luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Без купюр: как Россия окупит проведение чемпионата мира



Страна может быстрее других окупить чемпионат мира по футболу. Заработать на турнире уже помогла развитая инфраструктура безналичных платежей, которая позволила туристам и россиянам тратить больше во время чемпионата

Чемпионат мира по футболу в России запомнится не только неожиданными победами и поражениями команд, непривычно большим для финала счетом и толпами фанатов на центральных улицах. Он запомнится еще и тем, что Россия (одна из немногих стран — хозяек чемпионата мира) смогла выйти на путь окупаемости намного раньше, чем ее предшественники. Конечно, окупится ли чемпионат, нам еще предстоит узнать. В подобном проекте, где траты расписаны в течение нескольких лет, невозможно говорить о моментальной окупаемости. Но Россия уже быстрее других стран вышла на путь рентабельности, и, возможно, чемпионат окажется рекордным по срокам окупаемости.

Бурный рост

Отбить траты в первую очередь помогла более развитая инфраструктура безналичных платежей. По данным платежной системы Visa, за первые дни ЧМ иностранцы только с помощью безналичных способов оплаты потратили около $38,4 млн, что в 1,4 раза больше, чем в Бразилии четыре года назад. Частично это связано с ежегодным ростом безналичных платежей. Так, по данным Всемирного банка, в Бразилии в 2017 году 39,1% населения старше 15 лет использовали платежные карты, в то время как в России, по данным Всемирного банка, эта доля составила в 2017 году 45,6%. По данным всероссийского исследования бизнес-школы «Сколково», в 2017 году 66% взрослого населения России использовали карту для оплаты товаров и услуг.

То, что иностранцы тратят во время чемпионата больше, не сюрприз. В Бразилии в 2014 году болельщики потратили на 31% больше по картам, чем обычные туристы, приезжающие в страну. По данным Сбербанка, в России эта цифра оказалась вдвое больше, чем в 2017 году, — 39 млрд рублей. На олимпиадах начиная с 2010 по 2018 год платежи тоже активно росли: их объемы увеличивались примерно в 1,5 раза по сравнению с каждой предыдущей олимпиадой, во многом благодаря новым технологиям. К ним относятся кольца и браслеты бесконтактной оплаты или финтех-предложения, например, по конвертации валют по биржевому курсу или Р2Р-переводам.

Безналичные платежи приводят к большему количеству продаж, большей выручке и при правильной бизнес-модели компаний к большей прибыли (особенно это касается ретейлеров, общепита и организаций в туристических сегментах). Есть и другие эффекты: улучшение инфраструктуры платежей, положительный опыт пользователей, а также длительные макроэффекты.

В России есть и своя особенность. На законодательном уровне закреплено обязательство торговых предприятий передавать данные о транзакциях в налоговые органы посредством облачной фискализации или онлайн-касс. Накануне чемпионата был зафиксирован всплеск продаж оборудования для автоматической передачи чеков в налоговые органы, особенно в городах проведения чемпионата. Связано ли это с чемпионатом или просто совпадение, предстоит еще узнать, но это точно означает, что большую часть покупок торговые точки не могут спрятать от налоговых органов, а значит, все транзакции иностранцев будут доступны в качестве налоговой базы. Это один из самых важных каналов влияния цифровизации и безналичных платежей на окупаемость чемпионата.

Таким образом, в России чемпионат мира стал еще одним драйвером устойчивого роста безналичных платежей, особенно это будет заметно в небольших городах проведения чемпионата. Бесконтактными платежами во время ЧМ, кстати, активнее всего пользовались именно россияне (66%). Причин несколько. Во-первых, в России платежные инновации, предлагаемые банком-эмитентом на стороне потребителя, развиты намного лучше, чем во многих странах Европы, в Китае или США. Мы к ним уже привыкли. Во-вторых, бесконтактные методы оплаты до сих пор не всегда работают стабильно за границей, поэтому некоторые иностранцы, столкнувшись с первым отрицательным опытом, стараются платить более традиционными методами оплаты (через чип или магнитную полосу). Всего, по данным Альфа-банка, за первые две недели на стадионах сняли около 62 млн рублей, при этом около 30 млн рублей перевели на предоплаченные карты, кольца и браслеты.

Кто больше заработал

Основные траты иностранцев — это проживание, одежда, рестораны и кафе. Одежда и рестораны привлекают относительно низкими ценами по сравнению со многими странами в пересчете на фунты или евро. По данным исследования Post Office Travel Money, по сравнению с предыдущими чемпионатами в Бразилии и Франции в России была дороже только чашка кофе, и то в среднем на 5-30 британских пенни (4-25 рублей). Остальные популярные товары для туристов — пиво, банка колы или бигмак — обошлись дешевле в два-три раза.

Легкий алкоголь и закуски — одни из самых частых покупок для болельщиков. На этом фоне, по данным Сбербанка, оборот в центре Москвы по картам увеличился в 3,5 раза, а по данным РБК, выручка компаний выросла в 2-4 раза. Помимо этого, иностранцев привлек tax free. Продажи по данной системе выросли в 2-3 раза. Компании — производители и дистрибьюторы данных товаров стали одними из основных победителей чемпионата.

Но это лишь вершина айсберга. Подготовка и проведение чемпионата требуют единого слаженного механизма. Необходимы инструменты, материалы и технологии, которые будут работать при повышенной загрузке в логистике, при разработке плана и строительства объектов, например, технология наблюдения и распознавания лиц на стадионах. Эти услуги и продукты активно покупались и внедрялись, а следовательно, и давали налоговую базу, и речь не только о налоге на прибыль. Увеличиваются объемы сборов по НДС и ряду других налогов. Технологии цифровизации здесь тоже помогают повышению прозрачности продажи нерозничных товаров.

В 2014 и 2010 годах гости соревнований активно тратили средства на передвижение по городу, но в России транспорт, даже такси, стоит дешевле, чем в остальных городах, особенно в пересчете на километр. Кроме того, учитывая, что потребитель во время чемпионата находится в расслабляющей атмосфере праздника, а иностранный турист еще и вне дома, многие становятся склонны к приобретению более дорогих товаров и услуг и могут себе позволить, например, лишнюю поездку на такси, более необычную бутылку вина. На склонность потреблять больше и по более высоким ценам влияет также удобство и простота платежных технологий, которые улучшились благодаря инновациям.

FIFA выигрывает, страна проигрывает

Рентабельность подобных мероприятий — скорее исключение из правил. По самым оптимистичным прогнозам, Россия должна была получить выгоду от чемпионата максимум на 0,5-1,5% от ВВП. Отдельные компании выигрывают, но страна в целом чаще проигрывает, что случилось в Бразилии и ЮАР. Германия, рекордсмен по рентабельности, окупилась только через пять лет. Основная причина отсутствия рентабельности — это крупные инфраструктурные издержки для построения стадионов и передача всей выручки от прав на трансляцию чемпионата и продажи билетов FIFA.

За период прошлого чемпионата с 2011 по 2014 год FIFA заработала $5,718 млрд, а за 2015-2018 годы — рекордные $6,1 млрд. При этом около 82% FIFA всегда зарабатывает благодаря продаже медийных прав на трансляцию игр, а еще 8% — благодаря продаже билетов. По некоторым оценкам, Россия потратила на чемпионат более $14 млрд, но на самом деле большая часть этих расходов, выделенная на построение стадионов и модернизацию инфраструктуры, была запланирована независимо от чемпионата, и он только ускорил темпы построения стадионов. На некоторых стадионах, которые не подходили под стандарты FIFA, например арена в Екатеринбурге, были возведены съемные трибуны, которые стоили меньше, чем новый стадион. Стоит отметить, что $627 млн FIFA возместит российскому оргкомитету. Остальные деньги Россия заработает с эксплуатации стадионов и инфраструктуры, которые придется содержать, туризма и налогов.

Нельзя забывать и о косвенных эффектах. Не менее важной целью проведения подобных мероприятий является повышение goodwill — продвижение «бренда» России на международной арене. Туристы чувствуют себя более комфортно, когда у них есть возможность выбирать способ оплаты и платить безналичным способом. Они тратят больше, чем при использовании наличных средств. Безналичные платежи — это безопасность. В Бразилии были случаи воровства кошельков и денежных купюр на улицах города, пока туристы стояли на пешеходных переходах или снимали наличные в банкоматах. В итоге за Бразилией закрепился имидж нестабильной и опасной страны. Это заставило будущих туристов задуматься о новых поездках. В России же проблем с этим не было, и туристам наша страна запомнилась в большей степени с положительной стороны. Россия весьма специфично освещалась в иностранных СМИ до чемпионата мира, поэтому туристы получили отдых выше ожиданий, а значит, можно рассчитывать и на увеличение потока туристов в Россию.

Tags: Россия, чемпионат мира
Subscribe

Posts from This Journal “чемпионат мира” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment