luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Category:

Профперестройка: как российское образование адаптируется к Индустрии 4.0



Пока весь мир готовится к тотальной автоматизации, Россия пытается восстановить систему образования и решить проблему дефицита кадров. Большинство трудоспособного населения не готово для работы на современных рынках. Хайтек+ выяснил, как в стране пытаются изменить ситуацию и подготовиться к Четвертой промышленной революции в условиях глобализации и цифровизации.

Псевдодипломы и дефицит кадров

Четвертая промышленная революция разрушила привычный уклад во многих сферах жизни. В 2010-е годы трансформации подверглись все отрасли — от промышленности до здравоохранения и образования, однако пока многие изменения остаются незаметными. Как писал американский фантаст Уильям Гибсон, будущее уже наступило, просто оно неравномерно распределено.

По прогнозам Всемирного экономического форума, к 2022 году автоматизация уничтожит 75 млн рабочих мест, однако на их месте возникнет в два раза больше новых.

При этом пока никто не может с точностью предсказать, какие именно профессии придут на смену устаревшим.

Впрочем в России изменения могут наступить позднее, поскольку страна не входит в число лидеров новой промышленной революции. В Индексе глобальной конкурентоспособности ВЭФ она занимает лишь 43-ю строчку.

Аналитики признают, что причиной отставания России стали низкий уровень профессиональных навыков населения, слаборазвитая культура предпринимательства и проблемы с человеческим капиталом.

Наблюдения ВЭФ подтверждает и опрос Международного института управленческого развития (IMD), который оценивает масштаб инвестиций в образование и подготовку кадров, а также уровень компетенции специалистов. В рейтинге стран-работодателей Россия заняла лишь 46-е место.

На проблему с подготовкой кадров указывают и исследования, проведенные в России.

Консалтинговая компания Boston Consulting Group совместно с WorldSkills Russia и Global Education Futures подсчитала, что к 2025 году РФ столкнется с дефицитом кадров в 10 млн человек.

Исследование показало, что большинство россиян занимается рутинным трудом и только 17% населения выполняет творческие и аналитические задачи, генерируя новые знания. При этом большинство представителей и первой, и второй группы в прошлом получили высшее образование.

Все больше россиян обладают дипломами, но не отвечают даже базовым требованиям работодателей.

По данным международной рекрутинговой фирмы Hays, только в 2018 году 84% российских компаний столкнулись с нехваткой квалифицированных специалистов.

Большинство из них опасается, что ситуация со временем не улучшится, а временный дефицит превратится в полномасштабный кризис.

Аналитики и футурологи составляют стратегии, которые позволят улучшить ситуацию. В России пока нет уполномоченного органа, который помог бы рынку труда адаптироваться к изменениям. Взять на себя эту миссию планирует союз WorldSkills Russia.

Престиж рабочих профессий: от мифа к реальности

Когда движение WorldSkills Russia только оформилось в нашей стране в 2012 году, перед организацией стояли иные задачи. В тот период о проблемах автоматизации рабочих мест и дефиците квалифицированных кадров уже говорили по всему миру, однако в силу российской специфики в первую очередь приходилось обращать внимание на другие вопросы.

Образовательные учреждения находились в состоянии затянувшегося кризиса. В 1990-е система среднего профессионального образования пришла в упадок. Спустя 20 лет о «престиже рабочих профессий», повышением которого занимается международное объединение WorldSkills International, не могло быть и речи. Поступление в ПТУ не обещало карьерных перспектив даже самым амбициозным студентам, обучаться приходилось на оборудовании из прошлого века, а уровень компетентности преподавательского состава оставлял желать лучшего.

Как и WorldSkills International в 1950-е, российское движение начало возрождать систему профобразования через чемпионаты — открытые соревнования, на которых в режиме реального времени молодые специалисты демонстрируют свои навыки.

Обладатели рабочих профессий — столяры, парикмахеры, фрезеровщики — получили возможность пройти отбор на уровне колледжа и на определенном этапе попасть в национальную сборную, выступить на международном или европейском первенстве.

Попадание в категорию рабочей элиты автоматически давало доступ к экспертному сообществу, передовому профессиональному оборудованию и возможности практиковаться под контролем наставника. Именно так — в идеале — должна проходить подготовка специалистов в системе СПО.

Но результаты участия в международных чемпионатах WorldSkills на первом этапе не впечатляли. Так, впервые соревнуясь в европейском первенстве EuroSkills в 2014 году, национальная сборная не завоевала ни одной медали и заняла 11 место в балльном зачете.

Однако уже в 2016 году российская команда стала лидером по баллам, а в 2018 обошла другие страны и по количеству очков, и по количеству медалей. Золото получили мастера по девяти компетенциям, включая мобильную робототехнику, сварочные технологии и инженерный дизайн CAD.

На чемпионате мира в Абу-Даби в 2017 году российская сборная впервые заняла первое место в общекомандном зачете, завоевав 11 медалей и 21 медальон за профессионализм.

России также удалось пройти отбор и получить право на проведение следующего международного первенства — оно пройдет в Казани в 2019 году. А в 2022 в Санкт-Петербурге проведут финал EuroSkills.

Перестройка системы: переоснащение и инвестиции

Но победы на конкурсах — это лишь верхушка айсберга. Медали на европейском и мировом первенстве помогли привлечь внимание к среднему профессиональному образованию в России. Сферой заинтересовались госкорпорации и частные предприятия, в том числе производители оборудования.

К этому времени многие из них уже столкнулись с нехваткой квалифицированных специалистов и поняли, что если не начать менять систему сейчас, то ситуация станет только хуже. Об этой проблеме в интервью Хайтеку+ рассказали представители Ростеха, Росатома и компании «СИБУР».

Ситуация начала меняться. Как рассказал глава WorldSkills Russia Роберт Уразов, за последние годы число детей, поступающих после окончания 9 класса школы в колледжи, выросло с 40% до 59%.

Только в Москве доля выпускников, идущих в систему СПО, увеличилась на 10%.

На это отчасти повлиял общемировой образовательный тренд — даже крупные западные компании, такие как Apple, IBM и Google, перестали считать диплом о высшем образовании обязательным требованием.

В то же время СМИ стали чаще рассказывать о победителях мировых чемпионатов WorldSkills. Многие из них прежде ни разу не были за границей и большую часть жизни провели в провинции. Такие истории доказывали, что в учреждениях среднего профессионального образования можно начать строить карьеру.

Повлияло и улучшение технического оснащения колледжей. Часть оборудования поступает в учебные заведения после завершения соревнований WorldSkills. Так, партнеры союза передали станки во владение колледжам в Южно-Сахалинске после завершения VI Национального чемпионата по профмастерству WSR.

Новую технику также стали внедрять в центрах проведения демонстрационных экзаменов — так называют новый формат оценки студентов по стандартам WorldSkills. По словам Роберта Уразова, за год количество подобных центров выросло в пять раз — с 200 до 1000. «Откуда взялись деньги [на оснащение]? Это частные инвесторы, регионы и так далее — люди начали инвестировать в эту область. Рынок уже отреагировал, руководители колледжей отреагировали», — рассказал глава WSR.

Российское оборудование в принципе стало чаще использоваться как для обучения специалистов рабочих профессий, так и для их оценки в ходе чемпионатов.

К примеру, на первенстве высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech в 2014 году основную долю станков и аппаратов поставляли импортные производители, а в 2018 уже 90% поступило от российских компаний.

О благотворительности речи не идет — большинство предприятий извлекает из такого сотрудничества выгоду. Партнерское участие позволяет компаниям привлечь внимание к своим продуктам.

«Для нашей компании WorldSkills — это рынок. Мы вкладываем в компетенцию, чтобы заполучить международные рынки», — поясняет генеральный директор «Коптер Экспресс», менеджер компетенции «Управление беспилотными летательными аппаратами» Олег Понфиленок.

Глобализация: стандарты и новые нормы

Под воздействием цифровизации новые тенденции быстрее получают распространение, а темпы глобализации ускоряются. Новые технологии и оборудование захватывают мир стремительнее, чем когда-либо прежде. Но не все успевают адаптироваться.

В международном движении WorldSkills состоит 80 стран. Чемпионаты дают им возможность провести бенчмаркинг и подогнать национальные стандарты под единый мировой уровень. Иногда участникам приходится повышать планку, иногда, напротив, обращаться к более традиционным техникам мастерства.

Как пояснила Хайтек+ генеральный директор по исследованиям и разработкам WSR Екатерина Лошкарева, в первую очередь различия касаются навыков будущего — так называемых Future Skills. «Для одних, например, для Японии, Future Skills — это уже навыки настоящего. Для других это далекое будущее», — поясняет эксперт. По ее словам, задача WorldSkills состоит в поиске баланса.

На чемпионате Hi-Tech 2018 британский эксперт по электромонтажу Гаррет Джонс признал, что участникам из Британии пришлось специально осваивать новые навыки перед соревнованием в России. «В каждой стране свои системы, так что нам приходится разрабатывать как можно более универсальные и открытые задания. Но при этом отслеживать тренды, чтобы конкурсантам не было слишком легко», — замечает Джонс.

Однако чемпионаты не отражают реальный уровень молодых профессионалов в российских реалиях. Пока многие из них не отвечают мировым стандартам.

Как заметил научный руководитель Института образования Высшей школы экономики Исак Фрумин, четких критериев оценки специалистов в России в принципе не существует.

«Мы являемся одной из немногих стран, где до последнего времени даже не возникали попытки объективного контроля качества профессионального и высшего образования», — отметил он.

Правительство РФ постановило, что к 2020 году как минимум половина российских колледжей должна готовить специалистов по пятидесяти наиболее востребованным рабочим профессиям в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями. Очевидно, что в 2018 году эта задача еще не выполнена.

WorldSkills намерены решить ее с помощью демонстрационного экзамена — нового стандарта государственной аттестации, который скоро может прийти на смену традиционным формам оценки знаний.

При такой системе учащиеся не тянут билеты и не заполняют бланки тестов. Основу экзамена составляют практические задания, похожие на модули с чемпионатов WorldSkills.

Оцениваются не абстрактные знания по предметам, а конкретные навыки. Причем оценку работам дают независимые эксперты с отраслевых предприятий — будущие работодатели.

Систему начали тестировать только в 2017 году, а уже в 2018 демонстрационный экзамен сдали почти 30 тысяч студентов и выпускников из 752 колледжей и вузов. Новую форму аттестации опробовали не только учебные заведения Москвы и Московской области, но и в других регионах России. Всего за год испытания прошли учащиеся из 64 регионов, а в топ по количеству участников попала не только столица, но также Республика Татарстан, Свердловская и Новосибирская области.

Около 40 российских компаний признали Skills-паспорт — паспорт компетенций, который выдают по итогам демонстрационных испытаний.

Результаты демэкзаменов также получили признание в семи странах, включая Индию, Китай и Новую Зеландию.

Человеческий капитал: наставники и эксперты

Ни новое оборудование, ни новые формы оценки не способны реформировать систему без грамотной программы обучения.

Однако большинство преподавателей колледжей в России не соответствуют мировым стандартам. По словам Роберта Уразова, требованиям отвечает всего 2,5% мастеров — 700 человек из 27 тысяч

В то же время 90% ни разу не повышали квалификацию на протяжении всей педагогической карьеры.

Отчасти решить эту проблему должна Академия WorldSkills, созданная в 2017 году. Она проводит онлайн- и офлайн-курсы для мастеров, помогает им повысить квалификацию и освоить новые стандарты, а по итогам обучения наделяет их статусом экспертов.

Глава академии Светлана Крайчинская рассказала Хайтек+, что на данный момент в движении состоит 11 тысяч человек. К 2024 году их число вырастет до 50 тысяч.

По мнению Роберта Уразова, развитие экспертного сообщества напрямую влияет на появление новых компетенций и расширение спектра навыков специалистов в России. «У нас не учили варить нержавейку, а сейчас учат. У нас в колледжах не существовало такой профессии, как проектирование 3D-игр, а сейчас есть», — поясняет директор WSR.

Игра на опережение: предсказание будущего и вызовы настоящего

На чемпионате мира в Казани в 2019 году WorldSkills Russia первой создаст зону навыков будущего — FutureSkills. Она займет площадь 10 тыс. кв. м и будет включать десятки компетенций — от 3D-печати до цифрового фермерства. Представители движения не скрывают, что такой масштаб привлечет максимальное количество иностранных специалистов, которые поделятся своим опытом в сфере новых технологий.

Для WSR проект FutureSkills — это попытка играть на опережение и предугадывать тренды на рынке труда, которые пока еще не оформились.

По прогнозам Института будущего, в 2030 году 85% профессий составят виды занятости, которых сегодня еще не существует.

Однако многие из них уже зарождаются, а внутри компаний появляются первые эксперты в области новых технологий. Как поясняет Екатерина Лошкарева, большинство экспертов FutureSkills приходит из реального сектора экономики.

Однако FutureSkills пока существует только в рамках чемпионатов и практически не затрагивает занятое население. Чтобы охватить массы и демократизировать новые технологии, организация создает Центры опережающей подготовки — локальные хабы для обучения специалистов. Предполагается, что к ним получат доступ не только школьники, студенты и эксперты, но и другие группы без каких-либо ограничений.

Именно люди старшего возраста в ближайшем будущем будут особенно остро нуждаться в новых учебных программах. Население по всему миру стремительно стареет, а государство хочет, чтобы граждане как можно дольше оставались на рынке труда.

Многие опасаются, что их навыки останутся невостребованными и они не смогут сохранить работу до выхода на пенсию.

Согласно опросу ВНИИ Минтруда и Российского экономического университета им. Плеханова, 60% работающих пенсионеров боятся лишиться места из-за автоматизации.

В то же время 51% беспокоится, что останется без работы из-за конкуренции с более молодыми сотрудниками.

В 2018 году в линейке чемпионатов WSR впервые появилось соревнование «Навыки мудрых» — специальный проект для специалистов старше 50 лет. Впервые первенство по этому направлению провели в сентябре. Среди участников не было специалистов по мобильной робототехнике, мехатронике или блокчейну, но были пекари, флористы, столяры, электромонтеры и дизайнеры.

«WorldSkills Russia будет участвовать в разработке программы профпереподготовки взрослого населения, которую планирует запустить Федеральная служба по труду и занятости», — рассказали в WSR. Предполагается, что новые учебные площадки создадут на базе образовательных центров по всей России.

Tags: Россия, образование
Subscribe

Posts from This Journal “образование” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 30
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: 11 ресурсов для бесплатного образования Проект "Лучшие кадры лучшей страны" Онлайн-курсы по высоким технологиям и инновациям Дистанционное образование в России (среднее профессиональное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments