Может ли мыслить существо, созданное человеком?
Можно ли создать мыслящего робота?
Как сообщает портал sciencenews.org, единственным способом дать роботам возможность чувствовать, может стать обучение их страху за свое собственное существование. Для того, чтобы избежать гибели, роботам пришлось бы развивать чувства, направляющие их поведение для обеспечения безопасности своего существа. Исследователь Антонио Дамасио предлагает наполнить человекоподобных андроидов так называемым “искусственным эквивалентом чувства”, при котором встроенная программа могла бы позволить осознать машине свое состояние.
Современные “умные” машины чаще всего предназначены для выполнения конкретных задач, среди которых может быть диагностика заболеваний, вождение автомобиля или победа при игре в шахматы. Однако выполнение алгоритма, ведущего к успешному завершению поставленной перед роботом задачи, не имеет ничего общего с творческим интеллектом, способным ошибаться и учиться на своих ошибках. С точки зрения Дамасио, в данном случае именно чувства становятся ключевым ингредиентом, в котором так нуждаются роботы для своего превращения в по-настоящему мыслящее существо.
Вопрос о гуманности создания искусственного интеллекта может стать одним из основных вопросов человечества XXI века
Чувства возникают из потребности выжить. Когда люди поддерживают робота в жизнеспособном состоянии, роботу не нужно беспокоиться о своем собственном самосохранении. Поэтому ему не нужны чувства — сигналы о том, что что-то нуждается в ремонте. Чувства побуждают живые существа искать оптимальные состояния для своего выживания в природе, что может помочь разумным машинам научиться испытывать чувство собственной уязвимости в природе аналогичным образом. Для того, чтобы воспринимать потенциальные угрозы, робот должен быть спроектирован так, чтобы иметь возможность понимать свое собственное внутреннее состояние.
Специалисты из Университета Южной Калифорнии утверждают, что перспективы создания машин с чувствами были недавно расширены благодаря успехам при разработке сразу двух ключевых областей исследований: при создании так называемой мягкой робототехники и изучении процессов глубокого обучения. Разработка методов глубокого обучения могла бы позволить выполнять роботизированной технике сложные вычисления, необходимые для перевода чувств в поведение, поддерживающее их существование. Для осуществления процесса глубокого обучения, нейронные сети головного мозга могли бы заменить особые наборы связанных вычислительных элементов, имитирующих работу нервных клеток в человеческом организме.
Для глубокого обучения требуется несколько слоев нейронной сети, пользуясь которыми интеллектуальный робот смог бы отслеживать свое внутреннее состояние. Представляя состояния окружающей среды в вычислительном виде, машина с функцией глубокого обучения смогла бы объединить различные данные в согласованную оценку окружающей ее ситуации. Вместе с тем, одна лишь способность ощущать внутренние состояния не будет играть большого значения в случае, если жизнеспособность роботизированного организма не будет подвергаться опасности. Роботы из металла не беспокоятся о комариных укусах, порезах бумаги или несварении желудка, но если бы робот был сделан из надлежащих мягких материалов, снабженных электронными датчиками, он мог бы обнаружить такие опасности, как порез на “коже», угрожающий его внутренностям, задействовав в дальнейшем программу для восстановления травмы.
Робот, способный воспринимать экзистенциальные риски, мог бы научиться разрабатывать новые методы защиты, вместо того, чтобы полагаться на заранее запрограммированные решения. В свою очередь, разработка новых возможностей самозащиты также может привести к повышению навыков мышления и развитию интеллекта. Может ли подобное утверждение привести к появлению реального прототипа главного героя из фильма “Терминатор”?
Journal information