luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Какие вложения в науку могут повлиять на экономический рост


Фото Кузьмина Олега / Фотохроника ТАСС

Источник

Концерн Volkswagen тратит на НИОКР сумму, сопоставимую с размером финансирования всей науки в России. Хотя корпоративная наука обычно не учитывается при сравнении академического потенциала стран, именно она определяет уровень научно-технического развития

Если спросить случайного прохожего о том, где в нашем мире делаются научные изобретения, скорее всего, тот назовет академические институты или исследовательские университеты. И окажется не совсем прав. Значительная доля научных исследований происходит в корпорациях. Более того, в некоторых странах именно корпоративная наука может оказывать наибольшее влияние на экономический рост. Такой вывод может оказаться важным и для российской экономики. Однако иллюстрировать свои выводы о роли корпоративной науки в развитии мы будем при помощи совсем других экономик — США и Германии.

Немецкая катастрофа

До прихода нацистов к власти немецкая академическая наука занимала лидирующие позиции в мире. Немецкий язык, немного растеряв свое влияние в научном мире по итогам Первой мировой, все еще оставался одним из международных академических языков. Однако после нацистского правления и Второй мировой войны ситуация изменилась: мировым академическим лидером стали Соединенные Штаты, конкурировать с которыми на равных германская академия с тех пор не в состоянии.

Принятый вскоре после прихода Адольфа Гитлера к власти «закон о восстановлении профессионального чиновничества» привел к утрате Германией части своего академического корпуса. Многие сотни ученых в скором времени перебрались из Германии в США, Великобританию и ряд других стран. Среди них были нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн, биофизик Ханс Адольф Кребс и химик Фриц Габер, также получившие Нобелевскую премию. В результате политики нацистских властей лишились работы 15% немецких физиков, на чей счет приходилось 64% всех цитирований в этой области. В результате таких потерь Германия, прежде исправно получавшая одну Нобелевскую премию за другой, утратила статус академической супердержавы.

Напротив, США в XX веке только приобретали научный персонал, в результате чего сегодня эта страна представляет собой академическую сверхдержаву. Число американских нобелевских лауреатов, ведущих университетов и научных журналов значительно превосходит эти же показатели у любых конкурентов, включая немецких. Германские университеты и исследовательские институты в международных рейтингах заметно уступают не только американским, но и британским вузам.

Но означает ли это, что Германия отстает от Великобритании и США по своему научному потенциалу? Американский экономист Роджер Гайгер, чья книга «Знания и деньги. Исследовательские университеты и парадокс рынка» недавно вышла на русском языке, полагает, что мировое доминирование американской академической науки может оказаться не столь уж важным.

Проблема измерения

Книга Гайгера повествует о роли американской академии в корпоративных технологиях и экономическом развитии. Автор утверждает, что эта роль не так высока, как многие себе представляют. Американские корпорации во многом обеспечивают себя технологиями самостоятельно, причем как прикладными, так и фундаментальными.

В частности, автор утверждает, что университетские фундаментальные исследования крупные корпорации главным образом используют как вспомогательные, дополняя ими собственные разработки. Это связано с необходимостью держать созданное корпорацией ноу-хау в секрете от конкурентов. Результаты академических исследований, напротив, публичны — открытые публикации позволяют ученым зарабатывать репутацию и вес в академическом мире. В целом, по оценке автора, 94% фундаментальных и прикладных исследований, финансируемых промышленностью, выполняется в самих корпорациях (стр. 274).

Значительная часть американских ученых, таким образом, фактически работает не в университетах, а в корпорациях. Ровно то же самое, очевидно, происходит и в Германии. И тогда судить о развитости академического мира в той или иной стране стоит также и по развитию корпоративной науки. Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой измерения. Как учитывать результаты, полученные корпоративными учеными, если корпорации, стремясь сохранить свои технологические результаты в секрете, не позволяют своим сотрудникам активно публиковаться?

Для этого нужен показатель научно-технического потенциала, не связанный с научными публикациями. Одним из таких показателей может быть сложность экспорта экономики. Метод измерения сложности экономики был разработан экономистами и специалистами в области теории сетей из Школы управления им Кеннеди Гарвардского университета и Массачусетского технологического института. Используем визуализацию этого метода для демонстрации экономической сложности Германии и США.

«Продуктовое пространство» представляет собой сеть из всех торгуемых в мире товаров, а также технологических связей между ними. Например, два соседних узла могут обозначать «автобусы» и «грузовые автомобили», а соседство и прямая связь между ними указывать на технологическую близость этих двух товаров. В то же время «автобусы» и «пластиковые стаканчики», очевидно, связаны слабо и размещены в продуктовом пространстве на отдалении друг от друга, не имея прямой технологической связи. Более сложные товарные группы, такие как «товары промышленного производства» или «продукция химической промышленности», в центре продуктового пространства, в то время как товары групп «текстильное производство», «недрагоценные металлы» или «минеральные продукты» размещены на периферии. С содержательными и техническими деталями построения продуктового пространства можно ознакомиться в этой работе.

Отметим черными квадратики те товары, экспортером которых является интересующая нас страна. Вот диаграммы для трех стран: Танзании как примера страны со сравнительно низким научно- техническим потенциалом, США и Германии.







Танзания экспортирует не так много товаров: большинство узлов для этой страны не загораживают маркирующие черные квадратики. В случае же Германии и США нетрудно заметить, что вклад этих двух экономик в мировой экспорт в 2016 году достаточно близок с точки зрения разнообразия и сложности экспорта — черными квадратами маркировано очень большое число товаров, в том числе сложных, расположенных в центральной области продуктового пространства.

Каким образом сложный экспорт связан с корпоративной наукой? На теоретическом и эмпирическом уровне установлено, что производство и экспорт сложных товаров развитыми экономиками в значительной мере обеспечиваются за счет инноваций, в то время как догоняющие экономики преимущественно используют заимствование технологий. Развитая экономика часто отвечает за наиболее сложные технологические звенья в создании некоторого товара, например за технологический дизайн товаров и услуг, в то время как менее развитые экономики выполняют более простые задачи, например конечную сборку товаров. США и Германия, безусловно, относятся к наиболее развитым мировым экономикам, производящим и экспортирующим инновационные товары: скоростные поезда, гражданские самолеты, средства мобильной связи и пр. Такая структура экспорта предполагает высокий уровень развития корпоративной науки.

На основе сравнения корпоративного экспорта корпоративные науки в США и Германии кажутся достаточно близкими по уровню. Таким образом, отставание немецкой академической науки может быть не столь важным.

Путь России

Корпоративная наука в Германии — одна из самых крупных в мире. На это указывают и расходы на исследования в некоторых немецких корпорациях. Например, концерн «Фольксваген» в 2013 году израсходовал на НИОКР $13,5 млрд. Такие расходы сопоставимы с совокупными финансовыми активами наиболее состоятельных американских университетов, например Гарвардского университета.

То, что наука может делаться в корпорациях и при этом оказывать прямое влияние на сложность экспорта — ведь именно корпорации производят и экспортируют товары, — а вместе с ней и на экономический рост, дает основания для множества вопросов, относящихся и к российской науке.

В настоящее время в рамках «Программы 5/100» перед российскими вузами поставлена задача занять более высокие позиции в международных университетских рейтингах. Как выполнение этой задачи повлияет на экономический рост? Произойдет ли это благодаря перетоку полученных в университетских лабораториях технологий в корпоративный сектор, где на основе изобретений будут созданы новые товары и услуги? Или это просто сигнал о растущем качестве российского образования, которое привлечет иностранных студентов и позволит вузам заработать? Эти вопросы не только остаются без ответа, но пока никем всерьез и не ставятся.

Есть и другие вопросы, о которых следует задуматься тем, кто занимается планированием развития научно-технического потенциала страны. Как академические результаты связаны с тем, что потенциально способны экспортировать российские компании? Какие деньги они тратят на НИОКР? Как стимулировать взаимодействие академической науки и корпораций, позволяющее трансформировать академические результаты в корпоративные? Насколько вообще заинтересованы российские корпорации в исследованиях, выходящих за рамки прикладных и краткосрочных?

Судя по тому, что совокупный исследовательский бюджет России лишь немногим больше бюджета Volkswagen, российские корпорации значительно уступают ведущим мировым производителям в расходах на исследования. Вполне возможно, что для целей увеличения благосостояния акцент необходимо делать именно на корпоративной науке, а также на ее взаимодействии с наукой академической. Обратить внимание на эту проблему побуждает тот факт, что в странах мира с самым высоким научно-техническим потенциалом открытия, находящие свое применение в получении ноу-хау и производстве новых товаров и услуг, делаются главным образом в сфере корпоративной науки.

Автор: Иван Любимов, старший научный сотрудник Института Гайдара

Tags: наука
Subscribe

Posts from This Journal “наука” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 30
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: 11 ресурсов для бесплатного образования Проект "Лучшие кадры лучшей страны" Онлайн-курсы по высоким технологиям и инновациям Дистанционное образование в России (среднее профессиональное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment