luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Экономика «Спартака»: сколько клуб заработал на чемпионстве



Источник

Самые интересные цифры клубной отчетности по итогам сезона 2017/18 — следующего после того, когда команда впервые за 16 лет стала чемпионом страны — с комментариями коммерческого директора «Спартака» Александра Атаманенко

В 2018-м «Спартак» первым в российском футболе решился опубликовать данные о своей коммерческой деятельности. Летом вышел увесистый буклет «Путь к чемпионству» по итогам трех сезонов (до 2016/17) с небольшим разделом «Финансы». В декабре 2018-го клуб представил полноценный отчет за сезон 2017/18. 16 страниц финансовых диаграмм убеждают, что чемпионство пошло на пользу экономике «Спартака». Forbes выбрал самые показательные цифры и попросил коммерческого директора клуба Александра Атаманенко их прокомментировать.



После переезда в 2014-м на собственный стадион у «Спартака» три сезона подряд росла средняя посещаемость: 24 931 —25 178 — 32 760 зрителей за матч. Логичным следствием был и существенный рост билетной выручки: сезон 2014/15 — почти в три раза, 2015/16 — +24%, чемпионский сезон 2016/17 — +39%. Такой же положительной динамики по абонементам не получилось из-за кризиса: многие болельщики из экономии вынуждены были делать выбор в пользу билетов на конкретные игры. В сезоне 2017/18 средняя посещаемость в чемпионате снизилась до 30 190 человек, а билетно-абонементные доходы «Спартака» выросли почти на 72%. «Благодаря росту количества проданных абонементов и высоким продажам на матчи Лиги чемпионов и Лиги Европы», — объясняет Александр Атаманенко выразительные цифры. В сезоне 2017/18 московский «Спартак» обеспечил 32% совокупного дохода всех команд Российской премьер-лиги (РПЛ) от продажи билетов и абонементов на матчи чемпионата страны, Кубка России и еврокубков — 994,6 млн рублей из 3 млрд рублей.



В сезоне 2017/18 продажа билетов и абонементов принесла «Спартаку» 26% коммерческих доходов, а реализация лож — 12,7%. То есть 624 места в ложах собирают почти половину выручки с остальных 44 300 кресел арены. Кроме того, часть лож используется в нематчевые дни и обеспечивает доход по статье «аренда площадей». «Расширение высокомаржинального билетного инвентаря — одна из основных коммерческих задач клуба сейчас, — говорит Атаманенко. — Так, за счет террасы и трибуны СМИ мы увеличили премиум-зону «Платинум» на 136 мест. Кроме того, строятся 7 новых лож на восточной трибуне вместимостью 172 человека. Для этого мы трансформируем часть подтрибунного пространства, а также два ряда кресел нескольких секторов нижнего яруса. Стоимость проекта мы не разглашаем, но период окупаемости этих инвестиций — в пределах сезона».



«Спартак» проводит на стадионе около 120 нефутбольных событий в год — от бизнес-конференций до концертов, что позволяет клубу солидно зарабатывать на «аренде помещений». Выручка от мероприятий, связанных с использованием арены во время Кубка конфедераций, учтена в статье «проектная деятельность». «Нам очень интересны концерты, — говорит Атаманенко. — Основные финансовые риски несут организаторы, а клуб — зарабатывает. Мы можем просто сдать в аренду площадку с базовым набором услуг, но обычно выстраиваем комплексные отношения с организаторами. У «Спартака» отличная клиентская база (свыше 525 000 верифицированных контактов), поэтому мы подписываем агентский договор на продажу билетов и получаем процент от их реализации. Плюс можем помочь с поиском спонсоров. Отдельно подписывается контракт с нашим кейтеринговым партнером «Ареной Фудс», и с этого мы тоже получаем доход».



В сезоне 2017/18 «Спартак» показал рост по всем статьям коммерческих доходов, кроме выручки от экскурсий по арене и музею — во время чемпионата мира и подготовки к нему болельщики не могли воспользоваться этим сервисом. «Клуб много вложил в создание Зала славы, — комментирует Атаманенко. — Конечно, о возврате инвестиций говорить пока не приходится, но мы проводим около 15 000 туров в год — выручки хватает, чтобы музей сам себя содержал».



В опубликованном отчете не отражены расходы клуба, а также совокупный доход и вклад спонсоров, хотя у «Спартака» едва ли не лучшее партнерское портфолио в российском футболе. «В сезоне 2017/18 спонсорство принесло 51,6% от коммерческих доходов, — добавляет Атаманенко. — Доля немного сократилась по сравнению с чемпионским сезоном, так как серьезно выросли цифры по некоторым другим направлениям. Но по абсолютным показателям тоже есть рост, сопоставимый с ростом выручки по билетам. Мы хотим развивать спонсорское направление. Однако количество рекламных мест на арене и на форме ограничено — и мы почти все реализовали. Большой потенциал мы видим в лицензионной программе. Нам важно, чтобы бренд клуба был максимально широко представлен в повседневной жизни болельщиков — в том числе и потенциальных. Пока лицензионные соглашения приносят нам лишь 0,77% общего дохода».



В сезоне 2017/18 доходы «Спартака» от торговых операций выросли на скромные 9%, при этом больше половины выручки обеспечил офлайн-сегмент — два магазина в Москве. «Мерчандайзинг показывает стабильный рост из сезона в сезон как по доходам, так и по прибыли, — рассказывает Атаманенко. — Более заметный рост ранее был обусловлен переездом на новую арену или открытием новых каналов продаж (флагман на стадионе, интернет-магазин). В сезоне 2017/18 увеличение торговых доходов связано прежде всего с ростом посещаемости, которая монетизировалась во время предматчевой торговли».



В отчет за сезон 2017/18 «Спартак» добавил данные по доходам от матчевых дней — это важная категория оценки финансовой успешности клуба в аналитике УЕФА и Deloitte. «Сейчас мы работаем над обновлением стратегии на следующие три цикла, — рассказывает Атаманенко. — Одной из задач «Спартака» будет попадание в топ-30 самых доходных клубов Европы Deloitte Money League. Сложно сказать, сколько времени займет реализация этого плана, ведь минимальный порог входа в рейтинг постоянно увеличивается». В списке Deloitte-2019 Россию представляет только «Зенит» (€167,8 млн совокупного дохода, 25-е место), однако «Спартак» опережает питерский клуб по matchday-выручке сезона 2018/19 — €21,4 млн (по курсу 65,72 рубля за €1, который использован в отчете Deloitte-2019) против €9,5 млн, несмотря на отставание в посещаемости (31 690 против 43 963 человек). Преимущество обеспечили дорогие аншлаги на Лиге чемпионов и сравнительно высокие цены на билеты (в среднем по сезону — 1980 рублей). Кроме того, «Спартак» получил €19,9 млн бонуса от УЕФА за участие в Лиге чемпионов, что позволило московской команде опередить «Зенит» и по ТВ-доходам — €27,8 млн против €13,4 млн.

Автор: Наталия Калинина

Tags: бизнес, футбол
Subscribe

Posts from This Journal “футбол” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 30
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: 11 ресурсов для бесплатного образования Проект "Лучшие кадры лучшей страны" Онлайн-курсы по высоким технологиям и инновациям Дистанционное образование в России (среднее профессиональное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments