luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Что такое университет 4.0?



26 октября 2016 года, на форуме «Открытые инновации» после круглого стола «Университеты будущего» Проректор по перспективным проектам СПбПУ Петра Великого А.И. Боровков рассказывает о модели «Университет 4.0».

Для того, чтобы разобраться в сути этого определения, надо раскрыть значение всех остальных существующих моделей университетов:
1.0 - только образовательная деятельность;
2.0 - образовательная и научная деятельность;
3.0 - научно-образовательная и предпринимательская деятельность;
4.0 - университет, способный решать проблемы-вызовы современной промышленности за счет изменения концепта самой промышленности, при помощи смещения центра тяжести в сторону проектирования, где на этапе проектирования закладываются все параметры будущей конструкции.

Появляются такие суперсовременные подходы к проектированию, как проектирование на заданную стоимость, проектирование на заданные сроки - time to market.

Университет как субъект экономики знаний

Большинство исследователей полагают, что одной из главных проблем деятельности университета в условиях формирования информационного общества является слабая развитость информационно-коммуникационной инфраструктуры как университета, так и отрасли в целом, что значительно снижает эффективность управления в сфере образования.

Университет как производитель знаний является основным источником формирования человеческого капитала, который согласно Г. Беккеру, «представляет собой совокупность знаний, умений, навыков, использующихся для удовлетворения многообразных потребностей человека и общества в целом».

Отметим, что в условиях цифровой экономики должно совершаться перемещение «из мира понижения нормы прибыли, основанного на дефиците природных ресурсов и материальных благ, в мир увеличения нормы прибыли, основанный на бесконечности возможных идей и их использовании в производстве новых продуктов и трансакций».

В соответствии с решением задачи становления цифровой экономики университеты должны трансформироваться в университеты 3.0 и университеты 4.0.

От «Университета 1.0» к «Университету 4.0»

Современные университеты – это:

● глобальные, открытые, динамично развивающиеся площадки;
● ресурсная база для обеспечения синергии за счет конвергенции типов деятельности в рамках проектных команд, состоящих из научных исследователей, менеджеров и инженеров;
● возможность формирования мультидисциплинарных исследовательских проектов путем объединения сотрудников нескольких академических школ;
● потенциал подготовки специалистов в новых областях знаний, а также профессий, отвечающих запросам бизнес-сообщества.
Новая роль университетов в обществе знаний проявляется в том, что:
● вклад современных университетов в инновационное развитие страны все больше определяется значением создаваемой и коммерциализируемой интеллектуальной собственности;
● современные университеты – институты общества, наилучшим образом решающие задачу перевода знания в интеллектуальный капитал за счет использования ресурсов глобальности, открытости, динамичности, постоянного притока активной молодежи;
● университеты не только исполняют заказы на исследования и разработки, но сами активно создают технологии и технологические компании;
● университеты сегодня становятся лидерами и центрами создания новых технологических отраслей.

«Университет 1.0»: институт общества, реализующий функцию образования. Он эффективен в: трансляции знаний, развитии талантов студентов, подготовке кадров (ориентированных на традиционные отрасли экономики), способен выступать в роли социального лифта.

«Университет 2.0»: институт общества, реализующий наравне с образовательной, исследовательскую функцию. Классический университет в духе университета Гумбольдта: способен к генерации новых знаний посредством исследовательской деятельности; обладает компетенциями в качестве центра консалтингового сервиса для рыночных игроков; выполняет научные исследования по заказам индустрии, создает технологии под заказ партнеров, не способен управлять интеллектуальной собственностью; способен к коммерциализации знаний в формате НИОКР.

«Университет 3.0»: институт общества, реализующий наравне с образовательной и исследовательской функциями функцию трансфера технологий и доставки их конечным пользователям. В «Университете 3.0» происходит эффективный процесс коммерциализации технологий (в том числе за счет отработанной политики работы с интеллектуальной собственностью университета), в нем развита предпринимательская культура, создаются технологические стартапы, на университет регистрируются патенты (которые далее могут продаваться партнерам либо передаваться отдельные права на основе лицензионных договоров), университет умеет налаживать эффективный диалог с представителями бизнес-сообщества (оперативно реагирует на запросы относительно выпуска новых специалистов, соответствующих ожиданиям рынка, реализует исследования в областях, интересующих представителей индустрии).

Университет 4.0»: институт общества, реализующий функцию поставщика знаний о будущем. «Университет 4.0» становится лидером развития высокотехнологичных отраслей. Таким образом, «Университет 4.0» способен максимально эффективно проявлять функцию капитализации собственных знаний.

При движении от «Университета 1.0» к «Университету 4.0» повышается уровень «передела» талантов и знаний: все больше прибавочной стоимости производится на кампусе университета, а не передается в экономику в виде «полуфабрикатов»: специалистов и общих знаний.

Источник

Tags: университет
Subscribe

Posts from This Journal “университет” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 27
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: Дистанционное образование Правила дорожного движения 11 ресурсов для бесплатного образования Сайты для обучения программированию Игры, в которых нужно писать код: Grid Garden, Elevator…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments