luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

«Педиатр 24/7»: как телемедицинский стартап подарил родителям спокойствие, а врачам — работу



Телемедицина перестает быть новинкой и входит в повседневную жизнь: в 2018 году сфера наконец получила официальный статус в России. Основатель сервиса «Педиатр 24/7» Денис Юдчиц на основе семейных проблем своего партнера по бизнесу создал платформу для общения родителей с врачами, позволяющую получить консультацию всего после трех минут ожидания. Но в России мало кто знает о услугах телемедицины, — и реклама в таком случае просто не работала. «Хайтек» поговорил с основателем сервиса Денисом Юдчицем о том, как удалось изменить общественное мнение об онлайн-консультациях врачей и какое будущее ждет телемедицину с новым законодательством.

Компания «Мобильные медицинские технологии» — российский разработчик онлайн-проектов в области здравоохранения, телемедицины и смарт-медицины. Компании принадлежат сервисы «Педиатр 24/7» и «Онлайн-доктор».

Оборот компании более 100 млн рублей в год.

70% всех консультаций — повторные.

80% обращений идут из регионов.

Более 50 тыс. консультаций оказано за все время существования компании.

3 минуты — максимальное время ожидания ответа врача.

Сервисы «ММТ» предоставляют консультации более 150 врачей по 42 специальностям.

18 партнеров «ММТ» — ведущие страховые компании в России.

Объем инвестиций — не раскрывается.


Как облегчить общение пациентов с врачами

Идея создать бизнес в сфере digital-медицины пришла Денису Юдчицу неслучайно. Имея опыт работы над проектами в крупных фармакологических компаниях, он поступил в бизнес-школу «Сколково» в поисках нового опыта. План был следующим: получить образование и продолжить развиваться в корпоративном секторе. Но кризис 2014 года внес свои коррективы, и Юдчиц задумался над новыми вариантами своего будущего: все долгосрочные проекты (а на разработку новых лекарств нужны долгие годы) быстро свернулись. Возвращаться на рынок было уже не интересно.

Когда Денис закончил Сколково, у его будущего партнера по бизнесу Александра Смбатяна, основавшим Genome Ventures, родился ребенок. Жена постоянно звонила по любым вопросам. Причем они были связаны не с заболеваниями, а с уходом за ребенком, кормлением и прививками. Тогда Юдчиц и Смбатян задумались, как можно при участии бизнеса решить эту проблему и позволить родителям получать ответы на их вопросы без посещения поликлиник и без траты времени.

Общение врача и пациента можно упростить. Обычно для того, чтобы задать врачу всего один вопрос, нужно записываться на прием — то есть тратить лишнее время, силы, а иногда и деньги. Партнеры начали выстраивать новую модель коммуникации, которая облегчила бы жизнь пациентам. Свое развитие они начали с создания сервиса для родителей и детей — «Педиатр 24/7». Но тогда телемедицинские практики, уже показавшие первые результаты в других странах, практически отсутствовали в России: рынок только зарождался.

Кризис страхования — удачный момент для телемедицины

Изначально в проекте было три стороны: медицинская часть, за которую отвечал профессиональный врач, сторона личного опыта и развития ИТ-проекта, чем занимался Александр, и само развитие бизнеса — работа Дениса.

По словам Юдчица, из всех существовавших с 2015 года на рынке digital-медицины компаний только они дошли до сегодняшнего дня.

«Другие проекты делали сервис, но не думали о бизнес-модели и масштабировании», — объясняет он.

При создании бизнес-модели компания решила не изобретать велосипед и пошла по модели страхования. Как оказалось в дальнейшем, это был правильный выбор. Прямые продажи в отрасли — B2C-рынок — даже на данный момент развиты не так сильно. В основном — из-за недостатка информированности родителей в России о телемедицине. Из-за этого вливание денег в рекламу не оказалось успешным.

«Мы думали, что ты заливаешь деньги, создаешь воронку, высчитываешь конверсию. И эта конвертация денег в клиентов, которая была посчитана, — она была абсолютно мимо», — вспоминает Денис.



Поэтому вместо прямых продаж услуг телемедицины родителям «Педиатр 24/7» начал сотрудничество со страховыми компаниями. Родители приобретали пакет услуг сервиса для своего ребенка в качестве аналога добровольного медицинского страхования (ДМС). Не обязательно покупать страховку, если тебя больше интересуют вопросы, напрямую не связанные с заболеваниями. И к врачу идти при этом не требуется. Поэтому выход на B2B-рынок оказался крайне успешным. Подписку на сервис можно купить и на сайте, но основное количество пользователей приходило, покупая услугу как страховку.

«Зачастую многое зависит от правильного времени и правильного места. В нашем случае розничная ниша является примером правильного времени. Мы очень хорошо зашли в нее, запустили первый продукт — „Педиатр 24/7“. На сегодняшний момент у нас более 40 страховых продуктов. Эта модель позволяет нам размывать стоимость, работая с более широкой аудиторией. Наш страховой полис на год стоит как два или три очных обращения к врачу. И этот полис дает неограниченное количество консультаций в течение года».

Компания «ММТ», в которую входит сервис «Педиатр 24/7», появилась в удачное время — сфера страхования была в кризисе. Как вспоминает Денис, убыточность по продажам полисов ДМС могла доходить до 100%. Страховщики искали новые варианты, и в какой-то момент в продукте заинтересовалось руководство «ВТБ Страхования». Так «Педиатр 24/7» нашел первого крупного партнера и запустил массовые продажи: подписку можно было купить во всех отделениях ВТБ, а потом — и «Почта Банка». Это почти 100-процентное покрытие всей страны.



Как работает сервис

Есть два формата врачей — педиатры, которые все время находятся на дежурстве, и узкопрофильные специалисты, к которым можно записаться. Первые отвечают не более, чем через три минуты после обращения. Эти врачи работают в больницах, но их время забронировано только для онлайн-консультаций.

Сервис берет на себя функцию подбора врачей, обучения работе с платформой и контроля качества. Все специалисты проходят тренинги и дальше следует испытательный срок. По словам Юдчица, для некоторых врачей онлайн-консультирование — это не лучший формат. Зато те, кто втягивается, даже сокращают часы на обычные офлайн-приемы. Для них это удобно: нет очередей, жесткого регламента, на маленького пациента не отводится ограниченное количество времени.

Узкопрофильные специалисты — кардиологи, нейрохирурги, окулисты, эндокринологи и другие — дают сервису свое расписание на месяц, а купившие пакет услуг «Педиатра 24/7» родители просто бронируют время. Эти врачи практикуют в ведущих медучреждениях — а значит, у родителей из глубинки появилась возможность обратиться к ведущему специалисту из Москвы по поводу здоровья их ребенка. Это главная возможность, которую предоставляет телемедицина, — 80% обращений идет из регионов.





Телемедицина не пытается полностью заменить походы к врачам. Но по данным сервиса, около 70% вопросов и обращений решается онлайн. В любом случае, можно сэкономить несколько походов к врачу: первый прием, в результате которого пациент получает направление на анализ, и второй, когда педиатр объясняет результаты анализов и дает направление к специалисту. Все анализы можно сдать в одной из лабораторий-партнеров, покрывающих 100% территории страны. Для родителей, у которых каждая минута на счету, телемедицина высвобождает много времени, избавляя от утомительных походов в поликлинику и многочасового ожидания, свойственного, как правило, учреждениям Минздрава.

«Мы не говорим о том, что телемедицина заменяет очные посещения или как-то меняет систему здравоохранения, — объясняет Денис. — Это в первую очередь новый вид инструмента для врача».

Выход из серой зоны

До недавнего времени телемедицина никак не была закреплена в законодательстве. С 2018 года в силу вступил новый закон, который регулирует удаленные консультации с врачами. Теперь официально можно проводить онлайн-консультации, — но только после очного визита к врачу и постановки первичного диагноза. Также с 2019 года врачи смогут выписывать рецепты на лекарства в электронном виде.



Отсутствие законодательства было одним из существенных препятствий в общении с инвесторами и медицинским сообществом.

«Вы не поверите, как росчерк ручки меняет отношение людей, — рассказывает Юдчиц. — В принципе, ничего не меняется, но когда закон подписывают — все люди, которые кричали: „Что вы делаете, как вы можете оказывать помощь удаленно“, — разворачиваются на 180° и говорят: „Ну да, теперь это все действительно часть медицинской помощи“. Многие видели потенциал бизнеса, но не хотели взаимодействовать до принятия закона. 2018 год сильно помог — все, кто сидел и сомневался, возвращаются к нам».

Несмотря на это, создание бизнеса в отсутствии регулирования имеет свои преимущества. По словам Дениса, когда законодательство сформировано, — заходить на рынок уже поздно. Он считает, что сдвинуть законодателей с мертвой точки помогло включение в процесс большего количества игроков. Ситуация похожа на то, как успех Uber или Airbnb заставлял правительства разных стран создавать законы под них — иногда запрещая деятельность компаний, а иногда устанавливая правила игры.

Конкуренция с гигантами

Недавно на рынок телемедицины вышел «Яндекс» — компания запустила свой сервис «Яндекс.Здоровье». Ранее сообщалось о том, что корпорация использует специалистов сервиса Doc+. В 2016 году она совместно с инвестфондом Baring Vostok инвестировала в Doc+ $5,5 млн.



В сервисе «Педиатр 24/7» от появления на рынке такого серьезного конкурента пока видят только плюсы и надеются, что «Яндекс» со своими бюджетами «раскачает» рынок, который пока только зарождается. Большой проблемой остается то, что преимущественно россияне не знают о возможностях удаленных консультаций с врачами.

«Я надеюсь, что новые игроки будут развивать этот рынок с точки зрения популяризации, — делится своим мнением Денис. — Сейчас не хватает информированности, и это не только российские реалии. Во многих странах мы видим: чем больше туда заходит компаний, тем больше они могут доносить знаний до аудитории, и тем больше становится рынок».

41,75% компании «ММТ» принадлежит инвестфонду Genome Ventures — им частично владеет экс-глава администрации президента России Александр Волошин. Юдчиц называет Волошина источником знаний, но в то же время добавляет — вертикальные связи не решают всех проблем.

"Волошин — это эксперт, центр компетенций. Он обладает огромным опытом и знаниями, на которые стоит ориентироваться«,— говорит Денис. — «Он помогает выстраивать качественный сервис, оппонируя нам во многих вопросах, например, когда мы говорим о выстраивании и качестве сервиса для конечного потребителя. Если услуга некачественная — ничего не получится».


По словам Юдчица, быть монополистом на небольшом рынке не так интересно, как занимать свою нишу на рынке десятикратного размера. Главный его страх сегодня — что повторится ситуация, которая обрушила рынок ДМС: компании начнут ценовую, а не качественную конкуренцию.

«Это приведет к тому, что мы останемся в своей нише, будем сидеть на маленькой марже — а как следствие, будет страдать конечный пользователь».

Будущее телемедицины

Чтобы понять, как будет развиваться телемедицина в России, достаточно посмотреть на пример Великобритании. По крайней мере, так делают в «Педиатре 24/7». Денис говорит, что у двух стран очень похожая ситуация на рынке здравоохранения: например, как и в России, около 80% рынка Королевства занимает аналог нашего ОМС, а 20% — частные деньги. Российская телемедицина сейчас находится на том уровне, на котором ведущие компании в Великобритании были два года назад по количеству врачей и пользователей.

На основе зарубежного опыта Юдчиц прогнозирует: в течение пяти лет общий объем рынка увеличится до 18 млрд рублей в год. Это серьезный рост — сейчас он не составляет и 3 млрд, которые ожидаются к концу 2018 года.

Денис Юдчиц называет три направления развития телемедицины в будущем.

Удаленный мониторинг

Сбор данных через медицинские устройства позволяет врачу корректировать лечение. Этот блок пока не развивается из-за недостаточно развитой инфраструктуры медицинских девайсов, сертифицированных именно как медизделия.

E-commerce и онлайн-аптеки

С 2019 года врач сможет выписывать электронные рецепты, а пациент — заказывать лекарства удаленно. Доставку медикаментов на дом будут осуществлять аптеки. Этот блок электронной коммерции поменяет во многом текущие бизнес-модели. Мы все ходим в аптеки, а ходить нам туда не обязательно — это то же самое, как с заказом еды.

Второе мнение

Есть телемедицина первичная, когда пациент консультируется до прихода в медучреждение. Здесь мы ограничены постановкой диагнозов, корректировкой лечения и выпиской лекарств. Но если я сходил в врачу и хочу послушать второе мнение, — в этом случае врач онлайн-ресурса обладает гораздо более широким функционалом. При подтверждении врач может менять лечение, назначать рецепты (с 2019 года) и корректировать план лечения.


Tags: медицина, стартап
Subscribe

Posts from This Journal “стартап” Tag

promo luckyea77 июнь 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments