Сейчас в этом разнородном течении есть место как для научно обоснованных методик, так и для диких опасных практик. Поэтому одни видят в биохакинге надежду на лучшее будущее для всего человечества, другие считают его угрозой виду.
Все больше людей по всему миру называют себя биохакерами. Издание Vox отвечает на девять главных вопросов о деятельности таких людей.
Кто такие биохакеры?
Биохакинг — довольно расплывчатый термин, который объединяет различные виды деятельности, от любительских опытов с дрожжами до попыток победить старение. Наибольшую известность получили энтузиасты, которые экспериментируют с собственным телом в надежде продлить жизнь и усовершенствоваться физически и интеллектуально.
Некоторые биохакеры полагаются на достижения современной науки и техники. Они вводят себе стволовые клетки, принимают множество добавок и носят устройства для мониторинга здоровья. Другие выбрали более традиционные практики — голодание, медитации и ледяные ванны. Биохакерами называют себя и люди, вживляющие себе под кожу чипы, заменяющие ключи и удостоверения личности.
Зачем биохакеры делают это?
Основная цель экспериментов над собой — попытка реализовать физический и интеллектуальный потенциал. Некоторые начинают с попыток самостоятельно исправить врожденные недостатки, другие хотят стать умнее и сильнее, а также продлить жизнь. Как правило, одним усовершенствованием дело обычно не ограничивается: «взломав» одну систему организма, энтузиасты принимаются за следующую.
Еще одна задача движения — стимулировать развитие медицины. В США от изобретения нового препарата до его появления в аптеках может пройти до 10 лет. Для многих людей с серьезными заболеваниями это слишком большой срок.
Биохакеры надеются демократизировать медицинскую науку, дав людям возможность экспериментировать над собой.
Насколько биохакинг далек от традиционной медицины?
Хотя часть методик, применяемых биохакерами, вполне научна или хотя бы традиционна, в целом они далеки от золотого стандарта современной медицины — двойного слепого рандомизированного плацебо-контролируемого исследования. Тем не менее, некоторые полагают, что медицину саму по себе можно считать разновидностью биохакинга.
Есть ли у биохакинга научная основа?
Некоторые идеи «биологических взломщиков» подтверждены многочисленными экспериментами и имеют твердую доказательную базу. Например, испытания подтвердили способность медитации уменьшать беспокойство и хроническую боль. Тем не менее, энтузиасты используют и множество неподтвержденных методов, которые в лучшем случае бесполезны, а в худшем — опасны. Многие из таких подходов хорошо работают на крысах и мышах, однако ученые не торопятся экстраполировать эти результаты на человека. Биохакеров это не останавливает, как и низкое качество некоторых исследований.
Какие виды биохакинга наиболее опасны?
Один из самых опасных и, очевидно, неработающих методов продления жизни — переливание молодой крови пожилым людям. Несмотря на многообещающие эксперименты с грызунами, нет никаких данных, что этот подход помогает замедлить старение человеческого организма и вылечить возрастные заболевания.
Тем не менее, сразу несколько стартапов предлагала эту услугу своим пожилым клиентам. После критики со стороны FDA по меньшей мере один из них был вынужден закрыться.
Еще один вид биохакинга, который не рекомендуется испытывать в домашних условиях, — фекальная трансплантация. Несмотря на популярность у «взломщиков», эта процедура остается экспериментальной и может привести к летальному исходу.
Законно ли заниматься биохакингом?
Действующие нормативные акты не были разработаны в расчете на биохакеров. Это значит, что их деятельность проходит в юридической «серой зоне». Тем не менее, FDA и другие ведомства регулярно высказывают недовольство отдельными практиками, например, уже упомянутым «омоложением» с помощью переливаний крови и продажей наборов для инъекций CRISPR.
Однако из-за доступности современных биотехнологий взять биохакеров под контроль непросто, если вообще возможно.
Каковы успехи биохакеров в борьбе со старением?
Некоторые энтузиасты уверены, что новые технологии позволят нам жить дольше и при этом стареть медленнее.
Например, геронтолог Обри де Грей утверждает, что первый человек, который проживет 1000 лет, уже появился на свет.
В попытке продлить жизнь биохакеры используют два подхода — пищевые добавки и генная инженерия с использованием CRISPR. К сожалению, пока им нечего предъявить, кроме громких обещаний.
Все ли биохакеры ставят эксперименты на себе?
Для многих людей биохакинг — это способ рассказать людям о науке, помочь окружающей среде или создать необычное произведение на стыке биологии и искусства. Такие биохакеры обычно ограничиваются манипуляциями с микроорганизмами, растениями и культурами животных клеток.
Биохакинг — повод для беспокойства?
Заявления биохакеров о том, что они намерены преобразить человеческую природу, могут шокировать. Однако с момента своего появления наш вид уже неоднократно менялся — например, сельское хозяйство превратило наших предков из кочевых охотников-собирателей в оседлых земледельцев. А 40 лет назад люди начали практиковать экстракорпоральное оплодотворение.
В будущем распространение биохакинга может привести к диктатуре «сверхлюдей», в которой каждому человеку придется усовершенствовать свое тело и разум, даже если он этого не хочет.
Это отдаленная перспектива. Пока же главной угрозой в этой области остаются неэффективные и опасные методики — не только разорительные, но и порой опасные для жизни.
Один из аспектов человеческой жизни, который может радикально преобразиться уже к середине века — рождение детей. Возможно, уже в ближайшие годы будет разработана искусственная матка, которая сначала поможет выхаживать недоношенных детей, а затем избавит женщин от тягот традиционной беременности и родов.
Journal information