luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Category:

Умный советчик. Как стартап выходцев из «Яндекса» помогает банкам и ретейлу найти подход к клиенту


Фото Александра Карнюхина для Forbes

Источник

Компания Rubbles дает банкам и ретейлу возможность оптимизировать бизнес, анализируя большие данные.

В мае 2016 года MasterCard проводила недельный воркшоп для топ-менеджеров Bank of America в Шарлотт на тему персонализации мобильных банков. В качестве экспертов компания пригласила основателей российского стартапа Rubbles — Никиту Блинова и Владислава Лисицкого. «Смешно сейчас вспоминать. Два вчерашних студента из России несколько часов читали лекцию для топов Bank of America. Это свидетельство того, насколько рынок персонализации был незрел в 2016 году», — вспоминает Блинов.

Сегодня компания Rubbles разрабатывает решения на основе анализа данных и искусcтвенного интеллекта и продает их крупным клиентам: банкам, ретейлерам, промышленным предприятиям. У стартапа более 20 клиентов в России и за рубежом. Rubbles также работает в Европе, Сингапуре, Канаде. Средний чек на услуги Rubbles в России — 15 млн рублей, за рубежом — $350 000 в год.

Сооснователи компании Никита Блинов и Владислав Лисицкий познакомились на факультете ВМК Московского университета. С третьим сооснователем Александром Фонаревым, тоже выпускником ВМК, Никита и Владислав встретились на работе в «Яндексе». «В «Яндексе» мы все занимались разными задачами, и это разделение в итоге перетекло и в нашу компанию», — рассказывает Блинов, CEO Rubbles. В компании он отвечает за менеджмент продуктов и развитие бизнеса. Лисицкий, бывший менеджер технических проектов поиска «Яндекса», — за технологии; Фонарев в «Яндексе» занимался наукоемкими исследованиями, а в Rubbles — главный специалист по анализу данных.

Как это часто бывает, идея бизнеса родилась из собственного опыта. По словам Блинова, во время работы в «Яндексе» ему часто приходили электронные письма от зарплатного банка с предложением взять кредит на сумму меньше месячной зарплаты. «Если такое происходит, значит, банк не оптимально использует данные», — подумал Блинов.

Партнеры начали разрабатывать продукт, работая по найму в «Яндексе» и Rambler Group, а в конце 2014 года уволились из корпораций и запустили Rubbles. На запуск потратили собственные 2 млн рублей, которые пошли на зарплаты первым разработчикам. Прототип был готов в середине 2014 года. Сервис позволял анализировать данные банков и предлагать клиентам те или иные продукты через приложение или почтовую рассылку. Но опыта работы в банковской индустрии у основателей Rubbles не было, и первых клиентов искали, участвуя в акселераторах банков. Первыми стали акселераторы QIWI (QIWI Universe) и программа поиска и развития стартапов Альфа-банка AlfaCamp.

Так в конце 2014 года у Rubbles появились два первых клиента — Qiwi и Альфа-банк. Предложение о сотрудничестве от Альфа-банка партнеры получили еще до окончания работы акселератора. «С января 2015 года мы в составе большой команды начали работать над Alfa Sense — мобильным помощником от Альфа-банка. Нам сильно повезло: наш фактически первый крупный проект в итоге стал довольно известным в банковской индустрии», — рассказывает Александр Фонарев.

В сентябре 2015 года Alfa Sense презентовали в Нью-Йорке на Finnovate, крупнейшей в мире финтех-конференции. Тогда же сооснователи Rubbles стали думать, как улучшить продукт и начать продавать его за рубежом. Цифровой банкинг в России был хорошо развит, это позволило стартапу быстро выйти на зарубежные рынки — там ниша была не занята. Денег на экспансию не было, и сооснователи решили использовать ту же стратегию, что и в России, — через акселераторы и хакатоны. Первым акселератором, куда поехал Rubbles, стала программа платежной системы MasterCard в Дублине. «Мы до сих пор проводим совместные пресейлы, MasterCard представляет нас банкам по всему миру», — рассказывает Владислав Лисицкий. Но в 2015 году участие в акселераторе не дало новых клиентов. Первый зарубежный банк-клиент появился у компании в Финляндии благодаря другой программе — лондонскому Accenture FinTech Innovation Lab, куда основатели Rubbles поехали в начале 2016-го. По словам Блинова, это дало понимание, как устроен западный рынок.

На экспансию нужны деньги, и их сложно было вынуть из оборота. Тогда партнеры задумались о привлечении инвестиций. К тому моменту у Rubbles уже было пять клиентов. Вторую половину 2016 года потратили на поиск инвестора. «Нам было принципиально, чтобы не было государственных денег», — говорит Блинов. В конце 2016 года Rubbles договорился о сделке с фондом FinSight Ventures, один из сооснователей которого — Виктор Ремша, создатель «Финама». «Когда мы принимали решение об инвестировании в Rubbles, то анализировали, например, CustomerMatrix, Personetics, Aureus и Cardlytics. Но по степени проработки продукта и по компетенциям команды основателей Rubbles были на шаг впереди конкурентов», — рассказывает инвестиционный директор FinSight Ventures Максим Назаров.

Полученные от фонда и его соинвесторов $1,5 млн партнеры решили потратить на выстраивание процесса продаж за рубежом и выход в новые индустрии. Свои офисы в каждой новой стране не открывают, а заключают договор со сторонней компанией, чьи сотрудники становятся полноправными представителями Rubbles. «Это опытные продажники, которые хорошо знают свой рынок, они приходят на встречи и вместе с нами, и от нашего имени. При этом они свои на местном рынке», — рассказывает Фонарев. Для работы на зарубежных рынках компания выбрала другое название — SBDA Group. Сейчас Rubbles работает в Италии, Швейцарии, Скандинавии, Великобритании, Канаде, Сингапуре.

Для раскрутки своего продукта Rubbles стал выступать на профильных конференциях по Big Data. Это помогло привлечь клиентов из других отраслей. Первыми крупными клиентами вне банковской сферы стали KFC и X5 Retail Group. В 2017 году X5 только начинала развивать экспертизу в Big Data и искала партнеров, которые могли бы помочь с прогнозированием спроса. Среди компаний, которые предлагали X5 свои решения, Rubbles показал лучший результат. «Они чутки к потребностям нашего бизнеса и инвестируют свои усилия, чтобы находить правильные решения», — рассказывает директор департамента развития инновационных продуктов X5 Retail Group Сергей Добряков. В сети ресторанов KFC о Rubbles узнали в 2016 году благодаря рекомендации Microsoft. Стартап создал для KFC пилотный проект, а затем выиграл тендер на партнерство. «Rubbles создает для нас систему предсказания спроса, которая поможет существенно сократить издержки», — рассказывает руководитель направления планирования и бизнес­анализа Андрей Исаев. Сейчас Rubbles работает и с клиентами из энергетической и добывающей индустрий.

В 2018-м выручка достигла первых миллионов долларов (точные цифры основатели не раскрывают), в ее структуре большая часть приходится на ретейл и банки. В России Rubbles сотрудничает со Сбербанком, Альфа-банком, ВТБ, Райффайзенбанком, Тинькофф (с последним — с конца 2018 года). Стартап предоставляет банку софт-конструктор для создания шаблонов и верстки story в мобильном приложении банка по принципу Instagram. «Мы изучали рынок, но на тот момент у ребят уже были конкретные наработки в создании конструктора и релевантный опыт», — рассказывает замруководителя управления Тинькофф Банка Максим Парамонов.

В 2019-м Rubbles планирует привлечь клиентов из других отраслей, а также выйти на новые рынки. «Сейчас Rubbles — это уже не банковская история, а сервис, который помогает большим компаниям оптимизировать свои бизнес-процессы за счет анализа данных и искусственного интеллекта», — говорит Никита Блинов.

Автор: Анастасия Карпова

Tags: стартап
Subscribe

Posts from This Journal “стартап” Tag

promo luckyea77 июнь 21, 2015 20:04 30
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: 11 ресурсов для бесплатного образования Проект "Лучшие кадры лучшей страны" Онлайн-курсы по высоким технологиям и инновациям Дистанционное образование в России (среднее профессиональное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment