luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Заправки будущего: ИИ, роботы и автомобиль как средство оплаты



В США уже 85% топлива реализуется на автоматизированных заправках. В Швеции все шире используется система автоматического обслуживания на АЗС, где водителю вообще не нужно выходить из машины. В Китае тестируют заправки, «узнающие» машину при въезде на станцию и взаимодействующие с водителем через смартфон — от выбора топлива до оплаты. Олег Данилов, сооснователь сервиса фиксированных цен на топливо Турбо, рассказал Хайтек+ об основных tech-трендах в отрасли розничной торговли горючим.

Фраза о том, что технологии стремительно проникают во все сферы жизни, уже успела стать расхожей, однако именно это и остается констатировать в отношении практически каждой из отраслей. Я хочу поговорить о заправочных станциях, которых не обошла стороной цифровизация. В США, например, уже 85% топлива реализуется на автономных бензоколонках, где ручной человеческий труд сведен к минимуму. Большинство из них оснащены устройствами touch-screen и поддерживают мобильные приложения. В условиях современной реальности присутствие технологий — норма. В основном их внедрение направлено на то, чтобы сделать процесс заправки быстрым, удобным и физически необременительным для клиентов.

Экскурс в историю

Попытки автоматизации традиционных на то время бензоколонок начались еще в 20-е годы прошлого века (оплата производилась с помощью простейших автоматов приема монет). На протяжение нескольких десятков лет эта идея постепенно распространялась, несмотря на судебные запреты, и по сей день действующие на территории некоторых штатов (считается, что автономные заправки потенциально пожароопасны). Второе дыхание она получила в середине 80-х годов, когда появилась система Pay-on-the-Pump — считывающие устройства для банковских карт, вмонтированные в колонки. Поначалу рынок скептически отнесся к нововведению: считалось, что наружные системы оплаты и принцип самообслуживания — это путь к падению продаж сопутствующих товаров, ведь клиентам не нужно заходить в магазин, чтобы заплатить за бензин. Однако, вопреки всем сомнениям, опыт оказался положительным: продажи в магазинах, наоборот, выросли.

Сегодня заправочные пункты — это уже не просто место, где можно залить бензин. Это сервисные центры, где автомобиль можно обслужить, провести приятно время за чашкой кофе, перекусить и зачастую купить необходимые товары — от товаров личной гигиены до садового оборудования. Но даже такая диверсификация услуг уже не является конкурентным преимуществом. Бизнес все больше задумываются о том, как удержать прихотливых и требовательных клиентов. Повышение качества сервиса посредством внедрения современных технологий — must-have заправочных станций 21 века.

Энергосберегающие технологии

Саморегулирующиеся системы рационального использования энергии активно внедряются на заправочных станциях по всему миру. Они позволяют не только улучшить экологические показатели, но и дают существенную экономию. Например, компания OMS предлагает услуги по кастомной разработке «умного» освещения для заправок, в основе которой лежит принцип зонирования и регуляции подачи света в зависимости от потока клиентов и их перемещения по территории станции.

Функциональность системы обеспечивают:

-датчики движения и солнечной активности, которые автоматически меняют освещение в зависимости от погоды и времени суток, а также количества посетителей;
-входной сигнал, который фиксирует изменение температуры, скорости, звука или давления;
-релейный модуль, который контролирует периферийные устройства (не световые),
-технология связи по линиям электропередачи.

Для управления и контроля всех процессов компания предоставляет специально разработанное программное обеспечение. Оно позволяет осуществлять мониторинг, управление, сбор, хранение и обработку информации, настраивать автоматическое изменение параметров и получать уведомления о возможных рисках.

Коллаборации с приложениями и онлайн-сервисами

До недавнего времени расплатиться на заправочной станции можно было только традиционным путем — с помощью наличных или банковской карты, отстояв очередь на кассе. Сегодня актуален новый уровень обслуживания, когда время, проведенное клиентом на АЗС, становится минимальным. Ускорить процесс позволяет диверсификация платежных средств. К примеру, Alipay сотрудничает со многими заправочными станциями в Китае. С помощью сервиса клиент может произвести транзакцию, отсканировав код топливной операции с помощью своего смартфона.

В России заправочные станции тоже идут по пути повышения удобства оплат. Например, около 300 АЗС Москвы интегрированы с сервисом «Турбо». С помощью приложения клиент может расплатиться за бензин, не выходя из автомобиля. Сервис позволяет закупать горючее впрок по фиксированным ценам, хранить литры на топливном счету и расходовать их по мере необходимости. Стоимость бензина не пересчитывается: даже если цены в очередной раз взлетели, автомобилист будет заправляться по тарифу на день покупки. Чтобы расплатиться за горючее, нужно выбрать на карте в приложении конкретную АЗС, указать номер колонки и количество литров, вставить пистолет в бензобак — и заправка начнется автоматически.

Автономные системы

Развитие автоматизации и роботизации когда-нибудь приведет к заметному снижению человеческих ресурсов в сфере обслуживания. Заправки будущего не исключение: они будут взаимодействовать с приложениями на более глубоком уровне, оснащаться умными раздаточными пистолетами, и даже осуществлять доставку топлива в указанное покупателем место и время (особенно учитывая тот факт, что в будущем автомобили могут полностью перейти на альтернативные источники энергии).

Частично технологии такого рода внедряются уже сегодня. Одна из них — ForeFuel — система автоматической идентификации автомобиля. Суть в том, что транспортное средство является одновременно и средством оплаты, т. е. заменяет пластиковую карту или наличные деньги. Благодаря RFID прибору, который расположен рядом с подводом топлива, происходит аутентификация автомобиля и автоматическая оплата бензина.

Шведский The Fuelmatics 5000 разработал систему автоматической заправки, внедренную на отдельных АЗС страны. Водителю нужно лишь припарковаться возле колонки, выбрать в приложении желаемые вид топлива и его количество. После этого робот сам откроет лючок, зальет горючее и завершит процесс. Деньги списываются со счета после завершения заправки без дополнительных действий со стороны пользователя, который получает чек по e-mail. Таким образом, автомобилисту даже не нужно выходить из машины, что особенно актуально в плохую погоду.

Настоящим вызовом для разработчиков системы стала «гибкость» подстраивания автомата к разным маркам и моделям автомобилей. Нужно было учесть и человеческий фактор — всякий водитель будет парковаться возле колонки по-разному. Однако алгоритмы искусственного интеллекта справились с этой задачей. Они помогают с высокой точностью определять положение лючка бензобака, проводить заправку, совершать разъединение и закрытие, осуществляя контроль всех параметров и фиксируя отклонения. Кроме того, благодаря использованию машинного обучения система постоянно совершенствуется.

Ориентация на автомобили будущего

Электрокары больше не являются утопией. Например, в Норвегии на этот вид транспорта приходится 30% продаж новых автомобилей. Заправочные станции не могут игнорировать столь мощный тренд: многие АЗС активно оборудуют споты для подзарядки электрокаров, время которой постоянно оптимизируется (сегодня оно снизилось до 10 минут).

Продолжая тему альтернативных видов топлива — китайская сеть Shell China тестирует систему заправок для «интернет-каров». Проект, основанный Alibaba Group и SAIC Motor Corp, базируется на IoT-технологии с высокой степенью автоматизации. При помощи функции гео-зонирования система распознает автомобиль в момент въезда на территорию станции, фиксирует номер бензоколонки, рядом с которой паркуется водитель. Выбор категории и объема топлива происходит в приложении, а оплата проводится дистанционно через сервис Alipay или членскую карту Shell.

На отрасль торговли горючим оказывает влияние не только цифровизация в целом как глобальный экономический тренд, но и бурное развитие отдельных ниш. Очевидно, что сильным драйвером перемен является смежный автомобильный рынок, к потребностям которого вынуждены подстраиваться сети АЗС. Кроме того, смена потребительского поведения в ритейле, ориентация на новые виды платежей, ускорение стандартов обслуживания — все это ведет отрасль по пути технологизации. Возможно, в будущем заправочные станции станут настолько умными, что будут самостоятельно определять используемый вид горючего и необходимое количество дозаправки, или же получать эти данные непосредственно от бортовых систем автомобиля, управляемых искусственным интеллектом. Одно можно утверждать с уверенностью — время традиционных заправочных станций прошло.

Tags: авто
Subscribe

Posts from This Journal “авто” Tag

Buy for 20 tokens
Трудно представить, что сейчас можно чувствовать себя комфортно, при этом не общаясь с техникой на «ты». Скорее даже — на «эй ты, хеллоу, где мой горячий чай?» ))) Я говорю не про машины, самолеты или космические корабли, здесь другая история. Я про банальное:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments