luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Новая экономика: как правительства разных стран стимулируют онлайн-торговлю



Интернет-магазины становятся все более востребованными, но дело не только в удобстве сервиса или в нежелании людей ездить в торговые центры. Развитию электронной торговли активно помогают госструктуры: во многих странах эту отрасль финансируют деньгами налогоплательщиков

Сектор онлайн-торговли растет каждый год. Сегмент, когда-то служивший прибежищем интернет-гиков и нишевых магазинов, приобрел планетарный размах. Люди покупают в интернете еду, одежду, бытовую технику, автомобили и даже недвижимость и, похоже, не собираются останавливаться.

На первый взгляд кажется, что рост онлайн-торговли обусловлен внешними причинами, такими как удобство интернет-покупок и нехватка времени на личное посещение магазинов. Между тем вместе с объективными факторами онлайн-торговле помогают и совсем нерыночные методы: протекционизм государств и прямая помощь правительственных структур.

Как действуют богатые страны

В 2016 году США и Китай в совокупности заняли более половины доли всего рынка розничной интернет-торговли. В 2015 году власти Соединенных Штатов анонсировали программу Digital Economy Agenda, в рамках которой правительство сделало ставку на продвижение бесплатного интернета во всем мире, поощрение доверия в сети, обеспечение повсеместного доступа и содействие развитию технологий.

К 2020 году объем электронной торговли традиционного B2C-сегмента в мире может составить $3,2 трлн, а на мировой рынок B2B, то есть электронной торговли между компаниями, придется $6,7 трлн, спрогнозировали в Frost & Sullivan. Только американский B2B-рынок вырастет с $825 млрд до $1,132 трлн в 2020 году, полагают аналитики из Forrester Research.

Десять крупнейших рынков интернет-торговли
Место Страна Совокупный объем онлайн-продаж за год, $ млрд Доля интернет-покупок в общем объеме розничной торговли
1 Китай 672 15,9%
2 США 340 7,5%
3 Великобритания 99 14,5%
4 Япония 79 5,4%
5 Германия 73 8,4%
6 Франция 43 5,1%
7 Южная Корея 37 9,8%
8 Канада 30 5,7%
9 Россия 20 2%
10 Бразилия 19 2,8%


Китай в 2006 году ратифицировал конвенцию ООН об электронных сообщениях, что способствует снижению барьеров для трансграничной электронной торговли. В 2016 году в КНР началась реализация стратегии «Интернет+», а за год до этого в стране утвердили «Мнения сторон о политике в области поддержки международного розничного экспорта». Главный тезис этой программы — необходимость поддержки экспорта в секторе электронной розничной торговли.

На практике это означает, что государство оказывает поддержку ключевым электронным платформам, оптимизирует таможенные процедуры, вводит налоговые льготы на розничный экспорт, поощряет работу электронных платежных систем и внедрение инноваций в различных сферах (от производства до торговли и логистики). Иными словами, правящая партия КНР профинансировала успехи Alibaba, WeChat и других сервисов деньгами из казны.

С марта 2014 года в Китае вступил в силу обновленный закон о защите прав потребителей при осуществлении электронной торговли. Так Коммунистическая партия Китая стимулирует обе стороны торгового процесса: и продавцов, и потребителей.

Политика стимулирования экспорта посредством электронной коммерции существует и в Южной Корее, занимающей седьмое место в мире по объему рынка онлайн-торговли. Приняв за основу развития дорожную карту Соглашения о свободном сотрудничестве (ССТ), к 2015 году Южная Корея заключила такое соглашение с 14 партнерами, в том числе с США и Евросоюзом. Доля экспорта в эти страны составила по итогам 2015 года 67% от общего объема заграничных продаж.

В ряде стран доля электронной торговли значительна в общем объеме оборота розничной торговли и составляет свыше 10%. В Великобритании эта доля приближается к 20%, и одна из причин — активная господдержка сектора. Для помощи малому и среднему бизнесу в сфере онлайн-предпринимательства по стране работают международные торговые команды программы UKTI, расположенные в более чем 40 местных офисах.

Советники UKTI консультируют представителей бизнеса по различным вопросам: финансовые субсидии, экспортная документация, контакты на зарубежных рынках, зарубежные визиты, электронная торговля и исследования рынка. С помощью бесплатной услуги Passport to Export от UKTI компания может получить оценку своих возможностей торговли на международном рынке и план действий, пройти программу обучения на условиях субсидирования и начать работу на заграничных рынках при поддержке опытных консультантов.
Планы международных организаций

Помимо прямых субсидий из госбюджетов сегмент интернет-торговли получает преференции и от различных международных грантов и программ. К примеру, на заседании стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в августе 2017 года участники альянса признали высокий потенциал роста экономики за счет развития электронной торговли. Объем мировых продаж сектора B2C в онлайн-сегменте в 2016 году достиг суммы в $1,9 трлн, а на долю азиатско-тихоокеанского сектора пришлось более 31,5% от этого объема.

В 2017 году мировые онлайн-продажи в рознице достигли $2,3 трлн. Учитывая эти данные, рабочая группа АТЭС (APEC ECSG) включила в план развития принципы поощрения и развития электронной коммерции в регионе: создание инфраструктуры для трансграничной торговли между странами АТЭС, содействие таможенному контролю, а также обмен опытом и расширение сотрудничества между государственным и частным сектором. Плохие новости для традиционных ретейлеров и шикарная возможность для новых игроков интернет-рынка.

Значимость электронной торговли для развития экономики отмечена и в документах стран БРИКС, куда входят Россия, Китай, Бразилия, Индия и ЮАР. Собственную стратегию приняли и в Евросоюзе: здесь утвердили план формирования Единого цифрового рынка. К 2020 году в ЕС намерены преодолеть оставшиеся барьеры для электронной торговли, создать достаточную интернет-инфраструктуру и улучшить параметры защиты для конечных заказчиков. В Евросоюзе убеждены, что создание общеевропейского рынка способно приносить в экономику стран-членов дополнительные €415 млрд ежегодно.

Рекомендации по развитию электронной коммерции формируют и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) с «большой двадцаткой». Онлайн-продажи в странах ОЭСР оцениваются в 18% от общего объема торговли. Среди мер, способствующих развитию сегмента, представители ОЭСР отмечают принятие стратегий развития электронной торговли малым и средним бизнесом, создание инфраструктуры электронного партнерства компаний, поддержку интернет-стартапов.

Темы, связанные с электронной торговлей, будут обсуждаться сразу на нескольких площадках в рамках Петербургского международного экономического форума — 2018 (ПМЭФ) в конце мая. Вопрос общих цифровых и логистических платформ в Евразии поднимут на сессии «От Атлантики до Тихого океана: создавая пространство доверия», а непосредственно рынок продажи товаров в интернете может стать одним из предметов обсуждения на пленарном заседании «Вызовы новой экономики. Как меняется частный и государственный сектор». Электронная торговля — та самая примета новой экономики, по которой судят о развитии страны в 2018 году.

Что в России

В России релевантная официальная статистика в сфере электронной торговли до сих пор находится на стадии формирования. Практически все данные основаны на оценках негосударственных организаций и результатах заказных аналитических исследований. По информации АКИТ, объем онлайн-продаж 2017 года в России составил 1,04 трлн рублей. По данным компании Data Insight, этот показатель равен 945 млрд рублей.

Единой комплексной статистики в сфере электронной торговли в России пока нет. Данные, приводимые Росстатом, Банком России, бизнес-ассоциациями и экспертами, существенно различаются, иногда в разы. Объем внутренней электронной торговли в секторах B2B и B2G, по оценке Ассоциации электронных торговых площадок, в 2016 году составил 35 трлн рублей.

По данным McKinsey, на цифровую экономику в России приходится 3,9% ВВП, что примерно в два-три раза ниже, чем в США, Китае и ЕС. У отрасли существенный потенциал, а значит, цифровая экономика может стать одним из главных факторов экономического роста России. К 2025 году она сможет обеспечить от 19% до 34% прироста ВВП, увеличив его на 4,1-8,9 трлн рублей по сравнению с текущими показателями, следует из отчета аналитиков компании McKinsey. Авторы исследования видят роль государства в «пропаганде инноваций», продолжении курса цифровизации госуслуг, помощи в финансировании перспективных проектов и повышении уровня цифровой грамотности россиян.

Согласно плану программы «Цифровая экономика» в России, к 2024 году у страны будут следующие ключевые задачи:

- Создание регулятивной базы и правовых условий для реализации этапов программы развития «Цифровая экономика».
- Доступ к интернету со скоростью не менее 100 Мбит/сек для 97% населения.
- Реализация не менее десяти электронных платформ для основных сфер экономики.
- Создание единой государственной среды передачи навигационной и логистической информации на 90% территории страны.

По итогам заседания проектного комитета стратегического развития РФ в январе 2017 года принят план реализации «Системных мер развития международной кооперации и экспорта». Согласно этому документу, через интернет и региональные представительства экспортным организациям будет оказывать помощь Российский экспортный центр. К 2019 году планируется вовлечь в экспорт более 5000 компаний по каналам электронной торговли.

Согласно проекту «Электронная торговля» двухлетней давности, к 2019 году объем российского экспорта должен составить $60 млн. Это означает стократный рост по сравнению с показателями 2016 года, когда годовой объем онлайн-экспорта был равен $0,6 млн. Результат планируется достигнуть за счет увеличения количества продавцов и числа продаж на зарубежных платформах.

Однако решающее значение в электронной торговле имеют быстрые межстрановые электронные платежи, чему не способствует жесткий валютный контроль. Компании с зарубежными счетами не могут использовать систему ретробонусов и взаимозачетов. В январе этого года проект смягчения контроля представил Минфин, предложив снизить штрафы до 33-50%.

Россия находится на пути активного становления цифровых продаж, в частности трансграничных. Это означает широкие перспективы роста и годы работы. Всемирная конкуренция подгоняет и компании в отрасли, и государство в целом, переформатируя их работу.

В конце 2016 года Федеральная таможенная служба и «Почта России» запустили пилотный проект по упрощенному оформлению экспортных посылок для малого бизнеса (компаний на упрощенной системе налогообложения). Теперь процесс отправки товара на экспорт должен проходить на базе почтового отделения и занимать несколько минут без необходимости присутствия представителя компании в таможенных органах. На улучшение логистики работают проекты OZON и Lamoda, изначально заявленные в сфере B2C. Сейчас они оказывают логистические услуги другим компаниям.

По данным Ассоциации электронных торговых площадок, в России действует более 60 электронных торговых площадок B2B и шесть федеральных электронных торговых площадок B2G. Прямо сейчас развитие электронной торговли в России вышло на государственный уровень. Оглядываясь на опыт других стран, можно предположить, что это первый значительный шаг к грядущему доминированию интернет-торговли.

Tags: интернет-магазин
Subscribe

Posts from This Journal “интернет-магазин” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments