luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Артем Геллер, lab.ag: делая сервис для государства, ты помогаешь своей бабушке



Артем Геллер — генеральный директор студии lab.ag, разработавшей сайты президента, парламента и правительства России. В своей работе Геллер решает проблемы людей с помощью создания удобных и понятных ресурсов, а также задает стандарты для e-government. «Хайтек» встретился с Геллером после дискуссии «Как новые технологии меняют государство» в институте «Стрелка» и поговорил с ним — о новом проекте студии, объединяющем сайты госуслуг и большинства государственных ведомств, и невозможности скрывать свои данные от интернет-компаний и государства.

«Деньги — это установки и пользователи»


— На каких принципах основана цифровая экономика?

— Ее можно разбить на простые сущности. Обновление аппаратного комплекса, мы говорим про «железо». Быстрое развитие софта, новые способы коммуникации: государства и гражданина, бизнеса и государства и наоборот. Все эти процессы развиваются, темпы наращиваются. Но существует и проблема отставания: все государства отстают от коммерческих компаний в том, как люди привыкли воспринимать информацию. Этот порог нужно наверстать.

Все поняли, что есть тренд на большие данные. Медицина взяла свой сектор и интегрируется с Apple, чтобы снимать показатели с людей и использовать их в работе. Образование взяло свои аспекты. Государство — свой, причем оно тоже делится на разные структуры. Цели у компаний отличаются: одни направлены на извлечение прибыли, другие — на увеличение количества пользователей. Сейчас деньги — это не деньги, а установки и пользователи.



— От каких компаний отстают государства?

— И от больших, вроде гигантов — Yahoo, Google и Yandex, и от маленьких стартапов, микротехнологических гаражных компаний. Отставание сокращается: в России, США и Европе создаются продуктовые департаменты. Под продуктами я имею в виду какой-то большой государственный сервис, куда набирают специалистов со среднерыночными или даже с высокорыночными зарплатами. Эти специалисты готовы работать и действительно помогать людям своим сервисом. Делая его для государства, ты помогаешь своей бабушке, своему брату и так далее.

— Назовите самые узнаваемые кейсы цифровых сервисов, которые помогают людям?

— Это дико популярные сервисы: например, запись к врачу,

электронный дневник. Хотя, конечно, сервисы должны рождаться из цифры, должно появляться то, чего раньше не было. Из таких самый банальный пример — узнать, где ближайший автобус. Данный сервис появился благодаря партнерству крупных компаний — «Яндекса» или Google — и государства. Оно ставит датчики GPS и делится открытыми данными и API. А вендор типа «Яндекса» использует эти данные.

«Мы как „Кока-кола“ — всем нужны»

— В России был большой проект — «Открытое правительство», но сейчас должность министра упразднили. С чем связано закрытие проекта?

— Теперь у нас закрытое правительство. Просто эта задача стояла не на уровне отдельного министерства. Возможно, ее решат в новом Министерстве цифрового развития, которое сейчас появилось. Открытость — лишь одно из направлений цифровизации. Сегодня, объединяя многие направления в Министерстве цифрового развития, появляется единая точка входа, чтобы никто ни с кем не ссорился и не делил направления.

— Студия lab.ag разработала сразу несколько важных государственных сайтов: kremlin.ru, government.ru и duma.gov.ru. На что вы в первую очередь обращали внимание при работе над этими сайтами?

— Если говорить про все сайты, кроме госуслуг, то мы отталкивались от аудитории и ее потребности. Когда мы занимаемся разработкой интерфейса услуг, отталкиваемся не от аудитории, а от проблемы. Есть проблема записаться к врачу. Она касается и тинейджера, и взрослого, и пожилого человека. Мы как «Кока-кола» — всем нужны, но у нас нет целевой аудитории. Мы пытаемся решить любую проблему максимально удобно для человека.



— Какие есть стандарты в разработке государственных сайтов?

— Тут классический путь: многое нужно перенимать из того, что уже сделал бизнес: начиная с простейших гайдлайнов, понимания и ощущения бренда государства и заканчивая техническими вещами: конкретными компонентами, фреймворками, стандартами по раскрытию данных.

Сейчас мы работаем над дизайн-системой. В наших планах переход всего дизайна государственных ведомств на нее. Потом они перейдут на хранящийся в облачных ресурсах компонент этой системы. Единой точкой входа для коммуникации человека и гражданина будет информационный, сервисный и энциклопедический сайт. Человеку уже не нужно думать, куда идти с его проблемой. Будет всего один адрес, как сейчас мы не задумываемся и идем в Google или «Яндекс». Так же будет с государством. Более того, этот ресурс дополнительно втянет в себя госуслуги.

— Какие ведомства будут включаться в эту систему?

— Все, начиная с больших ведомств: правительства и министерств. Дальше — региональный и муниципальный уровень. Впоследствии на местах будут собраны сайты органов всех ветвей власти. Начнем с исполнительной власти, поскольку они часто многими элементами и паттернами похожи друг на друга. В будущем к системе присоединятся силовые ведомства.

Государство не понимает, что происходит с вашими данными

— Какие есть инструменты для изучения предпочтений людей в интернете?

— У всех свои инструменты и задачи, потому что нет единого популярного фреймворка или решения этих вопросов. У кого-то задачи — расти и увеличивать продажи, у кого-то задачи — повышать узнаваемость бренда. Можно бесконечно динамично кастомизировать их, и это важно, потому что интернет, черт возьми, динамичный. Эти инструменты в основном нужны гигантам. Хотя это понятие растяжимое: большой интернет-магазин тоже в каком-то смысле гигант.

— Как цифровые технологии влияют на формирование общественного мнения?

— Еще не произошел гигантский ликбез по этому вопросу для населения. Люди не знают, что нельзя отдавать код с кредитки. Когда-нибудь мы дойдем до больших данных. Но эта ячейка в сознании начнет заполняться, когда прецедентов, связанных с большими данными, как сейчас с Facebook, станет гораздо больше. Данными пользуются те, кто ими владеет.

Это уже отражается на нас сейчас. Мы понятия не имеем, какими алгоритмами Facebook подсовывает нам определенную выдачу.

«Человек — очень социальное существо, и простейшими манипуляциями можно создать любую картину для конкретного человека или группы. Можно работать над всем: и над повесткой дня, и над мироощущением. Комфортно ему в стране или плохо, за белых голосовать или за красных».

— Недавний скандал с Facebook показал, что он собирает гораздо больше данных, чем люди представляли. Можно ли выстроить ограничения по сбору данных для соцсети, у которой практически нет конкурентов?

— Так когда-то говорили про Yahoo. Это невозможно никак отрегулировать. Я в каком-то смысле цифровой анархист и эксгибиционист данных: не существует возможности закрыть себя, если ты хочешь воспользоваться любым сервисом. Он все равно что-то, да попросит у вас. Вопрос в честности и искренности этого большого субъекта, а способов проверки того, как он работает с этими данными, не существует. Более того, не существует органов, которые проверили бы, как он работает с вашими персональными данными. Если вы узнали, что ваши данные используются, и доказали это в суде — вы победите. Но у государств нет таких инструментов, которые бы понимали, что происходит с вашими персональными данными. Единственный возможный вариант — это даже не китайский путь, а какой-то более суровый: когда есть четкий ID, под ним лежит куча персональной информации о вас, и всем коммерческим компаниям нужно пользоваться именно этим идентификатором. Но я думаю, мы все этого не хотим.



— Сами интернет-компании для себя не выстраивают нормы работы с данными и не должны это делать?

— Я в это не верю. Я думаю, это происходит на публику и в компании на низком уровне. Но когда решаются важные вопросы, стратегические, от которых зависит жизнь компании, — а такие вопросы в этой динамичной индустрии появляются постоянно — они, безусловно, пользуются персональными данными. Всеми, которые накопились, их сводками.

«Мы получим результат, только когда появятся специалисты»

— Часто прогнозируют, что демократические процедуры вплоть до выборов перейдут в интернет-пространство. Как можно предотвратить вмешательство в них?

— Тут все просто: есть специалисты и НИИ, которые отвечают за «железо» и за софт. Я знаком со многими людьми в этих областях, они более чем компетентные специалисты и пытаются сделать все, чтобы это было безопасно, без возможности накруток. Никто сознательно не вставляет никаких дыр, это все практически невозможно или мгновенно пресекается. Или должен быть супербольшой прецедент, который был в США со Эдвардом Сноуденом.

«Цифровые технологии ускоряют и упрощают нам жизнь, а не делают ее волшебно идеальной. Мы живем в таком же мире, каким он был раньше, только стал быстрее и удобнее».

— Какие технологические прорывы ожидаются на рынке цифровых технологий и больших данных?

— Прорыв может быть в любой сфере человеческой жизни. Я верю в большие данные как в аналитический инструмент. Но как со многими технологиями или инструментами сейчас, хайпа и шума на эту тему гораздо больше, чем пользы. Большие данные были всегда. Даже в аналоговом мире. Проводили опросы, их собирали аналитические центры. Революция опять будет в скорости, простоте, в исчезновении каких-то вещей, необходимость в которых отпала. Мы будем быстрее находить преступников, правильнее обрабатывать потоки пациентов в клиниках, чтобы не было очередей.

— Чего не хватает российским компаниям на рынке больших данных и цифровых технологий?

— Специалистов. Когда появятся профессионалы, которые с десяток лет поварились в реальной специфике, а не в теоретических знаниях, тогда мы начнем получать результат. Нужно не только располагать данными, но и выстраивать процессы по их быстрой обработке и динамичной смене векторов развития.

Специалисты сначала появятся в коммерческих компаниях, и они постепенно будут перетекать в большие компании. А государство будет выращивать их внутри и перекупать у компаний.

Да, данные мы открыли, но вопрос, как их применить в своих проектах правильно, и корректны ли эти данные. На всех этих этапах нужны специалисты, чтобы получить результат. Иначе мы будем уверены, что делаем все хорошо, а на самом деле выйдет обратное. По цифрам все правильно, а по факту удовлетворенность людей снижается.

Tags: интервью, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “интервью” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments