luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Популяризация науки — это задача каждого из нас



Уровень мирового океана растет, бактерии становятся все более устойчивыми к антибиотикам, а риски глобальных эпидемий повышаются. Одновременно с этим целые группы людей восстают против научного знания. Хайтек+ поговорил о проблеме с доктором Джейшри Сет, корпоративным ученым и главным советником по науке компании 3М, а также обсудил нехватку критического мышления, генную инженерию и гендерное разнообразие.

Джейшри Сет обладает степенью PhD по химической инженерии и более 25 лет занимается исследованиями в 3M. В компании Сет первой в истории получила позицию главного советника по науке — ранее такой должности не существовало.

За свою карьеру исследовательница оформила 65 патентов, ее главная специализация — разработка клейких материалов для промышленного применения. В 2019 году Сет получила награду 3M Carlton Society, которую вручают выдающимся представителям научного сообщества за их академическую и менторскую работу.

В качестве спикера исследовательница принимала участие в WorldSkills Conference 2019, которая проходила в Казани в конце августа.


— Компания LEGO недавно опросила детей в США, Великобритании и Китае, чтобы узнать, кем они хотят стать в будущем. В Британии и Америке самой популярной профессией оказался YouTube-блогер. Астронавт — последний в топ-5. А в Китае, наоборот, астронавты на первом месте. Инженеров, ученых, химиков, биологов в топе вообще нет. Как вам кажется, почему так получается?

— Дети всегда чутко реагируют на происходящее вокруг. На них влияет то, что они видят в медиа, дома, в школе. Все кругом говорят о YouTube-блогерах — они носят красивые вещи, выглядят привлекательно, пользуются популярностью. Конечно, дети обращают на это внимание.

Вопрос в другом — как сделать карьеру в науке такой же привлекательной и пробудить к ней интерес. Возьмем, например, инженера. Вы хотите решать глобальные проблемы? Хотите собирать ракеты, которые доставят астронавтов в космос? Ну разве это не круто звучит? Если подавать профессию так, то она сразу кажется более интересной.

Нужно вдохновлять детей и бороться со стереотипами, в том числе через СМИ. Это уже происходит с профессией программиста.

Когда-то считалось, что разработчик — это такой странный гик, который сидит в темном офисе и не умеет общаться с людьми. Понятно, что детей такой пример не вдохновляет.

Карьеру в науке тоже нужно показывать в позитивном ключе. Важно не просто рассказывать, но и знакомить с реальными людьми. Скажем, я могу быть примером исследовательницы и матери, которая решает проблемы и старается сделать мир лучше, которая ездит по всему миру и даже дает журналистам интервью.

— В Европе подростки стали инициаторами климатических забастовок, активистку Грету Тунберг выдвинули на Нобелевскую премию мира. Может, таким путем — через протесты и осознание проблемы изменения климата — дети заинтересуются наукой?

— Безусловно. Только задумайтесь — к 2050 году население Земли вырастет до 9 млрд. Нас ожидают фундаментальные изменения во всех сферах жизни. Мобилизация молодежи, ее энергия, направленная на решение проблем, сыграет решающую роль в выживании людей как вида. Даже если в конечном итоге подростки не пойдут в науку, их активизм все равно принесет пользу.

Так что я согласна с вами. Мир стремительно меняется и это одновременно создает проблемы и открывает новые возможности.

— Но и сама суть профессий меняется — особенно в технологических областях. Все чаще говорят, что инженерам и разработчикам нужно изучать этику. Это поможет им создавать более гуманные, непредвзятые алгоритмы и решать реальные, а не выдуманные проблемы людей.

— Все профессии и все отрасли меняются — не только в сфере науки и технологий. Мы должны учитывать постоянно меняющийся контекст и обучать людей в соответствии с ним.

Например, мой сын сейчас изучает computer science, и в его учебную программу уже включен курс по этике. Без этого сегодня невозможно обойтись.

Я вообще предлагаю дополнить аббревиатуру STEM (science, technology, engineering and mathematics) и превратить ее в SHTEM, где H — это гуманитарные науки (humanities).

Все научно-технические дисциплины нужно преподавать, опираясь на гуманитарные знания.

— Получается, что сейчас мы наблюдаем процесс слияния гуманитарных и технических наук?

— На мой взгляд, да. С появлением искусственного интеллекта стало особенно важно показывать людям обратную сторону технологий. Люди сегодня все больше зависят от девайсов, но, в то же время, их недоверие к техиндустрии растет.

Приватности уже не существует, постоянно происходят утечки данных, а хакеры взламывают системы.

Мы не понимаем, как работают технологии, и поэтому они не вызывают у нас доверия. А если мы к чему-то относимся с недоверием, то и разбираться в этом не захотим. Чтобы люди окончательно не потеряли веру в науку, нужно включать их в процесс и разъяснять непонятное.

— Ну да. Можно вспомнить классический пример со страхом перед ГМО. В магазине на некоторые продукты наносят маркировку «Без ГМО», хотя какую-нибудь соль в принципе нельзя генетически модифицировать. Но даже если бы ее модифицировали, то бояться все равно нечего.

— Просто людей нужно образовывать. Чтобы обладать научным мышлением, вовсе не обязательно работать в научной индустрии. Достаточно критически воспринимать информацию.

Проблема в том, что многие не осознают всю значимость науки. В 3M мы ежегодно проводим исследование — Индекс состояния науки, в котором в прошлом году участвовало более тысячи респондентов из 14 стран. И почти 40% опрошенных заметили, что отсутствие науки никак не сказалось бы на их жизни.

По-моему, это шокирующий результат. Особенно если учесть, что многие отвечали на вопросы, используя мобильные телефоны и ноутбуки.

Очевидно, что люди не понимают, какую роль на самом деле играет наука сегодня. Они не осознают, что за повседневными устройствами стоят многолетние исследования и эксперименты.

Но в то же время ожидания от науки сейчас такие, как никогда прежде. Мы хотим передвигаться на летающих автомобилях, совершать рейсы на Марс, жить под водой и эффективно лечить рак. Но если мы не будем поддерживать исследования, то ничего подобного никогда не произойдет.

— Да, вы верно заметили про роль критического мышления. Это становится особенно актуально сейчас, когда растет число ВИЧ-диссидентов и антипрививочников.

— Да, а еще есть сторонники плоской Земли. Просто какая-то нелепость.

— Как думаете, почему людей с такими взглядами становится больше? Мы регрессируем?

— Это, опять же, проблема растущего недоверия. Люди меньше общаются друг с другом и не могут сами разобраться в некоторых вопросах. В 3M вместе с научным сообществом мы разработали гайдлайны, по которым ученые могут выстраивать коммуникацию с аудиторией. Нужно работать по принципам сторителлинга: выстраивать повествование так, чтобы люди видели в первую очередь историю, а потом уже вникали в цифры и факты, если захотят. Сперва нужно заинтересовать увлекательным рассказом.

Люди не любят, когда с ними разговаривают свысока, им нравится говорить на равных, участвовать в диалоге.

Поймите, популяризация науки — это не задача конкретного человека или компании, а задача каждого. Любой может ценить и поддерживать исследования, относиться к ним с должным вниманием и уважением.

— Поговорим немного о рынке труда. Исследования все чаще указывают на квалификационную яму. У людей есть навыки, но не те, которые нужны на самом деле. Каких специалистов особенно не хватает сегодня?

— По-моему, мир настолько стремительно меняется, что единственный ценный навык сегодня — это умение учиться, разучиваться и переучиваться. То есть стремление учиться на протяжении всей жизни. Прошли времена, когда можно было изучить что-то раз и навсегда и больше никогда не возвращаться к учебе.

— Вы выступаете за гендерное разнообразие в науке. В России обычно говорят, что ничто не мешает женщинам быть учеными и инженерами, занимать руководящие посты. С точки зрения закона препятствий нет, а конституция всем дает равные права. Якобы женщины сами не хотят идти в науку, поэтому исследовательниц так мало. Что бы вы возразили на это?

— Надо показать таким людям исследования, которые ясно указывают, что социальные, психологические и системные преграды существуют. И проблему надо решать. Почему гендерное разнообразие важно? Потому что глобальных вызовов слишком много и к ним нужно подходить творчески. А значит, нельзя рассматривать все вопросы с одной, главенствующей позиции. Разнообразие как раз дает свежий взгляд на многие вещи.

И женщины, и представители меньшинств должны иметь право голоса. Это необходимость, а не прихоть. Параллельно с поддержкой разнообразия нужно устранять те самые социальные, психологические и системные преграды, которые мешают многим. В том числе бороться со стереотипами, используя СМИ. Например, рассказывать о вдохновляющих женщинах-ученых.

Мужчины как доминирующее большинство должны быть сторонниками и союзниками.

Важно понимать, что любой путь, проложенный мужчинами, проложен для мужчин. И когда женщины вступают на этот путь, то им сложнее двигаться по нему.

Еще один момент. Нужно проводить измерения и составлять статистику, чтобы оценивать реальное положение дел с гендерным разнообразием в каждой компании и организации. Важно устанавливать квоты на число женщин на управляющих должностях. А иначе все так и будут говорить, что женщины просто не хотят идти в науку. Они хотят, но они не хотят действовать так, как вы, и выглядеть, как вы. Но никакие отличия не помешают им добиться успеха.

— Еще одна острая тема — это разделение образовательных программ по гендерному признаку. Многим непонятно, зачем нужны курсы программирования для девочек или объединения для женщин в IT.

— Любые меры хороши. Данные показывают, что женщины чувствуют себя более защищенными в компании других женщин. В коллективе, где есть мужчины, они сильнее боятся осуждения и по-другому выражают уверенность в своих силах.

На мой взгляд, нужно использовать любые методы, которые могут сработать. Панацеи нет.

А такие программы с гендерным разделением — это большой социальный эксперимент, который мы наблюдаем в реальном времени. И со временем данные покажут, какой подход работает, а какой нет. Но что точно не сработает, так это игнорирование проблемы.

— Как популяризатор науки вы следите за всем новым, что происходит в разных отраслях. Какие исследования кажутся вам наиболее значимыми? Что вызывает особый интерес?

— Меня интересует сфера генной инженерии. Это одновременно интригует и пугает. Хочется понять, как правильно преподнести эту отрасль и представить ее в позитивном свете. Интересно, как применять технологию для изменения жизни к лучшему в будущем, а не для воплощения сценариев из антиутопии. В целом любопытно, какое применение получит CRISPR-Cas9, как люди будут использовать эту технологию и как ее будут регулировать. Возможно, редактирование генома — это самое важное научное открытие последних десятилетий.

Tags: интервью, наука
Subscribe

Posts from This Journal “наука” Tag

promo luckyea77 june 21, 2015 20:04 30
Buy for 10 tokens
В этой записи я буду давать ссылки на посты с лекциями и уроками в этом блоге: Учебные материалы и тесты: 11 ресурсов для бесплатного образования Проект "Лучшие кадры лучшей страны" Онлайн-курсы по высоким технологиям и инновациям Дистанционное образование в России (среднее профессиональное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments