luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Огонь по своим: как развитие технологий ставит под удар IT-компании



В ходе цифровой трансформации компании, ранее заказывавшие IT-решения, сами становятся центрами компетенций в области информационных технологий. Это неизбежно. И вполне объяснимо. IT-компаниям следует это учесть в бизнес-модели

Цифровая трансформация заставляет крупных корпоративных заказчиков в сфере информационных технологий определять модель создания продукта в сфере информационных технологий: аутсорсинг, инсорсинг, краудсорсинг. Вместо ожидавшегося перехода к аутсорсингу (каждый фокусируется на основных компетенциях) ведущие корпорации из самых разных отраслей стали наращивать потенциал дочерних IT-сервисных структур.

Хотя «Сбербанк-Технологии», «Лукойл-Информ» и ИТСК появились сравнительно давно, но их вес на IT-рынке продолжает увеличиваться. Например, «Сбербанк-Технологии» увеличил выручку в 2017 году на 49% при среднем росте этого показателя у 100 крупнейших IT-компаний на 12%, то есть компания продолжает активно расти, «отбирая» потенциальные заказы у аутсорсеров. Поэтому для выживания «чистым» IT-компаниям приходится учитывать, какие ниши у них пытаются забрать крупные корпорации.

Мир переключается на IT

В условиях цифровизации, охватившей практически все индустрии, информационные технологии становятся ключевым «движком» бизнеса. Для современного потребителя вызов такси, запись к врачу, взаимодействие с государством и множество других действий, еще не так давно основанных на применении крайне неэффективных «аналоговых» интерфейсов (попытка остановить машину поднятой рукой или дозвониться в диспетчерскую таксопарка, очередь в регистратуре, беготня с ворохом документов по инстанциям и т. д.), превратились в цифровые услуги, получить доступ к которым можно в любой момент, в любой географической точке и практически с любого устройства.

Стремительно нарастает слой компаний новой волны, в основе деятельности которых лежат информационные технологии. И именно это позволяет предложить клиенту в максимально удобной форме требуемый результат: перемещение из точки А в точку B, качественную медицинскую консультацию, наличие продуктов в холодильнике, комфортабельные апартаменты на время туристической поездки… И для этого, как оказалось, вовсе не нужны собственные автомобили, доктора «на зарплате», гигантские склады продукции или скупленные по всему миру квартиры.

Аналогичные процессы прямо на наших глазах происходят на целом ряде других рынков, еще недавно считавшихся предельно консервативными, включая банковско-финансовый сектор. Более того, ведущие корпорации в спешном порядке формируют стратегии цифровой трансформации, позволяющие увидеть, какими должны стать их улучшенные и обновленные «цифровые копии» уже в ближайшие годы. И как они собираются бороться за внимание, доверие, а главное, за деньги «цифровых двойников» своих потребителей.

Именно здесь происходит перелом, кардинально меняющий подходы корпоративного заказчика к информационным технологиям. IT — больше не вспомогательный (поддерживающий, значимый, но все-таки вторичный) ресурс по отношению к таким базовым атрибутам, как наличие банковской лицензии, доступ к месторождениям углеводородов, развернутые производственные мощности или, скажем, сеть торговых точек. Информационные технологии сами становятся важнейшим элементом core business компаний. Как следствие, меняются подходы к управлению любыми процессами, происходящими в этой весьма чувствительной зоне. В конце концов вся апологетика IT-аутсорсинга строилась на том, что информационные технологии — непрофильное направление деятельности для большинства предприятий, а значит, поддержание таких бизнес-процессов вполне можно доверить внешним профессиональным подрядчикам. Однако мало кто согласится допустить кого бы то ни было туда, где создается уникальное рыночное предложение. Туда, где отныне куется основа конкурентоспособности.

Трудно себе представить, что Google или «Яндекс», решив вдруг «оптимизировать затраты на IT», по итогам конкурсов передадут дальнейшее развитие своих технологий поиска и контекстной рекламы неким сторонним подрядчикам на условиях аутсорсинга. Но точно так же, например, любой современный банк стремится сформировать уникальный набор цифровых технологий, позволяющих реализовать удаленную идентификацию клиентов, анализ их поведения и процесс предоставления новых услуг в электронной форме.

Примеры «новых» IT-компаний

Информационные технологии быстро «прорастают» внутрь корпораций, обновляя их корневую систему. А это, в свою очередь, существенно меняет сложившиеся за предшествующие десятилетия отношения между клиентами и поставщиками IT. Более того, сам по себе термин «корпоративный заказчик IT» по отношению к трансформирующимся бизнесам нуждается в определенном переосмыслении. Ведь многие крупные компании, которые прежде выступали классическими потребителями информационных технологий (и в том числе применяли элементы аутсорсинга), всерьез принялись за создание и масштабирование IT-платформ своими силами.

У «Деловых линий», сделавших ставку на уберизацию транспортно-экспедиционных услуг, сегодня уже несколько сотен разработчиков. Компания, которая помогает клиентам отдать на аутсорс неключевую для них деятельность, сама не торопится отдать на аутсорс разработку — очень показательно.

Мощным потенциалом в сфере ИТ обладает розничная сеть «Магнит». Ну а для Сбербанка или Тинькофф Банка информационные технологии, похоже, уже стали много важнее, чем обладание банковскими лицензиями. И таких примеров превращения участников традиционных рынков в сервисные цифровые компании с постоянно растущим внутренним технологическим ядром становится все больше.

Попутно многие информационные технологии, считавшиеся прежде уделом немногочисленных профессионалов, стремительно мигрируют в сторону LCDP (Low-code development platforms) и кастомизируются. Это позволяет модифицировать и развивать систему непосредственно в процессе ее эксплуатации с минимумом кодирования и максимумом визуальной разработки. При желании разработка легко перемещается «на места», не требуя привлечения эксклюзивных услуг внешних подрядчиков. А это, в свою очередь, способствует «втягиванию» целого ряда IT-компетенций внутрь трансформирующихся корпораций: решение задач, которые прежде требовали привлечения сторонних подрядчиков или применения аутсорсинга, сегодня проще, да и логичнее осуществлять своими силами. В том числе силами кэптивных фирм.

Сегодня к числу крупнейших игроков российской индустрии информационных технологий с полным правом можно отнести такие «встроенные» компании, как «Сбербанк-Технологии», «Лукойл-Информ», ИТСК… На рынке уже десятки подобных команд с сотнями разработчиков и тысячами сервисных специалистов.

Так что же, заказчики стали… конкурентами для нас, независимых сервис-провайдеров IT? И да, и нет. Впрочем, об этом в следующем материале.

Tags: технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments