luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Надо делиться: как шеринг-экономика превращает потребителя в предпринимателя



Мы живем в крупнейшем в мире пункте проката. Шеринг-экономика сегодня — катализатор трансформации бизнеса в глобальную площадку, где люди больше не делят знания и навыки, а делятся ими друг с другом

К 2025 году мировой объем экономики sharing увеличится почти в 20 раз и достигнет $335 млрд, свидетельствуют данные из отчета PwC. Вдохновленные цифрой, мы пытаемся спрогнозировать, в каких нишах — образовании, HR или финансах — еще можно заработать на шеринге. Хотя вскоре мы можем навсегда уйти от вопроса, кто потребитель, к вопросу, нужен ли он вообще.

В Школе бизнеса ВШЭ мы проводим свободные ассоциативные эксперименты: несколько лет подряд в числе прочего мы спрашивали первые три реакции на стимул sharing economy. Результаты оказались любопытными: помимо уже устоявшихся маркеров «совместное потребление», «временное пользование», «аренда» и Uber респонденты назвали «обмен», «совместный опыт» и «делиться».

Поверхностные на первый взгляд наблюдения в рамках свободных ассоциаций отражают глубинный социально-экономический подтекст — эволюцию не только понятия шеринг-экономики, но и ее самой. В этом процессе можно выделить пять этапов. Базовый предшеринговый этап (назовем его second hand sharing) — это когда люди обменивались одеждой и книгами в библиотеках. Следом мы перешли к torrent sharing — этап, предполагающий выход в онлайн, в шеринг-корзину добавились фильмы, музыка и другие файлы. На третьем этапе наступило время uber sharing — онлайн и офлайн объединились, мы начали делить офисы, дома, уборку, транспорт. Даже традиционное владение автомобилем мы превратили одновременно и в каршеринг, и в карпуллинг, и в райдшеринг.

Мы живем в крупнейшем в мире пункте проката, и доступ здесь, как заметил редактор журнала Wired Кевин Келли, лучше, чем владение — пожалуй, точнее метафоры для шеринг-экономики не найти.

Но оказалось, и это еще не все. Эволюция продолжается. Последние годы мы переживаем важный четвертый этап — social sharing — когда уберизация технологическая трансформируется в уберизацию социальную. Возможность утром спуститься в метро, а вечером, опаздывая, вызвать Uber становится катализатором смены карьерных амбиций и разрушения традиционной лестницы материального благосостояния «метро — машина — дорогая машина — машина с водителем» и потраченных на достижения лет: 20-25-30-40 соответственно. Теперь комфортную жизнь можно взять в аренду нажатием кнопки в мобильном приложении, где посадка в такси от 50 рублей.

Тут начинается самое интересное: перепрыгнув через несколько ступеней Маслоу, туда, где уже наелись и защитились, мы готовы посмотреть вокруг. Сегодня мы стоим на пороге пятого этапа — conscious sharing. Подарив людям время, шеринг-экономика привела к трансформации сознания: в разных сферах жизни мы начинаем задавать вопросы, которые некогда было задавать раньше.

Шеринговая сознательность

Как шеринговая осознанность может повлиять на бизнес-модели? Мы можем построить новый, «непотребительский» рынок. B2C, B2B, B2G, G2B, С2С — традиционные форматы бизнес-отношений. Формально понятие «потребитель» несет в себе только B2C и С2С, но все эти модели имеют поставщика услуг и его получателя, как правило, пассивного.

Опыт совместного потребления, в рамках которого мы приспособили наш мир, чтобы делиться файлами, постами, местом в автомобиле, показывает: мы готовы к новому рынку. Нашумевшие в последнее время криптовалюты работают по пиринговому принципу. В технологиях пиринг (от англ. peering — соседство) означает одноранговую или децентрализованную оверлейную компьютерную сеть, основанную на равноправии участников. Часто в такой сети отсутствуют выделенные серверы, и каждый узел (peer) выполняет одновременно функции и клиента, и сервера. В отличие от архитектуры клиент-сервера такая организация отличается устойчивостью — работоспособность сети сохраняется при любом количестве и любом сочетании доступных узлов.

Можно ли пиринговые принципы развить дальше? Новый вызов — построить бизнес peer-to-peer (P2P), где потребитель станет клиентом («пиром») и одновременно предпринимателем в широком смысле этого слова, то есть создателем. Новый вызов — не самому построить, а создать условия, чтобы могли построить другие. Новый вызов — делиться предпринимательской энергией, вдохновить пользователей на соавторство.

Это похоже на вирус «сделай сам» — тебе доступно то, что создаю я, и ты можешь вдохновить на создание чего-либо третьих лиц в нашей цепочке, чтобы они вдохновили четвертых, и так далее. Выходит шеринг предпринимательства в геометрической прогрессии. Entrepreneur-to-entrepreneur-to-entrepreneur. И все это peer-to-peer. И все это равный — равному.

По сути это принцип «не давай рыбу — научи удить» в новом прочтении: создай условия для ловли рыбы. И, как показывает практика, в выигрыше оказываются все стороны. Показателен пример из архитектурной среды, когда в 2016 году чилийский архитектор Алехандро Аравена получил Притцкеровскую премию. Аравена проектирует жилые дома, школы, университеты, детские площадки и общественные пространства для обездоленных, нелегальных мигрантов, жертв природных катаклизмов, вовлекая жителей в архитектуру. Но самый известный проект Аравены — Half of a Good House. Тысяча человек на севере Чили жили нелегально, и у государства не было средств на строительство социального жилья. Аравена придумал построить половину дома: каждой семье был предоставлен бетонный каркас с кухней, ванной и крышей, а оставшиеся полдома все жители со временем достроили сами. Таким образом, идея соавторства показала не только экономический, но и социальный эффект.

Другой интересный кейс — из сельского хозяйства. Предприниматель Хью Фернли-Уиттингстол не предлагает землю, он предлагает строить бизнес на земле. С помощью площадки Landshare Фернли объединяет землевладельцев и начинающих садоводов — вместе они выращивают собственную еду. Сейчас только в Великобритании в огородный нетворкинг вовлечены свыше 60 тысяч человек (землю предоставляют частные пользователи, футбольные клубы, общежития и даже церкви).

Образование. Чтобы превратить квартиру в образовательный кампус и стереть границу между учеником и учителем Майкл Карньянапракорн создал онлайн-сообщество Skillshare. Членский взнос $10 в месяц позволяет организовать свою лекцию или получить доступ к тысячам других (лекции в области дизайна, бизнеса, анимации, кулинарии). Классы привлекают студентов, они сами становятся учителями, и маховик продолжает вращаться — сейчас в сообществе взаимообучают друг друга свыше 4 млн человек.

Финансы. Мэтт и Джессика Флэннери создали платформу Kiva, с помощью которой кредиторы помогают предпринимателям из развивающихся стран начать или укрепить свой бизнес. Кредиторы выбирают заявку, которую хотели бы профинансировать, и делают взнос ( минимум $25). На сегодняшний день 2,8 млн предпринимателей из 86 стран получили более $1,1 млрд микрокредитов.

Tags: экономика
Subscribe

Posts from This Journal “экономика” Tag

promo luckyea77 июнь 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments