luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Пять технологий, которые меняют магазины в России

Купить продукты на кассе без очереди, подобрать одежду по фотографии в инстаграм, выбрать мебель и расставить ее по комнате с помощью мобильного приложения — новые технологии дают покупателю все больше возможностей. Что уже используют в X5 Retail Group, «Дикси», «Ленте», «Ашане» и в других торговых сетях и где есть место для новых российских стартапов?

1. Кассы самообслуживания (Self Checkout)



За рубежом такие кассы начали использовать еще в 1990-х годах; в российских торговых сетях они стали появляться 6 лет назад. В 2012 году их начала тестировать в двух своих магазинах в Москве сеть «Магнолия», затем — также в двух супермаркетах — X5 Retail Group. Позже X5 начала устанавливать их в других супермаркетах сетей «Перекресток» и «Карусель» по всей России. Сейчас системы Self Checkout можно также найти в супермаркетах «Ашан», «Магнит», «О'Keй», SPAR и других.

Новый вид касс самообслуживания — шведской марки Twin Flow — в январе начала тестировать «Лента» в своих питерских магазинах. В отличие от обычных, кассы Twin Flow оборудованы транспортной лентой, по которой товары отправляются в накопительный блок. Если традиционные кассы самообслуживания удобны покупателям с небольшим количеством покупок — 5-10 товаров в корзине, такая касса позволяет загружать их на ленту в любом количестве.



X5 Retail Group летом запустила еще один подвид касс — очевидно, рассчитанный на туристов из англоязычных стран и Китая: говорящие «Выручай-кассы» в «Пятерочке». Кроме русского, они могут «говорить» с покупателем на английском и китайском языках.

Главный недостаток всех таких касс для мелких магазинов — цена. Самая обычная касса самообслуживания стоит от 12 до 20 тысяч евро, а экономию на сокращении числа сотрудников она приносит, только если в магазине стоит от шести касс. Отказаться от помощи «живых» сотрудников совсем при этом нельзя: рядом с кассой должен стоять консультант. По оценкам экспертов, системы Self Checkout обычно окупаются в срок от двух до пяти лет.

Российские компании кассы самообслуживания пока не производят, сейчас на рынке используются модели зарубежных корпораций — Wincor Nixdorf, NCR, ITAB, Fujitsu.

2. Системы распознавания лиц



«Если человека узнают на входе в магазин и видят его историю покупок, сотрудники магазина будут лучше знать, что ему предложить. Например, если он покупал в магазине электроники телевизор, сотрудник его узнает, обратится по имени и предложит приобрести новый пульт», — объяснял «Ведомостям» необходимость такой технологии в ритейле гендиректор компании NtechLab Михаил Иванов.

В «Дикси» распознавание лиц клиентов тестируют для определения их гендерного состава и для таргетированной рекламы в кассовой зоне и в торговом зале. В X5 Retail Group в конце 2017 года начали тестировать технологию для других целей: для уменьшения очередей и более эффективной рекламы в торговом зале. Система распознавания лиц может определить, сколько человек стоит в очереди, и отправить сигнал о том, что надо открыть еще одну кассу. Видеоаналитика также фиксирует, где в магазине проходит больше людей и на что они обращают внимание. Это помогает понять, где лучше расположить товары и промоматериалы.

Российских стартапов в этом сегменте за последние годы появилось немало: X5 Retail Group и «ВкусВилл» тестируют технологию компании VisionLabs, «Дикси» — компании AddReality. Из отечественных разработчиков на рынке также представлены компании «Вокорд», «Центр речевых технологий», ITV AxxonSoft и 3DiVi.

3. Bluetooth-маячки (iBeacon-сервисы)



Beacon-сервисы — это миниатюрные маячки, которые связываются со смартфонами покупателей в радиусе до 50 метров. Они позволяют сообщить ему о скидках и акциях. Приложение, которое клиент скачал в рамках программы лояльности, может определить, когда он находится в зоне действия маячка и прислать ему соответствующее уведомление.

Установка одного маячка обходится примерно в три тысячи рублей, а разработка приложения под них — до нескольких сотен тысяч рублей.

Кроме сообщений о скидках, Beacon-системы в ритейле также используются для навигации внутри помещений, создания тепловых карт магазинов, бесконтактной оплаты счета и других операций.

В России bluetooth-маячки стали популярны в последние несколько лет. Сейчас они используются сетями магазинов Love Republic и Obuv.com, «Зеленая околица», книжными магазинами «Республика», московским торговым центром «Афимолл Сити» и другими компаниями.

Одним из последних стартапов, которому удалось привлечь инвестиции на подобный проект, был проект Beaconca компании Complex Systems в 2015 году: Фонд Бортника вложил в него 9 млн рублей. Среди других известных российских компаний-разработчиков — Notissimus, Getsy, Ru-Beacon, Navigine, Indoors Navigation, iBecom, Neklo, Shopster, Mobecan.

4. Дополненная, смешанная и виртуальная реальность (AR, MR и VR)

Примеров использования таких технологий в российских торговых сетях пока немного. Одним из них была акция сети «Магнит» и The Walt Disney Company в 2016 году, приуроченная к выходу фильма «Изгой-один. Звездные войны: истории». Тогда покупатели могли сделать фото или записать видео с дополненной реальностью. Для этого нужно было навести смартфон со специальным приложением на иконки в торговых залах «Магнита» — рядом с ними появлялись персонажи Star Wars.


IKEA

В сентябре 2017 года свое AR-приложение представила шведская сеть ИКЕА. Ikea Place помогает понять, как тот или иной предмет мебели будет смотреться в интерьере клиента. Для этого надо установить приложение на смартфон, отсканировать место будущего расположения мебели и выбрать товар в каталоге сети. Программа учитывает реальные размеры окружающих предметов и показывает, как будет выглядеть комната с купленной кроватью или столом.


Hologroup

Компания Hologroup в 2017 году помогла «Ашану» открыть магазин на Тверской. Технология, правда, оказалась нужна не покупателям, а строителям: в очках смешанной реальности они могли ходить по полноразмерному виртуальному макету помещения, переставлять в нем еще не существующие стеллажи, полки, весы и холодильники. Если обычно на согласование планировок новых гипермаркетов уходило до трех месяцев, в итоге этот срок удалось сократить до одного месяца.



Два российских проекта, задействующие VR-технологии, в марте этого года стали победителями в конкурсе «Яндекс.Маркета» на лучший стартап для ритейла. Один из них — сервис Try.Fit, который помогает подобрать обувь в магазинах, используя виртуальную примерку. Он сопоставляет 3D-модель обувной колодки с формой стопы клиента. Новшеством уже заинтересовалась сеть спортивных товаров «Декатлон». Другой — Sizolution — позволяет ритейлерам автоматически измерять одежду и делать выгрузку на сайт, а покупателям — смотреть, как будет сидеть по фигуре тот или иной размер.

5. Чат-боты



Мессенджеры с функцией чат-бота российские торговые сети пока используют мало. По итогам исследования, проведенного в декабре-январе специалистами чат-платформы Sherlock.im, это делают лишь 16% компаний, хотя приложения и страницы в социальных сетях есть почти у всех.
Два самых удачных примера применения такой технологии, по мнению исследователей, — это чат-боты торговых сетей «Перекресток» и «Вкусвилл».

Электронный помощник «ВкусВилл» поможет выбрать интересующий товар и посмотреть остатки продукта в удобном для клиента магазине. Пользователь чат-бота «Перекрестка», кроме этого, может получить консультацию по выбору вин. Для этого нужно использовать команду «Вино», установить тип напитка, его цвет и ценовую категорию, и в чате появится тематическая подборка вин с указанием урожая и страны-производителя, а также описанием. под какие блюда оно подходит.

Питерский проект Botmaker по разработке чат-ботов в Telegram стал победителем в первом ритейл-треке акселератора ФРИИ, проведенном в партнерстве с X5 Retail Group в 2017 году. Он представлял собой платформу для создания чат-ботов в Telegram с возможностью сделать в них модули автоматического заполнения договоров, бронирования столиков в ресторанах и оформления карт лояльности.

Разработкой чат-ботов для разных мессенджеров также занимается много других российских компаний — таких, как BizBots, HelperSoft, Nanosemantics, SocialBot, Statsbot, Valiotti Digital, WitCo и др. Стоимость бота зависит от его сложности. Простого бота реально заказать у фрилансера за 10 тысяч рублей, что-то посложнее может стоить несколько сотен тысяч и больше.

Tags: Россия, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment