luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Будущее без прилавков: склады оставляют торговые центры пустыми



Электронная торговля почти во всех странах мира растет на 20–30% в год. Онлайн-ретейлерам нужны не магазины, а склады. Торговые центры теряют арендаторов и массово закрываются. В России этого пока не происходит, но задуматься есть о чем.

Согласно данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем рынка электронной торговли в 2017 году составил 1,15 трлн руб. Это около 3% от объема всей торговли в России. По итогам 2018 года доля электронной торговли выросла до 4–5%. Цифра по-прежнему невелика. Можно сказать, что реально интернет-покупки пока делает очень ограниченное число россиян.

Пока российский e-commerce фактически делает первые шаги, онлайн-торговля уверенно развивается в азиатских и западных странах и занимает внушительную долю в общем объеме розничных продаж. Так, Amazon в 2017 году захватил 43,5% американского рынка интернет-торговли. Аналитики eMarket отмечали, что в 2018 году его доля, предположительно, выросла до 49,1%. В сегменте происходят колоссальные сдвиги, затрагивающие множество людей.

В США, стране — законодательнице трендов в сфере интернет-торговли, и мире в целом один за другим закрываются торговые центры. В 2018 году о закрытии торговых центров были вынуждены объявить Macy's, JC Penney, Sears и Kmart — это тысячи опустошенных квадратных метров.

Ключевой риск 2019 года — рост онлайн-торговли и ожидание банкротств крупных розничных сетей. Торговые площади превращаются из необходимого фактора успеха бизнеса в дополнительный.

Означает ли это начало чего-то большего и для российского e-commerce?

От ретейла к цифровой торговле​

Давайте разберемся, почему торговые центры закрываются? Для этого рассмотрим динамику рынка аренды торговых и складских площадей в США. Согласно данным аналитического агентства Statista, по итогам четвертого квартала 2018 года доля вакантных торговых площадей в США составила 12,7%. Аналитики агентства ожидают, что к концу первого полугодия 2020 года этот показатель вырастет до 13,8%.

В то же время пустых складов становится все меньше. Доля вакантных складских площадей в США сократилась с 8,5% в начале 2016 года до 7,1% в конце 2018 года. Amazon наращивает складские площади в среднем на 30% в год. Онлайн-ретейлерам не нужны торговые центры, зато склады нужны всегда.



Дальнейшее развитие интернет-торговли может оказать заметное влияние на экономику в целом. Если людям не нужны торговые центры, чтобы купить товары, то ретейлерам становится не по карману аренда торговых площадей. Эти изменения затрагивают одну из основ экономической стабильности — сферу покупки и аренды недвижимости. Как следствие, они отражаются и на банках, которые выдают кредиты на покупку этой недвижимости и берут ее в залог.

Сколько в России пустующих помещений в ТЦ

*По данным компании «Магазин Магазинов», доля пустующих торговых площадей в Москве за три года сократилась вдвое: с 10% в кризисном 2015 году до 5% в 2018 году.
*При этом, согласно данным консалтинговой компании S.A. Ricci, доля вакантных складских площадей в Москве снизилась с 9% в 2016 году до 5,8% в 2018 году.

Анализируя динамику развития рынка e-commerce, почти во всех странах мира можно наблюдать одинаковый процесс: ежегодно онлайн-торговля растет на 20–30% в год.

В России в 2017 году объемы продаж лидеров онлайн-рынка росли в среднем на 50% в год. Согласно данным исследовательского агентства Data Insight, онлайн-продажи Wildberries в России в 2017 году увеличились на 40%, до 63,8 млрд руб., DNS — на 61%, до 38,9 млрд руб., а «М.Видео» — на 41%, до 36,7 млрд руб.

По итогам 2018 года общий объем рынка интернет-торговли, по подсчетам Data Insight, вырос на 19%, до 1,15 трлн руб. Это может быть сигналом о начале процессов, аналогичных тем, что уже привели к опустошению торговых центров в США.

Согласно прогнозу АКИТ, российская интернет-торговля в ближайшее время будет расти примерно на 30% в год. Если принять, что в 2018 году ее доля в общем объеме торговли составила 5%, то через пять лет она вырастет почти до 15%. Этот процесс необратим.

В середине декабря 2018 года тот же Wildberries отчитался о росте выручки на 74%, до 120 млрд руб. Если российский ретейлер продолжит расти теми же темпами, то вскоре займет почти треть розничного рынка интернет-торговли в России и сможет претендовать на звание русского Amazon.



Что ждет рынок розничной торговли в России

Что произойдет с рынком розничной торговли России, когда объем интернет-торговли приблизится к показателям Великобритании или США, где доля e-commerce в общем объеме розничной торговли составляет 18 и 15% соответственно? Когда один показатель растет, другой, как правило, сокращается. Нужно понимать, что количество денег в экономике ограниченно: происходит перераспределение капиталов. В ситуации, когда экономика растет на 1–3% в год, а продажи крупной компании — на 30% в год, становится понятно, что одна сеть поглощает другие. Изменения таких масштабов не могут не влиять на экономику в целом.

*При хорошем раскладе посещаемость торгового центра растет. Одновременно растет и число желающих открыть магазины на вакантных площадях. Тогда по законам спроса и предложения арендная ставка повышается. По сути, арендодатель продает трафик, покупательную способность.
*В обратной же ситуации, когда торговые центры становятся все менее привлекательными для покупателей, арендодателей с реальными торговыми площадями замещают продавцы трафика и рекламные системы в интернете. Им и предстоит в скором будущем снимать «сливки» с общего пирога прибыли.


Онлайн-торговля снижает ценность торговых площадей, но помогает бизнесу стать мобильным и быстро реагировать на вновь возникающие запросы потребителей.

Чтобы успешно торговать в новой реальности, необязательно иметь склад или магазин в регионе продажи. С развитием трансграничной торговли склад вполне может находиться и в другой стране, тогда необходимость в дилерах и дистрибьюторах отпадает. Это принципиально меняет стратегию продаж. Раньше, чтобы вывести бренд в регионы, надо было открыть офис и выстроить отношения с местными ретейлерами, а сейчас границы регионов стираются.

Производителю не нужно представительство в новом регионе, достаточно адаптировать описание товаров под его жителей. Если производитель хочет продавать свои товары в другом регионе оптом, ему достаточно открыть интернет-магазин с личным кабинетом для каждого клиента и нанять несколько менеджеров для дистанционных продаж. В случае когда оптовую торговлю в новом регионе надо наладить максимально быстро, на место отправляют менеджера по развитию. В течение нескольких недель он настраивает работу: посещает ключевых потенциальных клиентов, помогает создать аккаунты в оптовом интернет-магазине. После этого клиенты могут сами делать заказы и решать практически любые вопросы через личный кабинет удаленно. Для успешной работы остается только настроить оптимальную логистику со складов до места отгрузки.

Для реализации такой стратегии достаточно, чтобы у интернет-магазина были:

*удобный интерфейс (сайт и личные кабинеты);
*качественно проработанный каталог товаров, которым удобно пользоваться клиентам;
*при необходимости можно создать каналы дистанционного обучения для продавцов.

Так, ИT-разработчики постепенно становятся новыми рантье, получая ту самую часть прибыли, которую традиционно получали владельцы коммерческой недвижимости.

Смена ролей в розничной торговле

Обычно стоимость аренды для ретейлера складывается из фиксированной ставки и нескольких процентов от оборота торговой точки.

Омниканальность формирует актуальный вопрос: кому должен платить ретейлер, когда заказ оформлен через интернет, а товар покупатель забрал из торговой точки? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет.

В ряде случаев, когда покупатель оформляет покупку через интернет, чек на нее пробивается в центральном офисе. Товар приходит в торговую точку с этим чеком. Тогда ТЦ ничего не получает за реализацию товара.

Тем временем интернет-магазин мог заполучить клиента именно благодаря ТЦ. К примеру, человек ходил в магазин в нем, после чего стал лоялен бренду и сделал предзаказ на сайте.

Возможна и еще одна ситуация: ретейлер привлек покупателя онлайн-рекламой, что побудило клиента оформить заказ в интернет-магазине. Ретейлер просто не может позволить себе дважды платить за привлечение покупателя, оплачивая и арендную ставку в ТЦ, и стоимость рекламы в интернете.

Арендная ставка торговых площадей может достигать 20–30% от объема выручки, что вполне сопоставимо со стоимостью привлечения клиента онлайн. Многие ретейлеры задумываются о смене основного типа торговли для сокращения издержек, что некоторые уже и делают. Открывают дополнительно онлайн-магазин, и по мере роста объема продаж в онлайне, становится очевидно: этот канал выгоднее, чем офлайн.

По мнению независимого эксперта Бориса Агатова, ретейлеры могут позволить себе сократить торговые площади как минимум в два раза, при этом сохранив или даже увеличив объем продаж торговой точки. Для этого достаточно размещать на физических полках только самые оборачиваемые и рентабельные товары. Кроме того, можно разместить терминалы для интерактивного выбора товаров в самом магазине, поддерживая идею омниканальности продаж. Можно также разработать мобильное приложение выбора покупок с возможностью онлайн-заказа и быстрой доставки товара на дом, в ближайший пункт выдачи товара. Возможно, именно эти идеи вскоре будут реализованы и в России.

Отставание в развитии сферы торговли будет постепенно сокращаться. В результате:

*складские площади, ориентированные на продажу товаров онлайн, вырастут;
*в оптовых продажах и производстве наступит эпоха автоматизации продаж и максимального сближения с конечным потребителем при условии исключения посредников в лице дистрибьюторов;
*товарные потоки перестроятся с цикла «производство — склад — магазин — дом» на новый цикл «производство — фулфилмент-центр — курьер — дом». Это означает высвобождение большого количества торговых площадей;
*отдача от вложений в недвижимость снизится: торговые площади превратятся в обузу, а не в источник постоянного дохода;
*появятся гибридные ТЦ нового поколения, основанные на новом потребительском опыте, где большую часть места будут занимать точки выдачи продукции и примерочные, а не витрины с экспозицией товара.


Рост объема омниканальных продаж для потребителя означает более комфортные условия совершения покупки, а для продавца и производителя — новые горизонты сбыта и перемены во всей системе торговли в целом. Одно можно сказать совершенно точно: перемены, и весьма заметные, не за горами.

Источник

Tags: Россия, продажи
Subscribe

Posts from This Journal “продажи” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 30
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: 11 ресурсов для бесплатного образования Проект "Лучшие кадры лучшей страны" Онлайн-курсы по высоким технологиям и инновациям Дистанционное образование в России (среднее профессиональное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments