Под пассивным обучением мы понимаем классический формат лекций и последующего проведения привычных экзаменов. Под активным – командную работу над материалом, обсуждение самостоятельно изученной информации несколькими участниками, что позволяет найти правильное решение и усвоить материал, который не забудется в краткий срок.
Бен Нельсон, основатель университета Minerva, в ходе своего выступления на конференции EdCrunch рассказал о том, как те или иные технологии становятся катализатором изменений в мире образования. В частности, речь не только и не столько об искусственном интеллекте, сколько о подходе к преподаванию и проектированию курса и методиками преподавания.
В качестве иллюстрации спикер привел пример с профессором из Гарварда. Еще 27 лет назад тот провел исследование, результаты которого ученого крайне удивили и расстроили. Спустя полгода после окончания традиционного лекционного курса преподаватель попросил студентов сдать экзамен повторно. Процент удержания знаний оказался крайне низким – 10%. Аналогичный опыт в других вузах также не порадовал. Там процент сохраненных знаний оказался еще ниже – 5-8%.
Профессор на время оставил преподавательскую деятельность и занялся вопросами педагогики. Результатом его изысканий стал принципиально иной подход к обучению: учебник студенту следует читать дома, а в университете – работать в группе из 4 человек, обсуждая самостоятельно пройденный самостоятельно. Такие «консилиумы» приводили команду чаще всего к верному решению – даже в том случае, если все четверо начинали обсуждения с неверных посылов.
Внедрив новый формат обучения, профессор вновь организовал повторный экзамен, но уже не спустя 6 месяцев, а через 2 года. Процент удержания знаний оказался высоким – 70%. Это говорит о том, что активное обучение в 7 раз эффективнее пассивного.
Также Бен Нельсон назвал важные факторы, меняющие учебный формат. А именно, обозначил, что следует делать преподавательскому составу, для повышения эффективности образовательного процесса.
1. Нужно научиться применять практические знания – определять истинную причину в различных контекстах. В том числе установить, какой уровень детализации должен быть у каждой цели и задачи.
2. Необходимо разработать образовательную траекторию, которая привычки и концепции закрепляет в различных ситуациях с различными преподавателями, чтобы люди освоили навык критического мышления. Надо создать таксономию. Чтобы обеспечивать усвоение лекций, которые еще остаются в структуре высшего образования, параллельно следует активно вовлекать студента в применение полученных знаний.
3. Наконец, следует давать обратную связь. «Можно разработать прекрасный учебный план, отслеживать обучение каждого студента, но если вы не говорите студенту, что тут он отстал, а тут – высказал такую прекрасную мысль, которая и профессору в голову не приходила, должного результата не будет. Это мотивирует», - заключил Нельсон.
Journal information