luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Category:

Болезнь и смерть телевизора. Как новые привычки зрителя ведут к переделу рынка



Источник

Российские телеканалы рано или поздно будут вынуждены менять свои бизнес-модели из-за изменившихся зрительских привычек и предпочтений. Но найдется ли им место на новом рынке?

Предыдущий год ознаменовался переломом в борьбе между традиционным ТВ и интернетом. Если раньше объем рекламы в интернете опережал ТВ лишь в отдельных кварталах, то в 2018-м — по итогам всего года. Это подтверждение того факта, что у людей поменялась модель телесмотрения. Повлиявших факторов много — это и проникновение интернета, и рост его скорости, и появление онлайн-кинотеатров и сервисов, вроде Netflix и Apple TV, и распространение смартфонов, планшетов, ноутбуков и телевизоров со Smart TV. Может ли традиционное телевидение сопротивляться изменениям или отхватить кусок нового рынка?

Из телевизора в сеть

Аудитория YouTube-канала изгнанного в свое время с телевидения Леонида Парфенова составляет 687 000 подписчиков, а его видео, в том числе воскрешенной программы «Намедни», набирают сотни тысяч просмотров. Примеров, когда журналисты используют YouTube в качестве основной площадки, много. У Ксении Собчак более 1 млн подписчиков. Василий Уткин (329 000 подписчиков) реанимировал «Футбольный клуб», который он начинал делать на ТВ еще в 1990-х. Алексей Пивоваров с командой делает канал «Редакция» (638 000 подписчиков). Про Юрия Дудя можно и не упоминать. К этому следует добавить и YouTube-проекты стендап-комиков, которые успешно конкурируют с телевизионными юмористическими шоу.

В последние годы в YouTube стало на порядок больше качественного контента, который пользователь может смотреть не по расписанию, а в удобное для себя время и на любой платформе — от Smart TV до смартфона. По данным недавнего отчета ВЦИОМ, YouTube смотрят 58% россиян. А если взять сегмент в возрасте 18-34 года, то таких людей и вовсе 88-90%.

Чем отвечают телеканалы? Крупнейшие российские телеканалы присутствуют на YouTube довольно давно — с 2013 года. Сейчас у «России 24» на YouTube больше 3,5 млн подписчиков, у «Россия 1» — почти 2 млн, у «Первого» — 3,8 млн, у НТВ — больше 7 млн. Проблема в том, что телеканалы используют свои каналы для ретрансляции видео, показанных по ТВ, и порой выгружают десятки роликов за день. Как итог, многие из них порой не набирают и десятка тысяч просмотров.

Есть и исключения. Например, НТВ стал публиковать на YouTube сериалы: у первой серии «Гения» было больше 2 млн просмотров, у второй и третьей серии — более 1 млн просмотров. «Первый» завел отдельные каналы для главных шоу — «Вечернего Урганта» (3,7 млн подписчиков) и «Голоса» (1,26 млн подписчиков). И там видео набирают сотни тысяч и миллионы просмотров.

Тем не менее, это не решает главную проблему: телеканалы почти не зарабатывают на YouTube. Они не делают специальные шоу под эту площадку с рекламными интеграциями, а просто транслируют контент, который показывается по ТВ. Стратегия выглядит скорее как желание напомнить зрителю о себе, чтобы в их ленте рекомендаций мелькнул видеоролик телеканала.

Впрочем, у телеканалов есть шанс заработать в другом сегменте, который тоже отъедает часть их бизнеса.

Билет на последний сеанс

Россияне все больше готовы платить за видеоконтент. Объем рынка онлайн-кинотеатров в прошлом году вырос на 35% до 10,4 млрд рублей. При этом основной заработок приходится не на рекламу, а именно на подписки. Есть все шансы, что в этом году подобные темпы роста сохранятся.

Почему этот бизнес угрожает традиционному ТВ? Все просто: онлайн-кинотеатры являются уже не только распространителями фильмов, но и сами производят контент — сериалы, ТВ-шоу. Тем самым они отбирают зрителей у ТВ. Netflix — отличный тому пример: в 2018 году он обошел кабельные и эфирные каналы по числу номинаций на телевизионную премию «Эмми».

Правда, в России Netflix так и не стал популярен — для него наш рынок не очень приоритетен. Новый стриминговый сервис Disney+, получивший в первый день более 10 млн подписчиков, тоже нескоро станет доступен а России: наша страна не попала даже во вторую волну запуска. В мае этого года в России запустился Apple TV, но пока весомых успехов не достиг, и российский рынок также не является для него приоритетным. Пока лидерами на российском рынке остаются отечественные сервисы — ivi, Okko, «Амедиатека». Может быть, это шанс для российских телеканалов — создать аналог Netflix, который сможет захватить часть рынка?

В этом направлении действует «Газпром-медиа», владеющая телеканалами ТНТ, ТВ-3, «Пятница!», ТНТ4, 2х2 и «Супер». В августе прошлого года компания запустила сервис «ТНТ-Premier», позднее ставший просто Premier. Он стартовал с эксклюзивного показа сериала «Домашний арест» и продолжает делать ставку на собственные сериалы и шоу. Как успехи? За первый месяц аудитория сервиса превысила 2 млн человек. Для сравнения, у лидера рынка ivi ежемесячная аудитория составляет 48 млн человек. При этом 69% просмотров у Premier в этот месяц приходилось на смартфоны. В начале 2019 года у сервиса, как писали «Ведомости», было около 500 000 платных подписчиков.

Но здесь перед телеканалами опять встает проблема: этим рынком интересуются не только сервисы, изначально создававшиеся в качестве онлайн-кинотеатров, но и крупные интернет-компании. Например, «Яндекс», сделавший из своего «Кинопоиска» онлайн-кинотеатр, а не только базу фильмов. В начале 2019 года стало известно, что «Яндекс» присматривается к производству сериалов. Компания планировала заказать 8-10 сериалов, показать их в 2020 году и уже тогда принять окончательное решение об активном развитии производства. А на днях «Яндекс» объявил о том, что профинансирует перезапуск мультсериала «Смешарики» — по оценкам аналитиком, сумма инвестиций составит около 100 млн рублей. Это один из самых популярных мультсериалов, но он не выходил в оригинальном формате с 2010 года.

Онлайн-кинотеатры также понимают, что им нужен собственный контент. В мае гендиректор ivi Олег Туманов объявил, что сервис в течение ближайшего года вложит до 1 млрд рублей в производство сериалов. Планы достаточно масштабны даже по меркам некоторых телеканалов: десять мини-сериалов, пять премиальных сериалов, десять полнометражных фильмов. Онлайн-кинотеатр Okko экспериментирует с собственными сериалами в вертикальном формате, которые изначально ориентированы на смартфоны. А уже в этом году сервис начнет показ собственных сериалов в обычном формате. Бюджет Okko на производство контента составляет около 400 млн рублей.

Время что-то менять

Пока запас прочности у телевидения пока есть. По данным MediaHills, ежедневно ТВ смотрят около 70% россиян. Однако время просмотра за год сократилось с 238 минут до 230 минут. Пока нет никаких предпосылок к тому, чтобы тенденция изменилась. А самое страшное, что доходы от рекламы падают.

Телеканалы рано или поздно вынуждены будут изменить свою бизнес-модель. Пока крупные зарубежные сервисы не рассматривают Россию в числе приоритетных для себя рынков, у нас есть шанс создать собственных крупных игроков, которые смогут на равных конкурировать с иностранными игроками. Тем более, что пример такой успешной конкуренции уже существует: «Яндекс.Музыка» на рынке стриминга музыкального контента вполне успешно соперничает с Google, Apple и другими зарубежными сервисами. Вопрос лишь в том, кто станет российским Netflix. Претендентов много — онлайн-кинотеатры, интернет-компании, «Газпром-медиа». Но, возможно, этим лидером станет кто-то из крупнейших российских телеканалов, внезапно решивший поменять свою бизнес-стратегию.

Автор: Андрей Бояринов

Tags: youtube, ТВ, интернет
Subscribe

Posts from This Journal “ТВ” Tag

promo nemihail 19:00, вчера 210
Buy for 20 tokens
На днях Ирине Волк, помощнику министра внутренних дел, официальному представителю МВД РФ присвоили очередное звание генерал-майора полиции. И началось, мол не достойна, мол обесценивают звание генерала и т.д. (фото: Яндекс Картинки, Ирина Волк) Больше других отличилась Мария Кожевникова,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments