luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Прокатиться на $300 млрд: история рынка агрегаторов такси



Источник

Однажды Uber произвел революцию в мире такси, не предложив, впрочем, ничего нового: сервис частного извоза существовал во многих странах и до него

В мае картографический сервис Mapbox провел анализ международного рынка такси-агрегаторов. Исследование получило название A Game of Rides (отсылка к сериалу «Игра престолов»). Разобраться, кто кого и как финансирует на этом рынке, действительно, не намного проще, чем во взаимоотношениях персонажей вселенной Джорджа Мартина. Например, Softbank в разные периоды вкладывал средства в Uber, в китайский Didi Chuxing и в индийский Ola. Didi Chuxing, в свою очередь, в 2015 году инвестировал в Ola, а в 2016 году слился с Uber на китайском рынке. Uber же теперь может объединиться с Ola в Индии.

Мировой рынок агрегаторов такси развивается бешеными темпами: в 2017 году Goldman Sachs оценивал его в $36 млрд, прогнозируя рост до $285 млрд к 2030 году. Пока что на мобильные сервисы такси приходится 15 млн поездок ежедневно, но через 12 лет их количество должно вырасти до 97 млн. Однако исторически сложилось так, что в отдельных странах и регионах он растет неравномерно.

США

Для Америки первой важной вехой в истории «самозанятых таксистов» можно назвать разгар Великой депрессии. Тогда оставшиеся без работы жители Нью-Йорка массово начинали заниматься частным извозом. В итоге машин в городе стало чуть ли не больше, чем пассажиров. Контролировать индустрию было сложно, и власти решили вмешаться. С 1937 года все такси в городе обязали иметь лицензию. Так с улиц пропали «частники».

Спустя 40 лет на фоне нефтяного кризиса власти США начали поощрять концепцию совместных поездок (т. н. «райдшеринг» или «карпулинг»). Водителям, которые берут с собой попутчиков, разрешили пользоваться выделенными полосами на трассах. Благодаря этому и другим мерам к восьмидесятым почти четверть американцев практиковала совместные поездки на междугородних маршрутах.

И агрегация «частников», и совместные поездки — концепции не новые, однако оба этих рынка заметно изменились с приходом технологий. Сейчас таким ИТ-первопроходцем на рынке США многие считают Uber. Однако, как видно, компания, созданная Трэвисом Калаником и Гарретом Кэмпом в 2009 году, ничего нового не придумала и стала посредником между пассажирами и «частниками» далеко не сразу — cервис вообще задумывался как служба совместного бронирования лимузинов.

Еще в 2007 году в США запустился проект Zimride. Он связывал друг с другом пользователей Facebook для совместных междугородних поездок. Именно из Zimride в 2012 году вырос Lyft. Сейчас он главный конкурент Uber на американском рынке.

Основные функции современного агрегатора — заказ через приложение, связь с ближайшим водителем, геолокационные сервисы — определились в первые годы конкуренции Lyft и Uber. Тогда же оттачивались бизнес-модели. В битве за клиентов компании начали выделять разные тарифы в отдельные услуги. Доступные из одного приложения, они строились на разных механиках. Для каких-то сервисов компании заключали партнерства с целыми таксопарками, а для других привлекали к работе в такси «независимых» водителей на автомобилях разного класса.

Капитал играл важную роль с первых дней существования современной индустрии агрегаторов. Один из крупнейших игроков в США — Sidecar — в 2015 году проиграл эту гонку и закрылся. Основатель компании позже рассказал, что Sidecar не смог конкурировать с Uber, который к 2016 году привлек более $5 млрд инвестиций.

В 2012 году представители транспортных ведомств впервые на высоком уровне обсудили проблемы сервисов-агрегаторов. Главные вопросы, которые всех тревожили, — насколько законна их бизнес-модель и не подвергают ли они риску пассажиров. Пока вопрос решался, отдельные штаты выносили агрегаторам первые штрафы и запрещали им работать на своей территории. В 2013 году Калифорния первой разрешила агрегаторам связывать пассажиров и «частников». К операторам выдвинули определенные требования по проведению проверок и обучению водителей. Примеру Калифорнии последовал Колорадо и другие штаты.

Тем временем лидеры расширялись в США и завоевывали новые рынки. У некоторых из них база водителей увеличилась с нуля в 2012 году до более чем 140 000 за 2014 год. К тому времени таксисты Uber зарабатывали в среднем по стране $19,19 в час. Заявленный Lyft уровень оплаты был приблизительно в 1,5 раза выше. Сервисы развязали ценовую войну — стоимость оплаты работы водителей падала. На этой почве негодование лицензированных таксистов вылилось в протесты. Летом 2014 года водители в Вашингтоне устроили забастовку и преградили движение на части городских дорог. Они выступали против несправедливой конкуренции с нелицензированными коллегами. Последние, хоть и получали меньше на льготных тарифах, но не оплачивали сборы и налоги. Такие протесты прошли и в других городах Америки.

Европа

Американские операторы начали европейскую экспансию в 2011 году. Задолго до этого, в 2003 году, водителей и пассажиров в Лондоне посредством мобильных технологий связывал стартап Zingo. Он предоставлял автоматическую систему поиска ближайшего таксиста. Пользователю достаточно было позвонить по мобильному телефону на номер службы, а та передавала данные водителю. Таксисты не оценили достоинства нового сервиса, так как им приходилось платить за подписку. У Zingo накопились миллионные убытки, и вскоре компания ушла с рынка.

В 2011-м в Европе появились первые местные агрегаторы. Они переняли бизнес-модели американских конкурентов и успешно реализовали их у себя дома. Локальным сервисам, знакомым с ситуацией, было легче завоевать доверие пользователей и расположение таксистов.

В Лондоне, знаменитом своими кэбами, действуют строгие требования к таксопаркам. С учетом этой особенности в 2011 году был выстроен сервис Hailo, связывающий пассажиров с водителями кэбов. Hailo привлекал инвестиции и достаточно быстро рос. Ему даже удалось выйти на американский рынок, где компания продолжила работать с лицензированными таксистами, но эта модель не принесла успеха. В итоге Hailo был поглощен другим европейским сервисом — MyTaxi, принадлежащим Daimler. Эта компания растет на подобных сделках: помимо Hailo она приобрела греческий Taxibeat и румынский Clever Taxi.

В 2013 году 19-летний предприниматель из Эстонии запустил стартап Taxify. Сейчас у сервиса 10 млн клиентов в 40 европейских и африканских городах. Он оценивается в миллиард долларов, и его смело можно назвать одним из лидеров европейского рынка.

Экспансия агрегаторов стала стрессом для лицензированных европейских таксистов. Как и в США, их нарастающее недовольство привело к протестам. В 2014 году таксисты в крупнейших европейских городах заблокировали дорожное движение, требуя «прогнать Uber». Жалобы таксистов не остались без ответа: в 2017 году Высший суд ЕС приравнял Uber к транспортным компаниям. Это значит, что сервис должен подчиняться тем же правилам, что и все операторы такси, в том числе лицензировать водителей. В том же году власти Лондона запретили работу Uber как не отвечающего требованиям безопасности.

Азия

Как и в Европе, в Азии местные лидеры появились почти одновременно с приходом международных агрегаторов. У азиатского рынка, однако, есть и свои особенности. Во-первых, концепция совместного использования здесь с самого начала распространялась не только на автомобили, но и на байки и велосипеды. Во-вторых, зарубежным сервисам в Азии пришлось особенно несладко. Власти разных стран устраивали рейды в их офисы и запрещали работать, пока местные таксисты бастовали вместе со всем миром.

Главная особенность Юго-Восточной Азии заключается в том, что на сегодняшний день «иностранцы» здесь проиграли местным. В этом году стало известно, что местный лидер — сингапурский сервис Grab — приобретает весь региональный бизнес Uber.

Grab появился в 2012 году в Малайзии. Сервис работал по уже известной модели агрегатора, обеспечивая водителей заказами, но брал меньшую комиссию, чем таксопарки. И теперь на горизонте у него крупнейшая сделка для индустрии — Toyota собирается вложить в Grab миллиард долларов.
Россия

Приблизительно то же, что и по всему миру, происходит на российском рынке. В 2017 году «Яндекс.Такси» и Uber запустили крупную сделку по слиянию, а в этом феврале закрыли ее. Mail.Ru Group за последнее время провела целую серию инвестиций на рынке такси: в апреле финансирование получил «Ситимобил», а в июне — «Везет».

Российский рынок такси во многом развивался по собственному сценарию. В России исторически сложилась культура частного извоза. Но у нас не было зарегулированного рынка и необходимости покупать лицензию за большие деньги, как в США. Водителям достаточно было иметь машину, а также желание и возможность иногда подрабатывать. Весь этот сегмент годами находился в «серой» зоне. Отсюда — проблемы с безопасностью. Рынку нужны были инструменты, соединяющие клиентов с водителями и гарантирующие безопасность пассажиров, — мобильные приложения с функциями геолокации, службы мониторинга и рейтинг таксистов.

Такие решения стали разрабатывать местные игроки — они выросли из сервисов «старой закалки», работали в России уже долгие годы и крепко держались за свою долю рынка. Многие из них начинали с приема заказов по телефону и постепенно переходили к модели агрегации такси, знакомой нам сейчас. Конкуренцию им составили зарубежные сервисы, появившиеся в России в начале 2010-х.

Бурный рост российских пользователей приложений-агрегаторов произошел в 2014 году. Произошло это по нескольким причинам. Во-первых, к 2014-му сформировался основной костяк игроков в этой сфере. С одной стороны, выросла конкуренция, с другой — конкуренты общими усилиями стали активно продвигать заказ такси через приложения. Благодаря этому практически каждый москвич понял, что это удобно. В итоге выросло ядро активных пользователей, которые рекомендовали приложения агрегаторов такси друзьям и близким. Во-вторых, на руку рынку сыграл рост проникновения мобильного интернета. Ну а переломный момент произошел ближе к концу года. Рекламные бюджеты, зима, холод, новогодние праздники сделали свое дело — за тот сезон одно только приложение «Ситимобил» пережило двукратный рост клиентской базы.

С появлением агрегаторов в России «голосующие» с улиц пропали, а «частники» стали «легализовываться» — регистрироваться в приложениях в качестве водителей. Впрочем, когда мы говорим о зарождении агрегаторов в России, как правило, мы имеем в виду именно столичный рынок. В регионах тоже активно идет развитие отрасли такси, но конкуренция между агрегаторами здесь началась позже. К тому же темпы проникновения мобильного интернета в среднем по стране отличаются от московского показателя. В 2013 году общенациональный уровень проникновения находился на отметке ниже 20%. К 2018 году этот показатель достиг 73%. Тем не менее Москва до сих пор опережает другие регионы как по объему мобильного трафика и проникновению интернета, так и по уровню сервиса услуг такси.

Автор: Арам Аракелян, cооснователь сервисного агрегатора такси «Ситимобил»


Tags: авто, история
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment