В сезоне 2019/20 Артемий Панарин сменит свитер «Коламбус Блю Джекетс» (на фото) на форму «Нью-Йорк Рейнджерс» и будет зарабатывать почти в два раза больше Фото Adam Hunger / USA TODAY Sports / REUTERS
Источник
Почему Артемий Панарин теперь будет зарабатывать больше Александра Овечкина
Сезон в Национальной хоккейной лиге (НХЛ) стартует в начале октября, но, пожалуй, все важные трансферы уже случились. Хедлайнерами лета-2019 стали хоккеисты из России. Самый денежный контракт ($11,6 млн в год) межсезонья и второе место в рейтинге среднегодовых зарплат НХЛ получил Артемий Панарин (впереди — только канадский вундеркинд Коннор Макдэвид, $12,5 млн), а новая команда Сергея Бобровского превратила россиянина в одного из самых дорогих вратарей мира. Forbes разобрался, почему НХЛ готова платить российским игрокам такие большие деньги.
Первая пятерка
Если бы шведский защитник Эрик Карлссон не подписал 8-летнее соглашение с «Сан-Хосе Шаркс» на $92 млн, в тройке крупнейших сделок межсезонья были бы представлены только российские флаги. И это притом что пока без соглашений с клубами остаются Иван Проворов, Иван Барбашев и еще несколько отечественных звезд второго плана. Текущий топ-5 самых выгодных сделок лета-2019 с участием хоккеистов из России выглядит так:
1. Артемий Панарин: «Коламбус Блю Джекетс» —> «Нью-Йорк Рейнджерс»; $81,5 млн за 7 лет
Если самым желанным лотом трансферного лета-2018 был звездный канадец Джон Таварес (в итоге за $77 млн игрока на 7 лет заполучил «Торонто Мейпл Лифс»), то главным героем нынешнего межсезонья стал российский форвард Артемий Панарин. Еще по ходу чемпионата он дал понять руководству «Коламбуса», что не собирается продлевать контракт, и по окончании сезона стал свободным агентом — и целью многих клубов. Панарина пытались соблазнить и «Флорида Пантерз», и «Колорадо Эвеланш», и обе команды из Нью-Йорка. В ажиотаже нет ничего удивительного. Панарину 27 лет, он на пике карьеры, прогрессирует все четыре сезона в НХЛ и в ближайшем будущем способен выйти на результативность в 100 очков за регулярный чемпионат. А это уровень трех-пяти лучших нападающих лиги. Эксперты предсказывали, что Панарин получит контракт со среднегодовой зарплатой порядка $11-12 млн — детали зависели от клуба, который выберут хоккеист и его агент Пол Теофанос. В разных штатах США и Канады действует разная система налогообложения, и если бы Панарин оказался, например, во «Флориде», где налог штата вообще отсутствует, сумма его контракта была бы немного меньше. В итоге игрок выбрал легендарную франшизу с Манхэттена и город, где не придется скучать его девушке — модели Алисе Знарок.
2. Сергей Бобровский, «Коламбус Блю Джекетс» —> «Флорида Пантерс»; $70 млн за 7 лет
Панарина во «Флориде» так и не дождались, зато смогли озолотить российского вратаря Сергея Бобровского. По своему прежнему контракту тот зарабатывал $7,4 млн. В «Коламбусе» он дважды выигрывал приз лучшему голкиперу сезона «Везина Трофи», а весной 2019-го помог клубу выбить из плей-офф лучшую команду регулярного чемпионата «Тампу». «Флориде», чтобы начать не просто стабильно попадать в розыгрыш Кубка Стэнли, а шуметь там, нужен был классный вратарь. 30-летний Бобровский оказался идеальной кандидатурой — и получил второй по объему контракт среди всех стражей ворот НХЛ.
3. Андрей Василевский, «Тампа-Бэй Лайтнинг»; $76 млн за 8 лет
В сезоне 2018/19 Василевский забрал у Бобровского статус лучшего российского вратаря НХЛ, завоевав свою первую «Везину». Действующий контракт игрока с «Тампа-Бэй» истекает только следующим летом, но новое соглашение удалось подписать уже сейчас. Практика вполне обычная, особенно с учетом того, что в ближайшие годы у «Лайтнинг» могут возникнуть проблемы с потолком зарплат — закрепить за собой перспективного 25-летнего кипера клубу необходимо было как можно быстрее. Пожалуй, Василевский мог претендовать и на более высокую зарплату, но не стал выжимать все соки из команды, в составе которой он стал звездой лиги.
4. Семен Варламов, «Колорадо Эвеланш» —> «Нью-Йорк Айлендерс»; $20 млн за 4 года
Иногда получить большие деньги в НХЛ помогают довольно необычные обстоятельства. В прошлом чемпионате у «Нью-Йорк Айлендерс» не было никаких проблем с вратарской линией, а швед Робин Ленер, победив алкогольную и наркотическую зависимость, попал в число номинантов на «Везину» и забрал «Билл Мастертон Трофи» — награду, вручаемую за высокое спортивное мастерство и верность хоккею. Казалось бы, подписывайте новый контракт и не волнуйтесь. Но боссы «Айлендерс» решились на стратегический шаг. Летом 2020-го команду пополнит российский вратарь Илья Сорокин («Нью-Йорк» выбрал его на драфте еще в 2014-м), а чтобы олимпийскому чемпиону было легче адаптироваться в Северной Америке, клуб уже сейчас оформил четырехлетний контракт с опытным Семеном Варламовым. Ни в какой другой ситуации и ни в одном другом клубе $5 млн в год россиянин, в сезоне 2018/19 проигравший борьбу за место первого номера в «Колорадо», не получил бы.
5. Никита Гусев, «Вегас Голден Найтс» —> «Нью-Джерси Девилз»; $9 млн за 2 года
Гусеву 27 лет, и он еще ни разу не пробовал себя в НХЛ. Зимой 2018-го Никита стал олимпийским чемпионом в Пхенчхане, а по окончании сезона КХЛ получил «вольную» в СКА. Начинавший тогда плей-офф «Вегас» (к слову, финалист Кубка Стэнли-2018) предложил Гусеву однолетний контракт новичка за $925 000, но Никита так и не сыграл ни одного матча — команда вылетела в первом же раунде. И летом 2019-го «Вегас» обменял игрока в «Нью-Джерси» за два пика на будущих драфтах, а Гусев получил в новой команде солидный контракт. Вряд ли где-то еще ему предложили бы больше. Гусев — очень талантливый и умелый игрок, но как он адаптируется в другой стране, на более компактных площадках и в сверхплотном графике игр, предсказать невозможно.
«Может, стоит сохранить статус-кво?»
Зарплатные показатели НХЛ прибавляют каждый год: в актуальной десятке самых дорогих контрактов (по среднегодовому заработку) семь заключены в последние три года. Однако ни о каком скачкообразном росте речи нет: доходы хоккеистов растут стабильно, но сдержанно, синхронизируясь с доходами лиги. Хотя так было не всегда.
До 2005 года клубы НХЛ могли выписывать игрокам контракты на любую сумму — лига никак не контролировала зарплатную ведомость команд. Тогда клубы могли тратить на оплату труда хоккеистов под две трети бюджета, но бюджеты у всех разные. Это разжигало неравенство между командами и снижало уровень конкуренции в лиге. В итоге перед сезоном 2005/06 в НХЛ появились «потолок» и «пол» зарплат — сумма среднегодовых контрактов всех хоккеистов одной команды не могла превышать $39 млн и быть меньше $21 млн на тот момент. В российском хоккее аналогичных мер ждут до сих пор.
С тех пор в НХЛ размер фонда оплаты труда игроков определяется для каждого конкретного сезона и постоянно растет: в сезоне 2019/20 клубам придется уложиться в сумму от $60,2 млн (+2,4% по сравнению с сезоном 2018/19) до $81,5 млн (+2,5%). При этом цифры появляются не просто так — зарплатный «потолок» жестко привязан к прогнозируемой выручке лиги. По действующему соглашению между профсоюзом игроков и владельцами команд хоккеистам полагается ровно 50% от хоккейных доходов НХЛ и ни процентом больше.
Чтобы соблюсти прописанное в документах равновесие, определенный процент зарплат игроков (его называют «эскроу», по ходу сезона 2018/19 он вырос с 11,5% до 13,5%) удерживается в специальном фонде. По окончании сезона лига подсчитывает итоговые доходы игроков и владельцев. Если доли получаются неодинаковые (а в последние годы это происходит регулярно), то равенство восстанавливают за счет эскроу-фонда. Так, в сезоне 2017/18 у игроков удерживали 11,5%, а по итогам сезона вернули лишь 3,5%.
Хоккеистам не очень-то нравится рисковать частью своих доходов, но таковы условия коллективного соглашения, которое действует до конца сезона 2021/22. Договор может быть расторгнут досрочно, осенью 2020-го, если категорически перестанет устраивать одну из сторон. Но у владельцев клубов и топ-менеджмента НХЛ претензий к текущему состоянию дел нет. Высокая конкуренция в лиге привлекает зрителей, ТВ и рекламодателей — доходы НХЛ растут. Так, в сезоне 2017/18 только спонсорские сделки принесли лиге $559 млн, а совокупная выручка составила более $4,8 млрд.
Недовольными могут быть только хоккеисты — зарплаты в лиге растут недостаточно быстро. Даже у топ-игроков. Дело в том, что максимальный оклад в НХЛ ограничивается 20% от «потолка», действующего на момент подписания контракта, но столько не платят даже суперзвездам — оставшихся средств клубам просто не хватит для формирования боеспособного состава.
И все же зарплаты лидеров растут. В 2008-м, когда нынешний контракт подписывал Александр Овечкин, его средняя годовая зарплата в $9,5 млн казалась чем-то нереальным. В 2019-м $11,6 млн Панарина уже не поражают воображение. Целый ряд игроков зарабатывает похожие суммы. Так какой смысл разрушать эту позитивную стабильность и ради нескольких процентов эскроу ввязываться в войну с владельцами клубов, которая грозит локаутом?
«Ассоциация игроков должна верно оценить ситуацию, — заявил в начале лета 2019-го комиссар НХЛ Гэри Бэттмен. — Может, стоит сохранить статус-кво?» Владелец «Ванкувер Кэнакс» Франческо Аквилини поддержал мирный настрой босса лиги: «Кто хочет войны? Никто не хочет. Мы хотим играть». И это правда. В случае локаута в проигрыше окажутся все — и лига, и клубы, и игроки. Нет чемпионата — нет доходов. Да, игроки могут заработать в других лигах, но это и другой уровень игры, и другой уровень зарплат, и серьезные бытовые неудобства, связанные с переездом в другую страну. Кажется, в нынешней ситуации даже хоккеистам гораздо выгоднее договориться.
Автор: Артем Гаев
Journal information