luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Призрак Оруэлла. Как низкий рейтинг в интернете может разрушить жизнь



Перед китайцами с низким рейтингом в платежной системе AliPay все двери закрываются — они не только не смогут получить кредит, но и купить билеты на самолет, получить хорошую работу или отдать детей в престижную школу

Китайская культура чрезвычайно самобытна. Интернет-среда в КНР также выглядит совершенно иначе, чем во всем остальном мире. На китайском рынке практически нет крупных западных игроков — Google, Facebook, Twitter и др., зато невероятно успешны местные IT-гиганты. При этом social media в Поднебесной гораздо более функциональны — это платежный инструмент, поисковик, сайт знакомств и магазин приложений одновременно.

Все это позволяет соцсетям агрегировать колоссальный объем данных о своих пользователях, что в коммунистическом Китае может обернуться тотальным надзором государства за гражданами. Так или иначе, при выходе на рынок КНР с любым бизнесом важно разбираться в особенностях национального digital.

BAT и остальные

На китайском digital-рынке существует множество мелких игроков, стартапов и компаний-единорогов. Однако наиболее популярные проекты консолидированы «большой тройкой» IT-компаний (Baidu, Alibaba group и Tencent, сокращенно BAT)



Топ-10 самых популярных приложений в Китае

Среди перечисленных приложений, 9 проектов принадлежат интернет-гиганту Tencent, 5 — лидеру электронной коммерции Alibaba group, 2 — крупнейшему в Китае поисковику Baidu, и еще в 2 проектах компании из «большой тройки» являются инвесторами.

WeChat — самый популярный в КНР мессенджер (принадлежит Tencent)
QQ — китайский аналог ICQ (принадлежит Tencent)
Alipay — электронная платежная система (принадлежит Alibaba group)
Taobao — интернет-магазин, где продавцами выступают обычные пользователи (наподобие российского Avito) (принадлежит Alibaba group)
Kugou Music — сервис для прослушивания музыки (Tencent выступает стратегическим инвестором)
WiFi Master Key — первое и крупнейшее в мире приложение по обмену доступом к Wi-Fi сети (Независимый проект)
Baidu — крупнейший в Китае поисковик (принадлежит Baidu)
QQ Browser — браузер (принадлежит Tencent)
Weibo — сервис микроблогов, похожий на гибрид Twitter и Facebook (принадлежит интернет-холдингу Sina)
Tencent Video — сервис видео-контента (принадлежит Tencent)

Сразу в mobile

Доступ к интернету в КНР имеют около 750 млн человек, что соответствует всему населению Европы. Уровень проникновения интернета в Китае по данным на июнь 2017 года достиг 54,3%. Это на 3,5% выше, чем в среднем по миру, и на 7,9% больше, чем в среднем по Азии.

При этом число мобильных пользователей в Китае составляет 724 млн человек, то есть не менее 96% всех пользователей интернета в стране. Такие показатели можно назвать ошеломляющими (данные приводятся из исследования AppsFlyer «Beyond the Great [App] Wall of China»). Интересно, что причины столь высокого уровня «мобилизации» населения кроются в изначальной неразвитости рынка. В Китае не было периода преобладания десктопных устройств — поэтому страна сразу шагнула в эру mobile.

Росту популярности мессенджеров во многом способствовал тот факт, что стоимость мобильной связи и смс-услуг в Китае оставалась высокой по сравнению с западными рынками. А значит, населению было выгодно переходить на общение в бесплатные чаты.

Примечательно, что мобильная инфраструктура в Китае активно развивается в условиях, когда только четверть пользователей выходят в интернет через 4G. Дело в том, что абонентская плата за мобильный интернет высока относительно уровня заработка в стране. В исследовании «Beyond the Great [App] Wall of China», приводятся следующие цифры: 1 МБ данных в Китае стоит порядка $1,13 при средней ежемесячной зарплате в $886, тогда как в США эти показатели составляют $0,01 и $2,987 соответственно. Мне, как человеку часто бывающему в Китае, эти цифры кажутся несколько утрированным, но суть они отражают верно. В результате, в Китае чрезвычайно развита сеть Wi-Fi, а также, например, популярно приложение по обмену доступом к Wi-Fi сети «WiFi Master Key».

Соцсеть в Китае больше чем соцсеть

Говоря о феномене social media в Китае важно отметить, что соцсети в Поднебесной не только более функциональны, но и обладают гораздо большим весом в общественной жизни. Соцсети в КНР это не только инструмент для общения, но и платежное средство, инструмент для получения скидок, заказа такси, знакомств, магазин приложений, и даже оценщик кредитоспособности пользователей.

Средний размер ежемесячных платежей на каждого пользователя в Китае:



Как видно из графика, на первом месте среди инструментов оплаты у китайцев стоит WeChat — одновременно самый популярный в стране мессенджер. Третье место занимает AliPay — система электронных переводов, входящая в Alibaba Group, которая также параллельно развивает несколько соцсетей.

WeChat заменил собой интернет

В настоящее время WeChat уже разросся до масштабов экосистемы и стал настоящим феноменом китайской жизни. Проект был запущен как мессенджер в 2011 году компанией Tencent (на тот момент уже являвшейся публичной компанией, основательницей мессенджера QQ — китайского аналога ICQ). На начальном этапе получить распространение и потеснить конкурентов WeChat помогла функция голосовых сообщений, которой у конкурентов на тот момент не было.

По итогам III квартала 2017 года число пользователей WeChat, активных хотя бы раз в месяц (Monthly active user accounts, MAU) составило 938 млн человек. Для сравнения: число пользователей самой популярной в мире, но запрещенной в Китае, соцсети Facebook прошлым летом достигло 2 млрд. Важно, что большинство пользователей WeChat — реальные люди с верифицированными аккаунтами. Для любой активности в приложении, например осуществления тех же платежей — нужно привязать свою страницу к номеру телефона. А купить SIM-карту в Китае сегодня можно только по паспорту, и не более 6 штук в одни руки.

При этом сегодня WeChat объединяет в себе колоссальное количество функций, о который Facebook пока может только мечтать. В WeChat есть фильтры для фотографий (как в Instagram), лента новостей, система денежных переводов, возможность заказывать такси. Есть в приложении и разные необычные «фишки». Например, достаточно потрясти телефон, чтобы найти находящихся поблизости пользователей WeChat. Если навести телефон на экран телевизора, то приложение способно распознать ТВ-программу, и показать пользователей, которые также ее смотрят. Стеснительным китайцам эта функция позволяет заводить новые знакомства и друзей.

Недавно в WeChat появился встроенный поисковик, что бросает вызов крупнейшим поисковым система Китая — Baidu и Sogou, а также лента новостей, подстраивающаяся под каждого конкретного пользователя (вызов Toutiao).

Каждый житель Китая в среднем проводит в WeChat 90 минут в день, причем зачастую у него нет потребности заходить на какие-либо еще интернет-страницы, т.к. все есть в WeChat. Учитывая вышесказанное, любому продукту, выходящему на рынок Китая, не обойтись без продвижения в WeChat. Есть в приложении и специальная функция для компаний — так называемый «публичный аккаунт», через который бренды могут взаимодействовать со своей аудитория. Правда, за каждую транзакцию через WeChat придется заплатить комиссию приложению.

Опора на национальные традиции

Добиться колоссальных успехов и потеснить на рынке платежей влиятельную компанию AliPay («дочку» могучего гиганта электронной коммерции Alibaba group) WeChat во многом помогла опора на китайские традиции.

Главным празднеством в Китае является Новый год. Отмечается он по лунному календарю, а значит, даты праздника «плавают» относительно европейского календаря. В 2018 году Новый год в Китае пришелся на 16 февраля. Официальные выходные в стране длятся неделю, но неформально празднество и и нерабочая атмосфера растягивается на целый месяц. В этом смысле, похоже на празднование Нового года в России.

Дарить на Новый год в Китае принято деньги, завернутые в красные конверты. Красный в китайской культуре вообще символизирует счастье и благополучие. В 2014 году WeChat предложил своим пользователям отправлять друзьям переводы, завернутые в электронные красные конверты. При этом, мессенджер добавил в традицию игровой элемент. Конверт с подарком можно «разыграть» среди с нескольких пользователей, получатель подарка в итоге будет определен мессенджером случайно. Или же, можно отправить некоторую сумму определенному числу пользователей, но сумма будет поделена между всеми в случайной пропорции. Акция оказалась невероятно успешной. Многие китайцы привязали свои банковские карты к WeChat только для того, чтобы отправлять друзьям «красные конверты».

С каждым годом все большее число пользователей участвуют в акции «красных конвертов». С помощью розыгрыша конвертов боссы в компаниях поощряют сотрудников. Например, такой конверт получает тот работник, кто первым кликнет по конверту. Случается, что китайские начальники используют эту акцию в назидательных целях, и могут в результате пожурить того, кто первым «поймает» конверт. Ведь это означает, что сотрудник в рабочее время занимается не рабочими делами.

Фактически, такие переводы выполняют не столько финансовую функцию, сколько символическую и коммуникативную. Так, сегодня в Китае стало популярным с помощью перевода признаваться в любви. В китайском языке цифры 5-2-0 созвучны словам «я люблю тебя», и в интернет-сленге используются для обозначения этой фразы. Соответственно 20 мая (20.05 или, как записывается по-китайски 5.20) стал днем признаний в любви. В этот день многие пользователи обмениваются конвертами с суммой 5,20 юаня.

WeChat как платформа для приложений

В 2017 году WeChat сделал очередной прорывной шаг, запустив собственную платформу для создания приложений внутри WeChat. Такая платформа получила название Mini Programs. Приложения в рамках Mini Programs могут отображаться в любом браузере и работать на любой операционной системе — и iOs, и и Android и др. Фактически, таким образом достигнута долгожданная для разработчиков универсальность. Можно сказать, что это знаменует смену приоритетов WeChat и окончательную его трансформацию в экосистему.

В ближайшее время участие WeChat в повседневной жизни китайцев может стать еще более всеобъемлющим. С начала 2018 года правительство тестирует выпуск виртуальных ID-карт (удостоверений личности, то есть фактически паспортов) на базе WeChat. В рамках проекта планируется использовать технологию распознавания лиц. Предполагается, что в дальнейшем виртуальные ID-карты полностью заменят традиционные.

Призрак Оруэлла бродит по Китаю

В последнее время Tencent существенно потеснила на digital-рынке Китая своих конкурентов, но ее главным соперником пока еще остается гигант онлайн-торговли Alibaba Group. И хотя на рынке платежей Tencent уже добилась лидерства, у Alibaba Group есть ряд своих конкурентных преимуществ и весьма интересных «фишек».

С 2013 года платежная система AliPay предлагает пользователям добровольно участвовать в оценке собственной кредитоспособности Sesame Credit (буквально «кунжутный рейтинг», что отсылает к сказке про Али бабу и 40 разбойников и словам «Сезам, откройся!»). Приложение Sesame Credit оценивает все действия пользователя (агрегируя те самые «большие данные») по шкале от 350 до 950 баллов. Людям с более высоким рейтингом предлагаются всевозможные бонусы — например, беззалоговые кредиты, упрощенную процедуру получения визы в Гонконг или какую-нибудь европейскую страну и др.

Перед людьми с низким рейтингом все двери, наоборот, закрываются — они не только не смогут получить кредит, но и не смогут купить билеты на самолет. На поезд им продадут только самые дешевые места. Не смогут такие граждане и получить хорошую работу или отдать детей в престижную школу. У граждан с низким рейтингом понижаются шансы даже построить личную жизнь. Крупнейший сайт знакомств в Китае Baihe является партнером в Alibaba и понижает анкеты людей с низким рейтингом в выдаче.

Звучит уже жутковато. При этом компания не раскрывает алгоритм расчета рейтинга. Sesame Credit лишь указывала, что на рейтинг влияет ряд факторов помимо кредитной истории пользователя: уровень образования, поведение в сети, и... даже рейтинг его друзей.

Примечательно, что параллельно с рейтингом от Alibaba в Китае вводится государственный социальный рейтинг граждан. В пилотном добровольном режиме программа социального рейтинга тестируется с 2014 года, но с 2020 года участие в ней станет обязательным. Хотя компания и представители государства отрицают сотрудничество в этой сфере, злые языки говорят о прямой связи между кредитным рейтингом Sesame Credit и государственным рейтингом. Тем более, что ранее Sesame Credit уже сотрудничала с правительством. Так, в систему попали данные должников, не оплативших судебные штрафы — в одночасье у миллиона человека был снижен рейтинг. Большинство из них предпочло погасить задолженность, чем мириться с низким рейтингом.

Важно помнить, что дело происходит в коммунистическом Китае с авторитарным режимом власти. Поэтому сотрудничество крупнейших IT-компаний с государством практически не вызывает сомнений. Таким образом технологии Big data дают правительству КНР инструменты для всеобъемлющего надзора за собственными гражданами. Впрочем, современные технологии становятся серьезным вызовом для неприкосновенности частной жизни и в странах с давними демократическими традициями.

Tags: Китай, интернет
Subscribe

Posts from This Journal “интернет” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments