На форуме «Открытые инновации» состоялась сессия «Диалог футурологов. Постцифровое общество» с участием председателя совета директоров ГК «Русские инвестиции» Кирилла Игнатьева и профессора Оксфордского университета, директора Института будущего человечества Ника Бострома.
В центре трансформации, по мнению российского футуролога, окажется сам человек. Мир уже начал подстраиваться под нас, опираясь на big data и технологии цифровых платформ.
Ближе всего к будущему такие отрасли: наука, искусство (где представлено множество идей будущего, в том числе в фантастике и дизайне), военная и космическая отрасль, а также товары для детей и сегмент технолюкса. Достаточно привести пример с игрушками-беспилотниками: сначала их целевой аудиторией были школьники, а сейчас - весь мир. Аналогичная ситуация с электрокарами, которые проходят путь от продукции для богатых до автомобилей для достаточно массового рынка. «Коммуникации подстраиваются под нас, - обратил внимание Кирилл Игнатьев. – Понятие общества как такового потеряло смысл. Появилась экономика сообществ. Раньше искали товары в Google или Яндексе, а сегодня все чаще совершаются покупки в соцсетях. Уже слишком дорого работать безадресно – например, пользоваться телерекламой. Экономика сообществ работает потому, что в них дешевле всего продвигать идеи и продукты». И это пока самый рациональный путь - до тех пор, пока мир не соберёт достаточный объём данных, чтобы сделать недорогим продвижение не на целевую аудиторию, а точно на целевого пользователя без публичной рекламы.
Футуролог выделил 10 трендов меняющегося в цифровой экономике мира, которые касаются всего – продуктов питания, создаваемой человеком среды, онлайн- и офлайн-составляющей нашей жизни:
1. Мир будет тотально подстраиваться под потребности индивида. Это касается как создаваемой человеком среды, так и продуктов, сервисов и программ.
2. Сети и средства коммуникации станут более кастомизированными и человекоподобными.
Соцсети освоят технологии общения и контента по запросу. В будущем человек сможет присутствовать где угодно. Речь идет о доступе к картинке в интересующем вас месте (стадионе, концерте, в другом городе) через очки людей, а затем и через доступ непосредственно к их зрению. «Мы сможем обмениваться даже эмоциями. И я разделяю мнение футурологов, которые считают, что мы сможем передавать мысли друг другу и нашим гаджетам», – сказал Игнатьев.
3. Интеллект перестанет быть монополией человека.
4. Данные пройдут стадию хайпа, как это случилось с биткоином, и превратятся в биржевой по сути товар.
Они будут выходить на открытые маркетплейсы в обработанном ИИ виде. Их цена будет колебаться.
5. Усилится самоорганизация общества.
Самозанятость станет главной формой труда. Число работающих на государство и большие корпорации людей сильно уменьшится. Ведомства и компании будут привлекать на работу самозанятых, а количество штатных сотрудников сократится до минимума.
6. Из угроз жизни уйдет на второй план война и техногенные риски.
На первом плане окажутся болезни, экология и глобальные катастрофы. «Следующее поколение не будет бояться войны. Ядерное оружие сыграло роль в том, что глобальные войны стали бессмысленны: это означало самоуничтожение. Технический прогресс пойдет дальше – воевать будут дроны, благодаря им потеряют смысл малые войны. А люди начнут больше думать о рисках случайных катастроф и извержениях супервулканов – например, Йеллоустоун. Последние, к слову, могут привести к глобальному похолоданию», – предположил Кирилл Игнатьев.
7. Заметно вырастет продолжительность свободного времени человека.
8. Вычислительная техника перейдет на новую технологическую основу.
Монополия кремния закончится. Компьютеры станут квантовыми или молекулярными, оптическими или ДНК-устройствами.
9. В середине XXI века наступит конец эпохи бумаги и кодекса Наполеона.
Мир будет существовать без наличных денег и бумажного документооборота. «Мы в течение пяти лет вообще не используем бумагу в коммерческой деятельности компании», – отметил футуролог.
10. Наступит эпоха нового образования – на стыке компетенций.
К постцифровому миру мы придем в полной готовности использовать технологии на стыке наук, отраслей и профессий. Вырастет целое поколение смешанных компетенций.
Также Кирилл Игнатьев перечислил множество изобретений и изменений, которые, по его прогнозам, несомненно придут в нашу жизнь. В частности, появятся цифровые двойники органов, которые будут моделировать работу нашего организма, «предвосхищая» заболевания и помогая врачам с диагностикой. Почти все органы человека смогут быть репродуцированы, в том числе методом 3D-печати. Приблизительно через 25 лет едва ли не каждый из нас перейдет на персонифицированное питание, основанное на синтезе продуктов в соответствии с личными критериями.
Организм будет находиться под постоянным мониторингом – допустим, потребления воды. Каждый человек по запросу сможет воспользоваться технологиями блокировки от нежелательного взаимодействия с другой персоной (можно вообразить себе такую услуг, как «разведение» уличных траекторий бывших супругов). Будут внедрены технологии мгновенного ментального перевода с одного языка на другой. Наконец, значительно увеличатся расходы государства на культурную составляющую.
«Мы перейдем к монетизации чувств. Самые большие проекты будущего будут лежать в плоскости антропономики, как сейчас – в соцмедиа и цифровизации. И я считаю, что мы еще не прошли стадию гуманизма. Именно технологии помогут на качественном уровне сделать мир более позитивным», – отметил Кирилл Игнатьев.
Journal information