luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Нотариус в облаке: почему сервис надежных электронных подписей оценили в $6 млрд



Компания DocuSign научилась значительно упрощать подписание документов и заключение любых контрактов. Как ей удалось перевести документооборот в онлайн-пространство, сохраняя данные в целости?

Компания DocuSign занимается разработкой цифровых подписей и переносит документооборот в онлайн, используя облачные технологии. Сервис позволяет ускорить подписание контрактов и используется бизнесом в сфере недвижимости, страхования, финансовых услуг и т. д. DocuSign объявила на этой неделе, что провела первоначальное публичное размещение на отметке $29 за акцию. Это выше, чем ранее объявленный ценовой диапазон в $26-28. При выходе на IPO компанию оценили в $4,4 млрд. Но после первого дня торгов основанная в 2003 году DocuSign стоит уже около $6 млрд. Уже сама сумма внушает уважение. Но почему так дорого? Основными критериями, как обычно, стали не только сам продукт, но и размер рынка, маржинальность бизнеса и защита от конкурентов.

Современные стартапы на стыке офлайна и онлайна вроде агрегаторов такси или доставки еды не отменяют, а перестраивают старый процесс. После кликов в красивом приложении к пользователю приезжает все та же машина или приходит все тот же курьер с тем же бургером, что и раньше. IT сокращает время ожидания, рейтинги улучшают обслуживание, но суть происходящего остается старой: автомобиль или курьер с термосумкой едут из точки А в точку Б.

В DocuSign пошли дальше: они полностью перевели процесс подписания документов в онлайн. Техника продукта тривиальна: отправитель загружает файл, указывает e-mail получателя, ему приходит ссылка, он кликает — и все, документ подписан. DocuSign хранит его вечно, при необходимости покажет в суде. Никаких круглых печатей, никаких бумаг, никаких курьеров, никакого архива. Десяток кликов — и два человека подтвердили, что этот doc-файл действительно отражает достигнутые договоренности. Платит за сервис отправитель, а его партнер экономит бумагу бесплатно.

Юридическая значимость таких документов зависит от конкретной страны, но на основном рынке, в США, Docu-подпись в принципе ничем не уступает обычной, с мокрыми чернилами. Никакие государственные сертификаты или специальное оборудование не требуются. Механизм кажется небезопасным: украсть e-mail — пара пустяков. Это правда. Беда в том, что бумага только хуже: печать с любым изображением в Москве делают за 1000 рублей и полдня, идентично перенести на лист с новым текстом росчерк автографа — тоже нетрудная задача. А электронная версия дает больше контроля постфактум: в DocuSign всегда можно посмотреть свои документы, подделки попадают в отдельный список и привлекают внимание.

Другая крайность — обмен сканами по электронной почте как без пересылки бумаги, так и без внешних систем. С юридической точки зрения этот путь ничем не хуже DocuSign, но явно проигрывает по удобству: и принтер нужен, и искать потом сложнее, и подписать стороны могут разные версии документов даже непредумышленно. В общем, востребованность специализированного сервиса достаточно очевидна: клиентов у стартапа становится больше с каждым годом, а потенциальное их количество ограничено совершенно астрономическими числами — документы подписывают все бизнесы мира. Рынок есть.

Еще проще с маржинальностью. DocuSign предоставляет исключительно электронный сервис, расходы на клиента после привлечения — только обслуживание серверов и техническая поддержка. Сейчас они составляют 20% выручки стартапа, но, вероятно, упадут еще ниже. Маркетинг, конечно, выходит куда дороже, но рано или поздно и он отобьется: ведь один раз подключенный бизнес остается с DocuSign навсегда — бросить свои документы трудно.

Последняя большая потенциальная угроза для стартапа — лобовая конкуренция. В технологии нет никакой магии. На первый взгляд, кто угодно повторит сервис, поставит цену в два раза ниже и начнет отъедать долю рынка. В принципе это возможно, мешают лишь несколько «но». Прогрессивные клиенты уже пользуется DocuSign, и переезжать ради скидки в несколько долларов они не будут, поэтому второму игроку придется стартовать с тяжелой на подъем аудитории. Ядро технологии подписи несложно и повторяемо, но DocuSign продумала и множество рутинных деталей: поддержку различных форматов файлов, интеграции, API и многое другое. И конкуренту придется придумать что-то качественно новое, чтобы догнать лидера. Собственно, среди конкурентов серьезную альтернативу предложила только компания Adobe, которая вышла на рынок со своим Adobe Sign.

Ну и наконец, сетевой эффект. У сервиса сейчас 300 000 платящих клиентов, и каждый из них рассылает документы на подпись партнерам и контрагентам. Сейчас они не платят DocuSign ничего, но информация о сути продукта и бренде распространяется сама по себе. Поэтому чем больше клиентов доверяет сервису сегодня, тем больше их подключится завтра. Биржа в DocuSign тоже верит: текущая оценка в $6 млрд — надежное тому свидетельство.

Tags: бизнес, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments