luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Анна Дворникова и Стас Хирман, TEC Ventures, SVOD, AmBAR: Кремниевая долина вызвала культурный шок!



Анна Дворникова и Стас Хирман — партнеры венчурного фонда TEC Ventures, руководители AmBAR (Американской ассоциации русскоговорящих профессионалов) и основатели конференции SVOD (Silicon Valley Open Doors) — в интервью Rusbase рассказали о специфике работы в Кремниевой долине, конкурентном преимуществе выходцев из России и бывшего СССР, а также о ключевой ценности нетворкинга.

Это первая часть интервью; из второй вы узнаете, почему Кремниевая долина — это не Америка, что обязательно нужно сделать начинающему стартаперу, чем так важна репутация и удается ли местным предпринимателям отдыхать. Продолжение следует.

«Кремниевая долина вызвала культурный шок — это же какая-то деревня!»


Стас: Я по образованию математик, но потом стал программистом, вырос до IT-архитектора. В какой-то момент познакомился с будущим бизнес-партнером, мы стали делать первые стартапы, привезли их в итоге сюда, в Долину, я был СТО в нескольких проектах. Моя история, в отличие от Аниной, довольно типична для Кремниевой долины.


Стас Хирман. Фото: здесь и далее — из личного архива героев

Анна: Я уехала в США в 1999 году, практически сразу после выпуска из МГИМО (я окончила Международно-правовой факультет). Все произошло совершенно случайно: у меня не было каких-то конкретных намерений эмигрировать, мне просто было интересно поехать учиться в Стэнфорд — была программа по обмену на год, со стипендией. При этом здесь, в Долине, у меня абсолютно никого не было: никаких родственников, друзей, я вообще никого не знала, и первое время, конечно, было безумно тяжело.


Анна Дворникова

Ты приезжаешь в какой-то совершенно новый мир, где абсолютно все устроено по-другому — тем более почти 20 лет назад. Сейчас все знают, что такое Кремниевая долина, а в те времена все только-только начиналось, и в России никто толком не слышал про это — разве что программисты и технари, которые сами туда уезжали.

В Москве тогда было, наверное, 10 млн человек, куча людей ходит по улицам, большой город. А приезжаешь сюда впервые — и испытываешь культурный шок: это какая-то деревня, не понимаешь, что здесь люди вообще нашли. Тем более когда у тебя изначально необыкновенные ожидания от Америки и не находишь ничего такого даже близко: смотришь на эти дома, построенные из деревяшек, рестораны, закрывающиеся в лучшем случае в 10 вечера, и думаешь «Боже, что это?».

Но потом ты привыкаешь, начинаешь знакомиться, общаться, встречаться с людьми, работать — и тогда осознаешь, что все крутится вокруг бизнеса и технологий, что здесь невероятная концентрация очень умных, даже гениальных людей.

У меня были мысли и желание вернуться, но жизнь сложилась так, что я осталась — и я совершенно не жалею, очень рада, что так получилось. После года в Стэнфорде я поступила в Калифорнийский университет в Беркли, на LL.M. — магистерскую программу для юристов. Окончила ее, параллельно подрабатывая в юридической фирме — совмещать было очень тяжело, тем более что до Беркли с работы ехать было довольно долго. Но это того стоило: я получила колоссальный опыт — и в учебе, и в работе, — который в дальнейшем помог мне в строительстве своего бизнеса, потому что я уже понимала, как все устроено, как в Америке работают и большие компании, и стартапы.

О ценности российского образования

Анна: Поступать мне было несложно, я считаю, что в России хорошее образование, которое этому способствует. В Беркли русские учатся в основном по специальностям STEM (science, technology, engineering, mathematics, «наука, технологии, инженерия, математика». — Прим. ред.), а вот в бизнес-школах процент маленький — но не потому, что им сложно поступить, а потому что просто мало людей поступает.

МГИМО мне вообще безумно помог, особенно занятия по юридическому переводу — я осознала всю нужность и ценность этого предмета, когда уже оказалась здесь. Меня взяли на работу, и в первый же день партнер скинул мне кучу папок — «Разбирай!» — и ушел. А мне чуть ли не плакать хотелось, я не понимала, что он от меня хочет. Но в итоге я села, открыла и начала читать — и отлично поняла даже тяжелый юридический язык. В тот момент в глубине души пожелала всем педагогам МГИМО доброго здоровья на всю жизнь!

Стас: В Долине самой лучшей и престижной считается Русская математическая школа дополнительного образования. Она работает по русской/советской модели математического образования, построенной — и очень правильно построенной — в 1960-х годах одним из крупнейших в мире математиков Андреем Колмогоровым. Индийцы, китайцы это копировали, а американцы пошли по другому пути, и в итоге у них с математикой хуже. Мы это увидели на собственных детях. С другой стороны, все, что относится к маркетингу, soft skills, коммуникации, у них развито лучше.

Вообще, учитывая образовательный бэкграунд специалистов из бывшего СССР и даже современной России, надо отметить, что мы более чем конкурентоспособны в инновационном и технологическом бизнесе.

Когда сталкиваешься с альтернативой, понимаешь, насколько сильным было наше образование, в том числе школьное.

Анна: Хотя сейчас я со всех сторон слышу, что в России уровень школьного образования сильно упал, так что можно говорить скорее о том времени, когда мы сами учились.

Окружение накладывает сильный отпечаток

Анна: Поработав по специальности, я поняла, что юриспруденция — это вообще не мое. К тому же, когда попадаешь сюда, оказываешься в окружении людей с техническим образованием — для гуманитария это тоже своего рода шок. В Москве я как-то не общалась с технарями, и мне потребовалось время, чтобы понять их язык, чем они живут. Но это очень захватывает: все новое, интересное. К тому же все занимаются стартапами, что-то строят, так что и тебе тоже хочется делать что-то свое, креативить по полной программе.

В какой-то момент я начала свой бизнес, он успешно пошел, потом я стала общаться со стартапами, помогать им, а в 2003 году мы организовали ассоциацию русскоговорящих профессионалов AmBAR — было желание объединить усилия в русскоговорящей среде, помочь нашим ребятам осваиваться, преодолевать уже известные нам сложности.

Мост между стартапами и инвесторами

Анна: Из небольшой организации с парой десятков человек AmBAR выросла в крупнейшую бизнес-ассоциацию с прицелом на hi-tech-бизнес. Сейчас в ней состоит свыше 50 тысяч человек, живущих и работающих по всему миру, хотя основная часть, конечно, сосредоточена в Долине.

Потом в России пошло какое-то бурление по поводу технологий, стартапов, и мы решили выступить неким мостиком между Россией и Калифорнией. Стали помогать ребятам из России, кто приезжал в Долину, организовывать различные мероприятия.

А в 2010 году совместно с Анатолием Чубайсом из «Роснано» мы организовали первую поездку крупных инвесторов, партнеров инвестиционных фондов из Кремниевой долины в Россию. Прошли встречи с президентом, инвесторской элитой России, стартапами. Мы показали всю российскую инвестиционную экосистему. И это дало серьезные бизнес-результаты: сделок заключили почти на полмиллиарда долларов.


Стас Хирман и Анна Дворникова с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым

Стас: Задача AmBAR в первую очередь — помочь выходцам из стран бывшего СССР, которые строят свой tech-бизнес, легче войти в экосистему Кремниевой долины и в целом американского хай-тека, инновационной индустрии. Сейчас появилось и второе направление: к нам обращается местный, не русскоговорящий бизнес, который хочет выйти на русскоговорящий рынок для развития бизнеса или поиска сотрудников — интеллектуальный ресурс очень важен и становится все более существенным. И к нам компании обращаются за референсом для кадрового аутсорсинга.

Кремниевая долина распахивает двери

Анна: В 2004 году мы решили создать конференцию, куда приведем инвесторов из Долины и предпринимателей из России и бывшего СССР — так появилась Silicon Valley Open Doors (SVOD), «Открытые двери в Кремниевую долину». Начиналось это как небольшое мероприятие на 250 человек, а теперь у нас уже 2 тысячи участников. И если раньше мы инвесторов приводили чуть ли не за руку — они к нам очень хорошо лично относились, но говорили, что это им не особенно интересно, так что «только ради тебя, Анечка», — то сейчас они уже сами звонят, спрашивают, когда приходить.



Также мы чувствуем большой интерес к конференции со стороны корпораций, в том числе из России, на фоне интенсивного развития бизнеса корпоративных венчурных фондов. Еще у нас есть специальный трек для женщин-предпринимателей, для social impact companies. В Долине социально ориентированный/ответственный бизнес — это мощный современный тренд.

Стас: Где-то 25% участников SVOD говорят по-русски, но сейчас мы ориентированы не только на Россию и бывший СССР — стремимся привлечь людей из разных стран, от Новой Зеландии и Китая до Канады и Чили. Стартапы и компании приезжают отовсюду, потому что Кремниевая долина — это Мекка для высоких технологий. В числе успешных кейсов — презентация Evernote на самой первой SVOD, и именно на нашей конференции основатель проекта познакомился с будущим СЕО Филом Либином.

Еще одно направление SVOD — executive education (профессиональное образование для управленцев и топ-менеджеров. — Прим. ред.). У крупных корпораций не так все хорошо идет последние 20-30 лет.

Если не продолжать процесс серьезных инноваций, вас съедят — причем не прямые конкуренты, а перспективные пацаны, которые сидят в гараже и про которых вы даже не знаете — а когда узнаете, уже будет поздно.

Так что руководство средних и крупных корпораций приезжает к нам на занятия с профессорами топовых университетов и практические семинары и воркшопы, чтобы понять, как строить инновационные процессы в разных индустриях (финтех, ритейл, банковское дело и др.), взаимоотношения с HR. Human resource — это вообще главное достояние любой компании (и даже любой страны): самая дорогая ошибка — нанять неправильного человека, еще более дорогая — потерять правильного человека. Многие это недооценивают.

О ключевой роли нетворкинга для начинающих предпринимателей

Анна: Деньги, конечно, очень важны, но их можно пойти заработать, а самое главное — это network, то есть твои связи, сеть партнеров, друзей и всех тех, кто помогает тебе двигаться и развиваться в бизнесе. Иначе ты не прорвешься через плотный круг к инвесторам. Ну да, они вот тут рядом все сидят на Sand Hill Road, но ты не можешь просто зайти в их офис. То есть можешь — но результата никакого не будет: тебя должен кто-то представить, за тебя должен кто-то поручиться, иначе никто и смотреть не станет. Крайне редко инвестор интересуется компанией, которая пришла к нему с улицы — нужно прийти «через кого-то».

Стас: Если раньше я считал, что для бизнеса инженерия и технологии — это самое существенное, то теперь понимаю, что главное — это взаимодействие и общение с людьми, построение правильных связей, маркетинг, бизнес-девелопмент.

(Продолжение следует.)

13 сентября маркетолог и PR-консультант Мария Подоляк обсудила с Анной Дворниковой и Стасом Хирманом венчурный рынок Кремниевой долины, как писать холодные письма инвесторам и как стартапы должны готовиться. Смотрите запись трансляции.

Tags: интервью
Subscribe

Posts from This Journal “интервью” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments