luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Звенья цепи: когда умрет журналистика в России



Россия одной из первых отказалась от печатных СМИ в пользу интернет-изданий. Новый виток развития электронных медиаресурсов ставит под сомнение само выживание традиционной журналистики

Журналистика в знакомом нам виде существует чуть больше 200 лет. В конце XVIII века медиа стали не только важнейшим инструментом влияния на жизнь общества, но и средством зарабатывания денег. С тех пор СМИ пережили немало изменений. В XIX веке установился формат газет и журналов разных жанров — от развлекательного до серьезного. В XX столетии печатной прессе бросили вызов сперва радио, затем телевидение.

С позиций сегодняшнего дня очевидно: ТВ и радио, скорее, дополняли печать, но не вытесняли ее. В силу своей специфики они не могли предложить альтернативу газетам и журналам. И только на рубеже XX и XXI веков появилось то, что обнулило предыдущие средства массовой информации — как печатные, так и электронные. Интернет.

Мы стали свидетелями технологической и культурной революции, значимость которой превосходит даже колоссальный сдвиг от рукописных книг к печатным. Выход в цифровой формат и мировую сеть преобразовал привычные представления об обмене информацией: скорость и объем передачи данных теперь несопоставимы с реалиями ХХ века. Устоявшиеся формы медийной работы оказались перед лицом серьезных вызовов, причем таких, которые не связаны с государственной цензурой, как это бывало раньше. Недаром одна из панелей на Петербургском международном экономическом форуме ПМЭФ-2018 называлась «Будущее журналистики в условиях новых вызовов».

Как Россия первой отказалась от чтения

К началу нового столетия положение с печатными масс-медиа в России было куда тяжелее, чем на Западе. Во-первых, нарушилась традиция. Европейский и американский человек привык из поколения в поколение читать одну и ту же газету (скажем, в рамках одной семьи) и находить каждое утро на знакомой странице фельетон, экономическую колонку, комиксы, кроссворд, некролог, объявление о свадьбе. Это способствовало поддержанию традиции потребления печатной прессы. В России подобная преемственность прервалась в девяностые годы прошлого века: люди, на протяжении десятилетий читавшие «Огонек» или «Литературную газету», отказались от своей привычки, а их дети и внуки изначально не собирались тратить свое время на газеты или журналы.

Дополнительный удар традиционным печатным СМИ нанес экономический кризис. Парадоксальным образом те, кто более всего желали и требовали перемен, от них же и пострадали в первую очередь: достаточно посмотреть на падение тиражей. В результате для многих россиян отказ от чтения бумажной прессы прошел для многих сравнительно легко: даже без интернета люди почти не покупали и тем более не выписывали газеты. Россияне оказались более отзывчивы к возможностям интернета и легче переходили на онлайн-потребление СМИ по сравнению с иностранцами. Это окончательно убило надежды тех, кто еще надеялся начать новое издание или поддержать старое.

Во-вторых, СМИ был брошен вызов со стороны блогов и социальных сетей. Сначала это был «Живой журнал» (сайт livejournal.ru, также известный как ЖЖ), теперь это Facebook, а также «ВКонтакте», Telegram, Twitter и другие площадки. К 2018 году блогеры стали популярнее и важнее журналистов. Если федеральные СМИ, особенно телевидение, занимаются самоцензурой и становятся жертвой давления государства в том или ином ракурсе, то в блогах и соцсетях авторы выражаются абсолютно свободно, тем самым привлекая к себе читательскую и зрительскую аудиторию.

Недаром русскоязычный сегмент Facebook являет собой нечто совсем не похожее на англоязычный. В нем кипят жаркие дискуссии, обсуждаются текущие политические события, публика объединяется вокруг одних авторов и раскалывается по отношению к другим. В США все это происходит в СМИ — на телевидении и в печати. В России эти институты не выполняют своего предназначения по обозначенным выше причинам.

Из-за сложившегося перекоса американский Facebook оказался не таким живым и пестрым, как в России. За океаном это канал для общения с друзьями и родственниками. Иными словами, социальная сеть используется по прямому назначению, а не становится СМИ параллельной реальности (как в России). Неслучайно русскоговорящие американцы в поиске дискуссий приходят в русский сегмент Facebook. Они скучают от инертности и предсказуемости американском сегмента, где царят восклицания «как мило!» о семейных фотографиях.

С кем сейчас конкурируют СМИ

Современные СМИ конкурируют не столько между собой, сколько с блогерами и другими звездами интернета. Если десять лет назад было привычно сетовать на монополию «Первого канала» и ВГТРК, то сегодня смешно об этом слышать. YouTube, Instagram и другие онлайн-площадки предоставили невероятные возможности для самореализации и поиска интересных сюжетов. Комик или штатный пропагандист с федерального телеканала должен держать в уме автора популярного канала в YouTube — подлинного соперника современного телевидения.

Онлайн трансляции любителей-стримеров преобразовали не только аналитику и развлечения, но и новостной блок. Во время событий в Одессе 2 мая 2014 года это было явлено во всей своей грозной непосредственности, когда зрители могли наблюдать первые столкновения, перемещаться вслед за толпой к Дому профсоюзов, быть очевидцами штурма и пожара, видеть сцены расправ — без цензуры и без «профессионального» операторского подхода.

Даже на сайтах СМИ комментарии к статьям и сюжетам нередко бывают интереснее прочитанного и показанного. У традиционной печати нет никакой возможности предложить что-либо подобное. Новости сегодня устаревают за несколько минут. «Сегодняшняя» газета на самом деле оказывается вчерашней. По нынешним меркам это позапрошлый век.

Поэтому очевидно, что печатная пресса в ближайшее время отомрет, как умерли в свое время рукописные книги. Разумеется, полного исчезновения ее не произойдет, как сохранялись до последнего времени письма, написанные от руки. Она будет использоваться в рекламе, для чтения в транспорте (по образцу бесплатно раздаваемых газет), в каких-то узких сегментах. Например, шанс на выживание имеют красочно оформленные журналы по направлениям, где важны не содержание, а иллюстрации.

Но основные деньги инвесторов пойдут в другие направления. Запуск серьезной бумажной газеты или журнала невозможен: большинство старых изданий сегодня функционируют как сайты, иные обзавелись и собственным телевидением, впрочем, без особого успеха.

Радио, будучи вытесненным из УКВ-диапазона и в целом из эфира в привычном смысле слова, окончательно переберется в интернет, где займет свою скромную нишу, теряя собственно радийную специфику и превращаясь в развлекательные сайты, вещающие онлайн. Телевидение продержится дольше, но в итоге ему все равно не выжить без широкого внедрения интерактивности. Скорее всего, в итоге ТВ сольется с интернетом, став его частью.

Все больше людей убирают телевизоры в шкаф и перестают платить за доступ к эфирным каналам — в век широкополосного интернета телевидение оказывается просто ненужным. Слишком большой выбор привел к раздроблению зрителей по интересам. Кто-то смотрит канал об охоте, кто-то о еде, кто-то наслаждается видеоблогерами. Практически не осталось объединяющих страну программ: Соловьев и Малахов еще тянут этот воз благодаря пенсионному и предпенсионному поколению россиян, но будущее даже звездных телеведущих сегодня выглядит весьма туманно.

Массовый приход на рынок новых медиа «любителей» и «сам себе режиссеров» уже породил множество проблем. Это и легальность их продукции, и пиратство, и вопросы содержания, неприемлемого для отдельных групп зрителей. Недаром Facebook ужесточает цензуру почти каждый день, а на Западе от него требуют еще больше запретов и контроля.

Как ни странно, в роли таких требователей выступает «прогрессивная общественность» — та самая, что обычно выступает против цензуры. Такая шизофрения вполне объясняется тем, что либералы и консерваторы напуганы возможностью распространения неприятных им идей. В формате привычных СМИ радикальные взгляды и оскорбления отсекаются на уровне редактора и не попадает в эфир либо на страницы газет. Комментарии на сайтах модерируются. В социальных сетях таких правил просто нет.

Меньше авторов, больше редакторов

Другая проблема — экономическое выживание СМИ в условиях обострившейся конкуренции. Чтобы привлечь рекламодателя, необходимо генерировать трафик, то есть посещаемость сайта читателями. Как этого достичь? Основной путь — гнать содержание на потребу толпы. Но когда так поступают все, как выделиться на общем фоне?

Журналистика в таких условиях деградирует: журналист замещается копирайтером, так как умные тексты не востребованы. Ненужной становится и профессия корреспондента: недаром на сайтах поиска работы в СМИ требуются почти на 95% редакторы, то есть люди, управляющие содержанием, но не создающие его. Остальные 5% уходят на копирайтеров, то есть обработчиков информации.

Платная подписка, при которых доступ к статьям открывается только за деньги, требует уникального содержания, а это невозможно без сложно организованной сети авторов и источников информации. Такая модель влечет за собой огромные траты для редакции.

Как мы знаем, в России платная подписка не прижилась — нет такого количества уникальных журналистов и возможностей по организации подачи информации. Таким образом, при непрерывном росте технической сложности медиа содержательно они деградируют и уступают соцсетям и блогерам. Но и последние находятся в опасном положении. Новые площадки порождают новых героев и убивают старых. Те, кто были популярными в ЖЖ, оказались невостребованными в Facebook. За последние годы не было ни одного в полной мере удачного перехода с одной площадки на другую.

Разумеется, профессионализм никто не отменял, и бизнес, связанный с распространением информации, будет развиваться. Но вопрос о том, какие формы он приобретет в итоге, какими инструментами будет пользоваться и какими способами станут зарабатываться деньги в эпоху интернета, остается открытым.

Tags: Россия, СМИ
Subscribe

Posts from This Journal “СМИ” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments