
Инвесторы используют спутниковые изображения в реальном времени, чтобы предсказать падение или рост акций больших компаний. Насколько честным является такой способ прогнозирования?
Летом 2009 года Том Даймонд собрал вещи и отправился из Чикаго в Колорадо к своему брату Алексу, который работал в DigitalGlobe – компании, продающей спутниковые изображения. Том только что бросил работу директором в консалтинговой фирме; финансовый кризис коснулся его бизнеса, и он готовился к чему-то новому.
У Тома не могла выйти из головы мысль о семи спутниковых фотографиях, которые Алекс прислал ему несколько месяцев назад. Один из его клиентов хотел купить завод в Малайзии, и ему нужны были доказательства того, что его не обманывают. Том использовал в своей презентации снимки со спутника. На них было видно все: грузовики, машины сотрудников, кучи сырьевого материала. Его клиент был впечатлен. Том подумал, что из этого можно что-то сделать.
Есть старая история о предпринимателе Сэме Уолтоне: в ранние дни Walmart он считал машины на парковке перед магазинами, чтобы узнать, как у них идут дела. Взглянув на снимок завода, Тому на ум пришла похожая идея – только в более широких масштабах. Он спросил брата: «А что если мы сможем посчитать машины перед каждым Walmart?».
Братья составили план. Алекс уволился из DigitalGlobe и договорился с компанией, чтобы ему продали изображения за последние три года. Затем они приступили к подсчету машин. Через несколько месяцев анализа парковок Home Depot, McDonald’s и Walmart братья собрали большой набор данных. Число машин перед заведениями, как оказалось, точно предсказывало выручку компаний.

Алекс и Том открыли свою компанию и назвали ее RS Metrics. Их первым клиентом стал биржевой аналитик, который попросил посчитать машины в McDonald’s при помощи изображений со спутника, получаемых в режиме реального времени. Lowe’s тоже обратились к ним с просьбой следить за их магазинами – и за магазинами Home Depot. Основной прорыв случился в середине 2010 года, когда Нил Керри, тогда аналитик в банке UBS, купил информацию о количестве машин на парковках для 100 магазинов Walmart и опубликовал результаты в квартальном отчете о прибыли. Эти данные показали, что акции Walmart недооценены.
Прогноз Керри оказался правильным. Когда слухи о спутниковых изображениях распространились, многие инвестиционные фонды начали покупать данные у RS Metrics. За последующие годы компания сильно разрослась и стала мониторить не только парковки, но и установки солнечных батарей, бревна на лесопильных заводах и добычу металлов по всему миру.
Сегодня компания, наряду с такими стартапами, как Descartes Labs и Orbital Insight, использует различные аэрофотоснимки и данные, чтобы помочь инвесторам выбрать акции. Год назад в ноябре поезд, перевозивший 268 вагонов железной руды, сошел с рельсов в Австралии. Цены на железо резко взлетели после новостей о том, что поставки ресурсов, используемых во всем – от мебели до бумаги – могут прерваться. Тем не менее, некоторые трейдеры внимательно проанализировали спутниковые изображения инцидента и увидели руду, которая спокойно лежала на плоской поверхности, и ее легко можно было собрать и перегрузить. Они поставили на то, что цены вскоре упадут, и оказались правы – через несколько недель паника утихла и они заработали целое состояние.
Использование таких технологий может показаться несправедливым преимуществом в пользу инвесторов, которые могут себе их позволить. Дело в том, что спутниковые данные в реальном времени стоят как минимум десятки тысяч долларов в год. И все же практика абсолютно законна. Еще в 1960-х годах контролирующие органы и ученые попытались закрепить в законе идею о том, что все инвесторы должны иметь равный доступ к информации при торговле ценными бумагами. Но концепция вскоре потеряла популярность. Вместо этого незаконной торговля ценными бумагами считается в двух случаях: когда вы являетесь инсайдером и у вас есть доступ к привилегированной информации о деятельности компании, и когда вы крадете данные.
В теории инвесторы, которые ищут креативные методы для приобретения новой и полезной информации, в целом приносят рынку пользу, поскольку их торговля ведет к более точным ценам. Но информационный пробел за последние годы сильно увеличился. Сегодня инвестиционные компании тратят сотни миллионов долларов в год на так называемые альтернативные данные, которые говорят о привычках потребителей: от геолокации до истории браузера. Мэттью Гранаде, генеральный директор по анализу рынка в Point72 – фирме, занимающейся управлением активами – рассказал, что его сотрудники ведут переговоры с более чем 1000 продавцами таких данных каждый год.

По мере роста популярности подобных практик исследователи начали более внимательно изучать сопутствующий ущерб. Некоторые утверждают, что трейдеры сегодня используют источники вроде спутниковых изображений, чтобы генерировать выручку для самих себя – и не возвращают большую ценность рынку в целом. Вопросы, которые поднимают критики, фундаментальны: в мире, где информация далеко не бесплатна, как мы можем найти баланс между целью эффективных рынков и принципами честной игры?
Чтобы ответить на философские вопросы, нужно хорошо подумать над практическими: какие преимущества альтернативные данные приносят инвесторам, которые могут себе их позволить? И передаются ли эти преимущества обычному инвестору?
Недавно два профессора из Калифорнийского университета в Беркли попытались это выяснить. Они попросили братьев Даймонд предоставить данные о парковках. Том и Алекс согласились дать им почти весь свой запас: информацию, собранную за период с 2011 до 2017 года.
Исследователи обнаружили, что если за несколько недель до выпуска компанией отчета о квартальных доходах купить ее акции, когда число машин на парковке сильно увеличивалось, а затем продать их, когда оно уменьшалось, то можно заработать на 4,7% больше типичного показателя прибыльности. Больше автомобилей на стоянках означало больше прибыли за квартал, а больший доход означал более высокие цены на акции. Подсчет сработал.
Исследователи также к своему удивлению обнаружили, что цены на акции не изменились, когда инвесторы стали использовать спутниковые данные для получения прибыли от торговли бумагами. Вместо этого, в течение периода до выхода отчетов о прибыли, информация не выходила за круги тех, кто за нее заплатил. К тому же, аналитики с Уолл-стрит не обновляли свои квартальные прогнозы. Хедж-фонды, которые торговали бумагами, опираясь на спутниковый анализ, были правы; аналитики по ценным бумагам, которые не меняли свои прогнозы (поскольку у них не было данных), проиграли – как и проиграли обычные инвесторы, последовавшие их советам.
Панос Н. Пататукас, один из соавторов исследования, считает, что использование спутниковых изображений создает возможности для больших инвесторов, отнимая их у небольших. В каком-то смысле покупка и продажа акций на основе спутниковых данных напоминает инсайдерскую торговлю. Причина, по которой такая торговля незаконна, заключается в том, что она приносит деньги людям, обладающим привилегированной информацией, и обманывает тех, у которых таких преимуществ нет. Конечно, число машин на парковках – технически общедоступные данные, но на практике у немногих инвесторов есть ресурсы ими воспользоваться.
Как и ожидалось, Маниш Сагар, генеральный директор RS Metrics, видит это по-другому. Хотя он признает тот факт, что спутниковые изображения – пока дорогое удовольствие, он уверен, что в будущем они станут дешевле и доступнее большему сегменту рынка, как это обычно бывает со многими новыми технологиями. «Сначала это дорого, и ни у кого этого нет. Но затем цена падает. В конечном итоге у всех будет доступ к спутниковым изображениям в реальном времени на телефоне», – говорит он.

Действительно, аэроснимки становятся все доступнее. Planet – спутниковая компания, основанная тремя учеными из NASA – предлагает продукт Planet Explorer, которая показывает фотографии нашей планеты в реальном времени. Но большинство инвесторов не могут позволить себе такие услуги после истечения пробной версии, по крайней мере, пока.
К тому времени, как у них появится эта возможность, ценность изображений, возможно, упадет. Некоторые большие инвесторы утверждают, что преимущества подсчета автомобилей на парковках уже рассеялись. Самые богатые из них перешли к другим стратегиям, основывающимся на более широком диапазоне данных. «Сами по себе фотографии показывают лишь вершину айсберга», – сказал Алекс Даймонд.
Менеджеры хедж-фондов сейчас полагаются на алгоритмы машинного обучения, которые учитывают как количество автомобилей на парковках, так и другие типы альтернативных данных. Thanos Group использует информацию о геолокации, передаваемую с телефонов, для мониторинга поведения потребителей. Другие компании отслеживают пользовательские транзакции. Спутниковые снимки наряду с анализом структуры расходов и данных о посещаемости дают еще более богатый и более дорогой портрет поведения потребителей.
Чем больше людей участвуют на рынке, тем лучше будет работать рынок: цены будут отражать мудрость и инстинкты широкой группы инвесторов. Но это не значит, что каждый должен немедленно начать собирать брокерские акции. Если вы не можете конкурировать с другими, лучше не играйте в эту игру.
Джилл Фиш, эксперт по регулированию ценных бумаг в Пенсильванском университете считает, что идея о равном доступе к информации – миф: «У кого-то всегда есть доступ к более качественным данным; и этот факт защищает остальных нах, поскольку так рыночные цены прогнозируются более точно. Если бы все трейдеры ничего не знали, было бы хуже», – говорит она. Что касается факта задержки между покупкой хедж-фондами спутниковых данных и выпуском отчетов о прибыли, которые сильно меняют цены на акции, Фиш не видит в этом ничего плохого. «Задержка – это проблема скорее для богатых инвесторов, чем для нас. Они идут на больший риск в это время, и их смелость хорошо компенсируется», – объясняет она.
Все еще неясно, разделит ли Комиссия по ценным бумагам и биржам эту точку зрения. Ее миссия – защищать инвесторов. По мере того, как самые большие игроки на рынке полагаются на источники информации, недоступные всем нам, вопрос, на который должны ответить регуляторы, звучит так: каких именно инвесторов нужно защищать?
Journal information