luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Типы и уровни развития экономики


Трёхсекторная модель экономики Фишера — Кларка

Факторы производства

Фа́кторы произво́дства — экономические ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг.



Традиционно выделяют следующие факторы производства:

Земля — это естественные (природные) ресурсы, необходимые для существования человеческого общества и используемые в хозяйстве.

Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества. В процессе этой деятельности человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы, использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их взаимно влиять друг на друга для достижения заранее намеченной цели. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления.

Капитал — совокупность имущества, используемого для получения прибыли. Направление активов в сферу производства или оказания услуг с целью извлечения прибыли называют также капиталовложениями или инвестициями. Самостоятельный термин капитал в современном бухгалтерском учёте не используется, но есть ряд близких показателей финансового анализа. Например, собственный капитал — это разница между стоимостью активов компании и суммой её обязательств. Обычно эта величина формируется за счёт уставного капитала (взноса владельцев компании), добавочного капитала (переоценка имущества, эмиссионный доход), нераспределённой прибыли и резервов (формирующихся из прибыли).

Предпринима́тельские спосо́бности — это фактор, связывающий воедино остальные ресурсы производства, экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также предпринимательскую этику и культуру. В свою очередь, к предпринимателям относятся прежде всего владельцы компаний, менеджеры, не являющиеся их собственниками, а также организаторы бизнеса, сочетающие в одном лице владельцев и управляющих. Используют также термин «предпринимательский потенциал». В целом предпринимательский потенциал можно охарактеризовать как потенциальные возможности по реализации предпринимательских способностей людей. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, знания. Инициатива и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать все прочие экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.

Информация — ресурс, используемый в экономических процессах. Информация, овеществляясь во всех компонентах системы производительных сил общества, выступает составным элементом всех моментов процесса труда — и предметом труда, и средством труда, и составной частью живого труда. Многофункциональность информации и возможность её быстрого перевоплощения из одних моментов процесса труда в другие обеспечивают данной производительной силе одну из ведущих ролей в развитии системы производительных сил современного общества. На протяжении всей истории человечества люди в процессе преобразования окружающего мира преобразуют и овеществленную в нём информацию. Изменяя русла рек, человек преобразует их физико-географические параметры. Возводя дома, он видоизменяет информацию, содержащуюся в рельефе земной поверхности. Выводя новые сорта растений и породы животных, человек преобразует содержащуюся в их генотипе информацию. Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе.

Инновации (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. К моменту возникновения науки по воле общественного разделения труда происходит обособление группы работников в рамках совместного (всеобщего) труда, основной функцией которых становится так называемая умозренческая деятельность или умопостижение внешней природы. Наука с момента возникновения капиталистического способа производства и всемерного развития рыночного механизма становится заметным фактором данного способа производства. При этом ни о каком отделении её от непосредственного производства не может идти и речи. Наука в названных условиях отделяется лишь от отдельно взятого рабочего, задействованного в производственном процессе. Отсюда следует вывод, что все разговоры о процессах так называемого внедрения науки и её результатов в производство или же ускоренного её соединения с производством, интеграции науки с производством по сути не имеют под собой реальной почвы. Точнее будет говорить в таком случае об использовании знания в производстве, которое приобрело общественную значимость и адекватную этому полезность.

Доход с факторов производства

В условиях рыночной экономики экономические ресурсы свободно покупаются, продаются и приносят своим владельцам особый (факторный) доход:

Земля — Рента
Труд — Заработная плата
Капитал — Процент
Предпринимательские способности — Прибыль
Информация — Роялти

Капитал

Различают следующие виды капитала:

Естественный, или природный капитал (англ. Natural capital) — экономическая категория, обозначающая минеральные, растительные и животные составляющие биосферы, рассматриваемые как средства производства кислорода, фильтрации воды, защиты от эрозии и других составляющих экосистемы.

Физический (реальный или производственный) капитал — вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства: машины, оборудование, здания, сооружения, земля, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемые для производства товаров и услуг.

Денежный капитал (денежная форма капитала) — деньги, предназначенные для инвестирования. Обычно на них приобретается физический капитал. Нужно обратить внимание, что непосредственное владение этими деньгами не приносит дохода, то есть они не становятся капиталом автоматически, без обмена. Этим они отличаются от финансового капитала, когда деньги сохраняют свою форму, меняя лишь текущего владельца. В бухгалтерской отчётности понятие денежного капитала отсутствует.

Финансовый капитал — совокупность условий, когда денежная форма капитала позволяет получать прибыль без формального обмена денег на товары. Финансовый капитал непрерывно возникает и переходит в промышленный и банковский капиталы. Это становится возможным при развитой банковской системе через систему депозитов и кредитования. Современным вариантом финансового капитала является венчурный капитал, который направляется в новые проекты, у которых повышенный риск банкротства, но и потенциальная прибыль значительно выше среднего уровня.

Интеллектуальный капитал — знания, навыки и производственный опыт конкретных людей и нематериальные активы, включающие патенты, базы данных, программное обеспечение, товарные знаки и др., которые производительно используются в целях максимизации прибыли и других экономических и технических результатов.

Социа́льный капита́л — понятие в социологии, экономике и политологии, служащее для представления социальных связей и социальных сетей, рассматриваемых как ресурсы, используемые для достижения экономических, политических, социальных и других целей. Кроме этого, существует множество сходных определений и понятий (например, культурный капитал, гражданский капитал), которые объединяет общая идея о необходимости учета характеристик социума, в части взаимоотношений между людьми, при определении основных факторов, определяющих эффективность действий по достижению общественно значимых целей. Наряду с физическим (например, токарный станок) и человеческим капиталом (университетское образование, здоровье), социальный капитал увеличивает как индивидуальную, так и коллективную производительность. Термин «капитал» употребляется, поскольку социальные сети (их сила и форма) являются медленно меняющимися характеристиками общества (нации), которые могут сохраняться и накапливаться сквозь века. Таким образом, социальный капитал можно понимать как один из показателей культурности общества. Лидерами по уровню социального капитала называют Новую Зеландию, Швейцарию и Швецию.

Человеческий капитал — это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни.

Трёхсекторная модель экономики

Трёхсекторная модель экономики (теория секторов, теория структурных изменений Фишера — Кларка, модель Кларка — Фишера) — теория, согласно которой экономика состоит из трёх секторов деятельности: добыча сырья (первичный), производственного (вторичный), и сфера услуг (третичный). Модель была разработана Аланом Фишерем, Колином Кларком и Жаном Фурастье в работах 1935—1949 гг.

Структура экономики

Теория сформировалась в работах Алана Фишера, Колина Кларка и Жана Фурастье. А.Фишер в своей статье от 1935 года выделил три сектора экономики:

Первичный сектор экономики — добыча сырья, сельское хозяйство, горнодобывающая, рыбная и лесная промышленность.

Вторичный сектор экономики — промышленное производство и строительство.

Третичный сектор экономики — сфера услуг, образование и туризм.

Следующий этап, когда третичный сектор вырастает до таких огромных размеров, что выделяются:

четвертичный сектор экономики с ростом занятости в финансовых, юридических, информационных и некоторых специфических компаниях, связанных с услугами для бизнеса, и

пятеричный сектор экономики — сектор услуг для населения, требующий особенно высокого уровня квалификации персонала (образование, медицина, административное обслуживание и т.п.).

А К. Кларк в своей работе "Условия экономического прогресса" от 1940 года связывал изменения в секторальной структуре производства и занятости с выявленными статистикой изменениями в структуре потребительского спроса: по мере роста душевого дохода спрос на продукцию сельского хозяйства постепенно снижается; на промышленные товары — сначала увеличивается, а затем по достижении известного уровня насыщения рынка сокращается; на услуги — постоянно растёт. В соответствии с изменениями в структуре потребительского спроса исторически преимущественное развитие сначала получает первичный сектор экономики, затем вторичный и наконец третичный.

Этапы развития общества

По К. Кларку каждая страна проходит три стадии развития: аграрную (производительность в стране растёт медленно), промышленную (рост производительности достигает максимума) и стадию преимущественного роста сферы услуг (темп роста производительности снова замедляется). В секторальной структуре занятости доля сельского хозяйства неуклонно снижается, доля промышленности сначала растёт, но в долгосрочном аспекте снижается, доля сферы услуг постоянно повышается.

Ж. Фурастье в своей работе «Великая надежда XX века» пишет о повышении качества жизни, социальной безопасности, расцвете образования и культуры, высоком уровне квалификации, гуманизации труда и предотвращении безработицы. Страны с низким доходом на душу населения находятся в ранней стадии развития; основная часть национального дохода достигается за счет производства в первичном секторе. Страны на более продвинутой стадии развития, со средним национальным доходом, генерируют свои доходы в основном во вторичном секторе. В высокоразвитых странах с высоким уровнем дохода, третичный сектор преобладает в общем выпуске экономики. Согласно Ж. Фурастье, распределение рабочей силы между тремя секторами прогрессирует через различные этапы следующим образом:

первый этап — традиционная цивилизация (доиндустриальное общество), где занятость распределяется в первичном секторе — 70 %, во вторичном секторе — 20 %, в третичном секторе — 10 %. Этот этап представляет собой общество с неразвитой наукой, с незначительным использованием техники. раннему средневековью европейских стран, или в текущее время современным развивающемся странам.

второй этап — индустриальное общество, где занятость в первичном секторе — 40 %, во вторичном секторе — 40 %, в третичном секторе — 20 %. Чем больше развёртывается оборудования в первичном секторе, тем сильнее уменьшается число необходимых работников. В результате спрос на технику производства во вторичном секторе увеличивается. Второй этап начинается с индустриализации: механизация с глубокой переработкой (автоматизации) производства, с использованием конвейера. Третичный сектор начинает развиваться в финансовом и государственном секторе. Состояние развития соответствует развитым странам.

третий этап — постиндустриальное общество, где занятость в первичном секторе — 10 %, во вторичном секторе — 20 %, в третичном секторе — 70 %. В первичном и вторичном секторе доминирует автоматизация, и таким образом спрос на рабочую силу падает в этих секторах. Рабочая сила перемещается в растущий третичный сектор. Ситуация теперь соответствует современным высокоразвитым странам.

Информацио́нное о́бщество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

Общество знания (общество знаний) — концепция современного этапа общественного развития, характеризующего переход к новой форме постиндустриального общества, где доминирующей ценностью, экономической и ресурсной, становится «знание» как таковое.

Типы и уровень развития экономики

По типу экономик и уровню развития различают страны:

доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или её основной долей);
индустриальной экономикой;
постиндустриальной экономикой;
*страны со смешанными укладами экономик;
*страны с инновационной экономикой (используются также термины: интеллектуальная экономика, новая экономика, информационная экономика, инновационно-информационная экономика и др.).

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний; также — следующий этап большого развития экономики и общества передовых стран мира. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС.

Факторы экономического роста



По мнению авторов учебника «Экономическая теория» (Москва, 2007, автор З. К. Океанова), факторами, определяющими экономический рост, являются:

*количество и качество трудовых ресурсов
*эффективность основного капитала
*количество и качество природных ресурсов
*эффективность управления
*эффективность технологий
*географическое положение

Инновационная экономика


Некоторые исследователи (Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др.) считают, что для большинства развитых стран в современном мире именно инновационная экономика обеспечивает мировое экономическое превосходство страны, которая её создаёт.

В настоящее время в число стран с инновационной экономикой и развитым венчурным бизнесом — важнейшей составляющей инновационной экономики — входят США, Германия, Япония, Австралия, Канада, Швеция, Финляндия, Сингапур, Израиль и другие страны.

Возникновение

Теорию инновационной экономики создал австрийский экономист Йозеф Шумпетер в начале XX века. Его монография «Теория экономического развития» была издана в 1911 году и переиздана в 1926 и 1934 годах. Теория экономического развития постоянно углублялась многими выдающимися учеными, включая лауреатов Нобелевской премии по экономике. Йозеф Шумпетер первым ввел различия между ростом и развитием экономики, дал определение инновации и классифицировал их следующим образом:

Эта концепция (инновации) включает пять случаев:

1. Создание нового товара, с которым потребители ещё не знакомы, или нового качества товара.
2. Создание нового метода производства, ещё не испытанного в данной отрасли промышленности, который совершенно не обязательно основан на новом научном открытии и может состоять в новой форме коммерческого обращения товара.
3. Открытие нового рынка, то есть рынка, на котором данная отрасль промышленности в данной стране ещё не торговала, независимо от того, существовал ли этот рынок ранее.
4. Открытие нового источника факторов производства, опять-таки независимо от того, существовал ли этот источник ранее или его пришлось создать заново.
5. Создание новой организации отрасли, например, достижение монополии или ликвидация монопольной позиции.


С возникновением капитализма образовался и сектор инновационной экономики, включающий специальное образование, науку, креативных предпринимателей и заинтересованное в инновациях государство.

Во второй половине XX века ведущие в научно-техническом отношении страны мира создали постиндустриальное общество, в котором сектор инновационной экономики стал доминирующим. И эту экономику принято называть инновационной, поскольку инновации создавались и использовались во всех отраслях и сферах экономики и жизнедеятельности.

Главным драйвером массовой генерации инноваций и создания инновационной экономики стал накопленный высококачественный и креативный человеческий капитал.

Работа Белла о постиндустриальной экономике описывает следующую трансформацию, в которой сверхприбыль создаётся не за счёт производства, а за счёт организации новых рынков. Инновационная экономика является следующей экономической формацией, которая приходит на смену индустриальной экономике.

Инновационная экономика впервые появилась в США. Известный американский футуролог Э. Тоффлер указывает её начало — 1956 г. «первый символический показатель исчезновения экономики дымящих труб Второй Волны и рождения новой экономики Третьей Волны: „белые воротнички“ и служащие численно превзошли заводских рабочих с „синими воротничками“» (Э. Тоффлер «Третья волна»).

Базовые принципы, признаки и индикаторы инновационной экономики

Инновационная экономика характеризуется следующими базовыми принципами, признаками и индикаторами:

*Высокий индекс экономической свободы
*Высокий уровень развития образования и науки
*4-6-е технологические уклады экономики
*Высокое и конкурентоспособное качество жизни
*Высокие стоимость и качество человеческого капитала в его широком определении
*Высокая конкурентоспособность экономики
*Высокая доля инновационных предприятий (свыше 60-80%) и инновационной продукции
*Замещение капиталов
*Конкуренция и высокий спрос на инновации
*Избыточность инноваций и, как следствие, обеспечение эффективности части из них за счет конкуренции
*Инициация новых рынков
*Принцип разнообразия рынков
*Развитая индустрия знаний и их высокий экспорт.

Замещение капиталов

Замещение капиталов происходит на каждом этапе инновационного процесса. Государство финансирует фундаментальную науку через научные гранты, вложения в инновационную инфраструктуру. Это привлекает разного рода научные коллективы, которые конкурируют между собой за получение финансирования всевозможных исследований и разработок. Задача этого этапа — получить избыток инновационных идей, понимая, что большинство из них не увенчаются успехом, но это позволяет создать условия для замещения капитала. Патенты приобретаются частными фирмами, чьи акции покупают инвесторы в надежде на получение сверхприбыли. Таким образом, инновационная экономика получает следующий приток финансирования уже не за счёт государства, а за счёт частных инвесторов.

Как только разработки достигают следующего уровня, инновационные компании вырастают до состояния, когда становятся интересными для более крупных корпораций, инновационных и венчурных фондов и прочих организаций. Таким образом, ещё до этапа доведения будущих разработок до опытных образцов, рынок разогревается, начинают привлекаться иностранные инвесторы, производственные компании, покупающие разработки, на основе которых они смогут запустить технологические новинки. К примеру, корпорация Интел объявляя, что к 2015 году она создаст компьютер на основе нанотехнологий, уже сегодня обеспечивает рост своих акций. В конце процесса идёт замещение капитала конечным потребителем изделий, в которых собраны самые разнообразные разработки, о которых он знает только то, что содержится в их рекламе. При этом никто не финансирует всю цепочку от научной идеи до конечного изделия.

Замещение капиталов происходит на нескольких рынках одновременно. На каждом последующем этапе инновационного процесса замещение происходит со все большей выгодой. Инновационная экономика построена на том, что ещё несуществующие разработки или идеи, большинство из которых не имеют практического значения сами по себе, уже сейчас закладываются в основу новых рынков инновационных продуктов. Замещение капиталов происходит несколько раз.

В инновационной экономике - основной процесс замещения капиталов - замещение физического и природного капиталов в национальном богатстве человеческим капиталом.

Национальный человеческий капитал России отстает в росте своей стоимости и качества от ведущих стран мира и конкурентов.

Избыточность и конкуренция

Инновационная экономика предполагает избыточное количество своей продукции, услуг и агентов на каждой стадии инновационного процесса: избыток знаний, идей, разработок, патентов, высоких технологий, компаний, предпринимателей, ученых, инфраструктур и т.д. Эта избыточность инициирует и поддерживает конкуренцию, которая приводит к повышению разнообразия и качества товаров и услуг и к росту производительности труда за счет избыточности инноваций и конкуренции между ними. Эффективные инновационные системы развитых стран поддерживают конкуренцию. Это главное отличие рыночной экономики с конкурентными рынками во всех отраслях и сферах экономики от нерыночной экономики с низким индексом экономической свободы. Конкуренция является двигателем развития личности, экономики, общества и человеческого капитала, как главного интенсивного фактора развития.

Инновационная рыночная экономика предполагает одновременный рост разного рода рынков, который обеспечивается в случае, если есть разнообразная избыточность, которую можно получить только при очень высокой производительности труда и высоких технологиях. Избыточность научных открытий, изобретений, идей, профессионалов и т.д. инициируется научной и инновационной системами в зависимости от потребностей и спроса потребителей. В то же время креативность ученых и инноваторов, конкуренция между ними подвигают их на опережение роста предложения инноваций над их спросом со стороны экономики и общества. В этом и проявляется опережающее развитие человеческого капитала и его ведущая роль в современной экономике как фактора развития.

В рамках инновационной системы совместно с наукой и системой образования происходит стимулирование создания различных компаний — разработчиков инноваций. Это делается за счёт строительства центров коллективного пользования научным оборудованием, технопарков, особых налоговых зон, льгот и дотаций. Одновременно с этим должен создаваться избыток финансовых институтов, задействованных в инновационной экономике, чтобы инвесторы конкурировали между собой за покупку акций стартапов.

Инициация новых рынков

Инновационная экономика строится через образование новых рынков. На новых рынках идей, разработок, интеллектуальной собственности, инновационных продуктов заменяются старые структуры экономики и переводятся в новое качество.

В качестве отдельного рынка создаётся рынок всевозможных разработок новых организационных форм для компаний и структур инновационной экономики.

Используются такие организационные формы, как технопарки при университетах, корпоративные учебные центры, кластеры малого бизнеса, бизнес-инкубаторы для инновационных компаний, центры трансфера технологий при исследовательских институтах, специальные торговые площадки для инновационной сферы.

Принцип разнообразия рынков

1. Рынок инновационных продуктов и услуг, их ожиданий.
2. Рынок интеллектуальной собственности.
3. Рынок интеллектуального труда и конкурентоспособных профессионалов высокой квалификации.
4. Рынок инвестиций.
5. Рынок знаний и идей.
6. Рынок инноваций.
7. Рынок новых организационных форм инновационных и научных организаций.
8. Рынок инновационных менеджеров и бизнес-агентов.
9. Рынок услуг. Например, эксплуатация, лизинг и аренда сложного научного и высокотехнологичного оборудования.

Инфраструктура инновационной экономики

Для развития инновационной экономики и стимулирования процесса формирования новых рынков необходимо создавать особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса[7]:

1. Развитие конкуренции с целью формирования спроса и предложения инноваций и их избыточности.
2. Создание эффективных наукоемких производств, секторов и отраслей.
3. Формирование процессов диффузии технологий к их потребителям.
4. Модернизация экономики и инфраструктуры.
5. Модернизация и повышение эффективности человеческого капитала в направлении повышения его креативности и инновационности.
6. Независимая экспертиза исследовательских проектов, направлений исследований, а также научных и инженерных коллективов.
7. Законодательство, регулирующие отношения в сфере инновационной экономики.
8. Форсайт-центры, форсайт-проекты, создание дорожных карт, которые позволяют снизить риски внедрения новых продуктов и координировать усилия коллективов-разработчиков.
9. Разнообразные экспертные и научные прогнозные организации, сообщества и сети, позволяющие формировать видение будущего.
10. Специализированные образовательные центры (например, Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет), институты и школы, позволяющие готовить не только учёных и инженеров, но и предпринимателей, способных к продвижению инновационных проектов.
11. Центры коммерциализации технологий и разработок.

Экономика знаний



Экономика знаний — экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах.

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал. Одновременно необходим достаточно высокий уровень развития социального капитала.

Инфраструктура экономики знаний

В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие и драйверы развития:

*Сети должны обеспечить:
*доступность требуемой информации в любое время;
*возможность анализировать и оценивать полученную информацию;
*появление нужного покупателя. Можно отметить следующие тенденции развития сетевой экономики:
*индивидуальный подход к квалифицированному покупателю;
*появление глобальной конкуренции, при которой не имеют значения место производства, известность марки, устоявшиеся связи и т.д., но важными являются качество, уровень сервиса и т.п.;
*наличие информационных посредников;
*снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и, в конечном счете, цены товара;
*изменение структуры существующих предприятий и компаний;
*автоматизация бизнес-процессов. С понятием сетевой экономики связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т.д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прогрессу в области информационных технологий. В настоящее время к сетевой экономике тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К ним относятся электронная коммерция, банкинг и др.

Перспективы создания инфраструктуры и точек роста экономики знаний в России

Виртуальное предприятие характеризуется еще и тем, что оно может возникнуть в любом месте в любое время, и у потребителя продукции такого предприятия возникнет ощущение существования реального предприятия, у которого практически нет конкурентов, поскольку заранее не известна природа возникающих потребностей.

Действительно, с возникновением некоторой потребности тут же возникает сетевая организационная структура, готовая работать для ее удовлетворения. Товар, таким образом, сначала реализуется в форме «виртуального товара», который затем может быть произведен для конкретного потребителя. Обычно партнерские отношения между субъектами виртуального предприятия существуют определенное время и по достижении поставленной цели могут быть прерваны. Связи между субъектами традиционных организационно-правовых форм предприятий, как правило, более длительны.

Важной проблемой создания виртуального предприятия является интеграция систем документооборота, входящих в него организаций и информационных технологий, в целях формирования полного виртуального образа деятельности участников такой корпоративной системы.

Tags: экономика
Subscribe

Posts from This Journal “экономика” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment