Антоний Николаевич, в сентябре вас назначили временно исполняющим обязанности директора департамента ИТ в сфере науки и высшего образования РФ. Что входит в ваши задачи, каковы ваши полномочия?
Антоний Швиндт: Сейчас перед департаментом стоят масштабные задачи и проекты. Условно их можно разделить на три крупных трека. Первый трек – это качественное развитие бэк-офиса самого министерства. Сюда можно отнести системы электронного документооборота, межведомственного взаимодействия, телефонию, интернет, внутриведомственные информационные системы и другие базовые инструменты. Соответственно первая из задач – это информатизация и цифровая трансформация самого ведомства.
Второй трек связан с цифровой трансформацией отраслей науки и высшего образования. Ключевая идея – определить и создать цифровые решения в сфере науки и образования, которые откроют новые возможности для студентов, преподавателей, ученых и всех категорий граждан, имеющих запрос на профессиональное развитие. Также в этом треке должны быть определены, в том числе регуляторные, понятные правила функционирования и развития информационных систем, цифровых платформ и сервисов для образовательных и научных организаций.
Третий трек – это управление, основанное на данных, которое реализуется на стыке первых двух треков. У нас есть перечень жизненно-важных информационных систем, которые помогают принимать управленческие решения и осуществлять общую координацию всей отрасли, которые требуют постоянного обновления. Это очень важная часть, поскольку министерство принимает решения, основываясь, в том числе, на данных. Для этого нужно понимать, какие данные и в каких системах накапливаются, как их верифицировать, насколько они достоверные и актуальные. От качества данных и работы информационных систем, где они собираются и обрабатываются, напрямую зависит и качество решений.
Какие новшества со своим приходом вы планируете привнести в министерство касательно подходов к цифровизации, к управлению? Что вам хотелось бы поменять?
Антоний Швиндт: Прежде всего, хочется пересмотреть текущую архитектуру работы с данными, которая изрядно отстает от мировых трендов и тенденций. Функционал и качество систем, которые разрабатывались на заре 2010-х годов, уже не отвечают современным запросам и требованиям. Мы уже начали формировать новые подходы к модернизации действующих информационных систем и правил обмена данными между ними.
Также хочется до конца отстроить базовые процессы в нашем ведомстве. Для этого нам предстоит завершить настройку ведомственных систем, обновить сайт Минобрнауки России, сделать его более функциональным и удобным для граждан.
Не могу не заметить, что цифровая трансформация не должна навязываться «сверху». Если мы хотим добиться положительного эффекта в отрасли, то важно наладить взаимодействие с экспертным сообществом и всеми заинтересованными акторами и получать непрерывную обратную связь. На мой взгляд, ранее это делалось недостаточно активно. Сегодня во многих университетах, научных организациях есть собственные разработки, технологические решения и подходы к цифровизации, все они должны учитываться. Своей долгосрочной задачей я вижу выстраивание постоянного контакта министерства с нашими подведомственными организациями, чтобы поддерживать и тиражировать лучшие проекты и технологии.
Некоторые шаги навстречу взаимодействию с экспертным сообществом уже были сделаны, в том числе с экспертами от бизнеса. Минобрнауки включило в свой совет по цифровому развитию, созданный в этом году, представителей ИТ-компаний, таких как «1С», Mail.ru, «Яндекс» и других.
Антоний Швиндт: Действительно в текущем году была создана такая структура как Совет по цифровому развитию и информационным технологиям Минобрнауки России. В деятельности Совета принимает участие большое количество экспертов. В тоже время заметно, что обсуждения в Совете часто носят формальный характер. Всему виной – высокая скорость согласования и принятия решений по выносимым на Совет вопросам. Порой от экспертов требуется согласовать решение за 1-2 дня, в то время как поставленные вопросы требуют тщательной и длительной проработки.
Изменив текущую парадигму работы Совета мы могли бы получить орган, который планомерно расширяется и обеспечивает постоянное взаимодействие с экспертным сообществом, вузами и бизнесом, будучи отлаженным механизмом обмена позициями, предложениями и идеями.
На текущем этапе мы выступаем за планомерное расширение экспертного состава Совета, а также формирование тематических рабочих групп, в которых будут собираться и прорабатываться идеи и предложения экспертного сообщества, научных и образовательных организаций с последующим вынесением на решение Совета.
Вы упоминали использование данных для принятия управленческих решений в министерстве и модернизацию связанных с ними систем. Для какого рода решений это наиболее актуально?
Антоний Швиндт: Общая проблема информационных систем заключается в том, что данные в них не полные, не качественные и не гармонизированные. Нет единых требований к данным, их идентификаторов. Пока нет единой архитектуры управления данными, мы не можем обеспечить исключение их дублирования и постоянную актуализацию сведений. Это отрицательно сказывается на эффективности межведомственного взаимодействия в процессе принятия государственных решений, а главное – увеличивает нагрузку на работников вузов и научных организаций, вынужденных постоянно предоставлять одни и те же сведения в разных форматах по различным вопросам.
Модель эффективного «цифрового» ведомства означает переход к принятию решений на основе аналитики данных в режиме реального времени. Например, очень важно использовать опережающую «умную» модель при принятии решений о распределении средств между университетами на те или иные направления научно-исследовательской деятельности. Это актуально и для автоматической индикации результатов и эффективности расходования имеющихся ресурсов. К этому мы должны прийти в недалеком будущем.
Такой подход справедлив и для модели поступления в университет, поэтому важно создавать удобный для абитуриентов сервис, обеспечивающий как выбор вуза, так и сам процесс поступления в него. В следующем году в министерстве в пилотном режиме стартует один из 25 планируемых суперсервисов в рамках национальной программы «Цифровая экономика России» – «Поступление в вуз онлайн». Он позволит выбрать вуз и подать в него документы дистанционно из любой точки страны, избавляя абитуриента от необходимости куда-то ехать или отправлять документы по почте.
Этот суперсервис уже проработан. Его концепция была одобрена в августе президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности под руководством заместителя председателя правительства Российской Федерации Максима Алексеевича Акимова. Уже в 2020 году пилотный проект охватит свыше 50 вузов страны.
Для реализации этого суперсервиса необходимо также модернизировать «ФИС ГИА и приема», где хранятся все данные по результатам сдачи ЕГЭ, использующиеся при поступлении в вуз. Эта информационная система не отвечает необходимым требованиям, поэтому мы уже договорились с Рособрнадзором о ее доработке и развитии.
Кто подрядчик по этому пилотному проекту?
Антоний Швиндт: Активное участие в этом проекте принимает ПАО «Ростелеком», а головным ведомством является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, поскольку оно отвечает за все 25 суперсервисов.
Я привел только несколько примеров. В Минобрнауки России много систем, где накапливаются данные, необходимые для эффективного управления образовательными и научных организациями.
До недавнего времени в качестве «китов» цифровизации высшего образования рассматривалось создание двух ключевых платформ: интеграционная платформа непрерывного образования и цифровая образовательная среда. Были даже объявлены конкурсы грантов на их создание, но их отменили. Министерство цифрового развития и Минобрнауки решили более детально проработать эти проекты до начала создания. Какова дальнейшая судьба этих платформ? В какой стадии находится доработка?
Антоний Швиндт: Да, в августе было совещание двух министров - Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Константина Юрьевича Носкова и Министра науки и высшего образования Михаила Михайловича Котюкова, которые приняли совместное решение, что в этом году необходимо сделать правильное проектирование этих платформ и прийти к более глубокому пониманию, как они друг с другом будут стыковаться.
Создание интеграционной платформы непрерывного образования мы планируем начать в 2020 году. А что касается цифровой образовательной среды, эта платформа была создана еще в 2017 году, она сейчас дорабатывается и в следующем году планируется её перевод в статус государственной информационной системы.
При этом в 2019 году в качестве одной из её подсистем уже должно появиться решение, позволяющее формировать индивидуальные портфолио обучающихся, что является одним из ключевых параметров национального проекта «Образование», утвержденных президентом Российской Федерации.
Предполагается интеграция индивидуальных портфолио с другими системами, которые будут передавать и получать информацию о достижениях обучающегося. Стоит отметить, что портфолио не так информативно, как профессиональный профиль, который можно составить на его базе. И именно понятный профессиональный профиль человека будет полезен не только самим пользователям, но и работодателям, так как помимо диплома у них будет гораздо больше информации о потенциальных и новых сотрудниках.
Агрегирование данных об учащихся существенно упростит процесс подбора и развития персонала, а также позволит, например, более точно сформировать понимание, в каких дополнительных компетенциях нуждается новый сотрудник, исходя из его индивидуального профиля.
На каких условиях работодатели будут получать доступ к индивидуальным портфолио?
Антоний Швиндт: Этот вопрос сейчас прорабатывается. Данную тему наряду с архитектурой профиля, думаю, в ноябре мы вынесем для рассмотрения на заседании Совета по цифровому развитию и информационным технологиям, который мы уже упоминали. Уже сейчас у работодателей есть много различных систем и одна из идей – связать индивидуальное портфолио с рекрутинговыми ресурсами, такими как HeadHunter, Superjob, с порталом Роструда «Работа в России» и другими.
Наша задача – создать архитектуру, которая могла бы стыковаться с разными ресурсами. На мой взгляд, создание больших мега-платформ, в которые входит все, - сегодня нецелесообразно, когда существует множество решений на микроуровне. Зная, где какие данные собираются, лучше разрабатывать архитектуру, при которой разные сервисы могут интегрироваться друг с другом.
Кто занимается проработкой архитектуры индивидуальных портфолио? Проводились ли уже конкурсы по этим работам?
Антоний Швиндт: На данный момент архитектура прорабатывается на уровне министерства, конкурсов еще не было.
Проектирование двух платформ тоже будет осуществляться силами министерств, или вы планируете привлекать подрядчиков?
Антоний Швиндт: Этот вопрос сейчас тоже обсуждается. Думаю, будет объявлен конкурс на проектирование.
Какого объема финансирования потребует создание платформ?
Антоний Швиндт: Поскольку федеральный закон о бюджете на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов еще не утвержден и еще обсуждается, очень сложно дать оценку. Сейчас идет проработка вопроса о переносе части средств на 2020 год. Я думаю, что после второго чтения бюджета можно будет более подробно говорить об этом.
В какой форме будет осуществляться финансирование?
Антоний Швиндт: Когда мы говорим об информационных системах, нужно четко понимать, что есть документы правительства, которые регламентируют создание государственных информационных систем. Они создаются по 242 виду расходов, что напрямую означает проведение конкурсных процедур в рамках 44-ФЗ. А когда мы говорим о том, что хотим поддержать какие-либо решения от вузов, это лучше делать путем конкурса грантов и субсидий.
Собственно, это одна из причин, по которой были отменены конкурсы, а работы по платформам были перенесены. Когда, например, вуз создает систему за счет средств субсидии, она принадлежит вузу, он собственник, и государство не может полноценно эту систему использовать. Это в том числе связано и с вопросами защиты персональных данных. Чтобы такая система принадлежала государству, вуз должен ее как-то передать ему. Все это вызывает необходимость в дополнительных процедурах и усложняет ситуацию. Если же создание системы предусмотрено планом информатизации, в нашем случае Минобрнауки России, то права на нее изначально принадлежат государству в лице министерства.
В этой связи мы планируем обеспечить достижение результатов по разработке платформ в рамках национальных проектов в соответствии с нормативно закрепленными этапами создания государственных информационных систем.
Помимо интеграционной платформы непрерывного образования и цифровой образовательной среды есть еще два больших направления, по которым в 2020 году мы планируем проводить конкурсы. Они касаются науки: это цифровая платформа совместных исследований и автоматизированная система управления сервисами научной инфраструктуры коллективного пользования.
Работы по цифровизации высшего образования и науки ваше министерство ведет в тесном взаимодействии с Министерством цифрового развития. Как вы оцениваете эффективность этого взаимодействия? Что вам, возможно, хотелось бы улучшить?
Антоний Швиндт: Многие коллеги из Министерства цифрового развития мне хорошо знакомы: до этого я работал в проектном офисе по реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Проектный офис активно участвовал на разных этапах формирования национальной программы. Некоторые коллеги по проектному офису сейчас руководят направлениями Минкомсвязи России. У нас с ними налажен хороший рабочий контакт.
Несколько раз после моего назначения мы уже встречались на площадке президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию. Коллеги готовы к выстраиванию плодотворных рабочих взаимоотношений. Все заинтересованы в том, чтобы наши платформы активно развивались, поскольку многие результаты, ожидаемые от реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», сопряжены с результатами нашего министерства.
Источник
Journal information