляет бизнес на другие юрлица, второй находится в стадии ликвидации. В обоих случаях этим событиям предшествовали корпоративные конфликты. Вместе с тем в рейтинг ворвались сервис онлайн-бронирования Biletix, интернет-магазин «ОнлайнТрейд.Ру» и образовательная платформа SkyEng. Собеседник Forbes в крупном венчурном фонде считает, что через год рейтинг пополнится еще одним образовательным сервисом — «Дневник.Ру», который сумеет преодолеть отметку $100 млн.

Станислав Колесниченко отмечает, что ряд игроков IT-отрасли имеют все шансы выйти и на публичный рынок в ближайший год. В качестве примера он назвал российских поставщиков IT-решений Softline, ГК «АйТи» и Maykor: «Тренд на укрупнение бизнеса и роста вертикалей в IT-отрасли будет только усиливаться».

Tags: бизнес, интернет
Subscribe

Posts from This Journal “интернет” Tag

promo luckyea77 июнь 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments