luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Глобальный философский пароход


Культурологическая карта мира. Синими точками отмечены «Берлины», красными – «Парижи». Источник: Maximilian Schich & Mauro Martino

Американские культурологи проследили за судьбами десятков тысяч интеллектуалов, художников, скульпторов и других деятелей искусства, чтобы составить первую в мире карту культурного развития Земли со времен Римской империи по сегодняшний день. Она помогла ученым выделить главные центры культуры в разные исторические периоды и понять, как долго они удерживали свои лидирующие позиции. Карты, видеоиллюстрации и сформулированные авторами законы культурной эволюции были опубликованы в журнале Science сегодня.

«Наблюдая за миграциями видных деятелей культуры и науки на протяжении двух последних тысячелетий, мы смогли впервые взглянуть на то, как рождались и умирали культурные центры мира. Сверхбыстрые изменения, которые нам удалось увидеть, раскрыли потрясающую картину того, насколько преходяще и недолговечно интеллектуальное и культурное превосходство одного центра цивилизации над другим», — повествует Альберт-Лазло Барбаши из Северо-Восточного университета в Бостоне (США).

Барбаши и его коллеги под началом Максимилиана Шиха из университета Техаса в Далласе пытались найти ответ на вечный вопрос культурологии — как понять, какой из существовавших в прошлом центров искусства и науки занимал лидирующие позиции и определял весь вектор развития цивилизации в ту или иную эпоху. Большинство культурологов при ответе на этот вопрос прибегают к субъективным критериям и судят о важности того или иного очага культуры по тому, как много философов, поэтов, художников и ученых работало и жило в том или ином городе.

Как отмечают авторы статьи, подобный подход не учитывает одного очень важного фактора — деятели искусства и науки редко, или почти никогда, живут на одном и том же месте всю жизнь, а часто мигрируют в другие города и страны. По этой причине классическая карта развития мировой культуры во времена поздней Античности, Средневековья, Нового и Новейшего времени может быть сильно искажена. Руководствуясь этой идеей, авторы статьи попытались создать свою собственную картину того, как развивалась цивилизация в контексте распространения культуры, философии и науки.

Для этого ученые обратились в три крупнейших интернет-архива — Freebase, ULAN и AKL, где они получили исчерпывающие сведения о жизни, смерти и путешествиях свыше 150 тысяч деятелей искусства и науки, которые творили на территории Европы и Америки со времен преобразования Римской республики в Империю. Авторы статьи поступили с этой информацией очень просто — они выделили места рождения, смерти и работы у изученных ими людей. Культурологи проанализировали их расположение в разные исторические эпохи при помощи сложных статистических алгоритмов, которые позволили им выделить города и области, активно «производящие» и «экспортирующие» интеллектуалов и деятелей искусства.

Одна из интересных деталей этих компьютерных программ — то, как они вычисляли важность того или иного ученого или деятеля культуры для развития цивилизации. Эта операция производилась при помощи системы PageRank, которую поисковая машина Google использует для определения популярности страничек в интернете и их ранжирования.

Эти алгоритмы помогли Шиху и его коллегам получить свыше двух тысяч карт, по одной на каждый календарный год, где были отмечены культурные центры Европы и Америки и пути миграций ученых и деятелей культуры. Склеив их в короткие видеоролики, культурологи смогли выделить ключевые культурные центры мира в последние две тысячи лет и раскрыть несколько любопытных закономерностей их развития.

Во-первых, авторы статьи обнаружили, что крупнейшие центры науки и искусства на Земле развивались преимущественно по двум направлениям, которые можно назвать «моделью Парижа» и «моделью Берлина» в честь их самых ярких представителей. В первом случае источником интеллектуальной и богемной мощи «Парижа» служат не местные жители, а мигранты с периферийных районов, постоянный приток которых позволяет городу оставаться на вершине культурного Олимпа. С «Берлином» все обстоит иначе — здесь процессом развития науки и искусства управляют просвещенные жители из соседних городов, конкурирующие друг с другом.

Как показывает история (и культурологические карты Шиха и его коллег), первая модель культурного первенства является более конкурентоспособной из-за своей открытости. Настоящий Париж и похожие на него культурные центры привлекают больше людей, чем «Берлины», благодаря чему они растут быстрее и производят больше ценностей.

Другое интересное открытие ученых — Рим, даже после окончательного краха Римской империи в 476 году нашей эры и расцвета движения Реформации в христианстве в XVI веке, оставался ключевым центром культуры и науки в Европе до середины XVIII века. Это свидетельствует о том, что различные политические и религиозные перестройки относительно мало влияли на процесс культурной эволюции Земли в целом.

Сегодня и в предыдущие десятилетия многие культурологи и специалисты по истории искусства считали, что рождение центров культуры, особенно в Средние века и в Новое время, требовало наличия экономической мощи у региона и большой численности населения. Карты авторов статьи показывают, что на самом деле оба этих фактора не являются обязательными. Многие современные очаги культуры, такие как французская Ривьера и даже Голливуд, возникли по совершенно не экономическим причинам.

Ших, Барбаши и их коллеги отмечают, что нынешняя публикация в Science — лишь первая версия культурологической карты мира, точность и детальность которой можно и нужно улучшить. Как подчеркивают ученые, в изученных ими интернет-энциклопедиях содержится информация о жизни свыше миллиона деятелей культуры и науки, однако лишь 150 тысяч статей о них включают в себе информацию о точном времени и месте смерти. В ближайшее время культурологи планируют начать массовый поиск материалов для дополнения биографий этих людей, что в конечном итоге позволит им подготовить новые карты культурной эволюции планеты.



Tags: Земля, культура
Subscribe
promo nemihail 14:10, вчера 153
Buy for 20 tokens
Узнаю нашу страну, в одной новости может быть катастрофа, чудесное спасение, а ведь это действительно было чудо и как итог мародерство. Фото: Георгий Малец (Мартин) Не смотря на то, что место приземления самолета Airbus A321 Уральских авиалиний отцеплено, находятся люди которые решили…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments