luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Провальный курс: почему импортозамещение не оправдало надежд


Стенд "Сделано в России", ПМЭФ 2018 (Фото Владислава Шатило / RBC / TASS)

Источник

Объявленный в 2014 году курс на независимость российской экономики от импорта был фактически провален. Залогом экономического роста должны стать не протекционистские меры, а стимулирование экспортеров

Курс на импортозамещение был объявлен в России в 2014 году после введения санкций со стороны западных стран. Благая идея основывалась на том, что мы должны наладить собственное производство закупаемой ранее продукции и снизить зависимость основных отраслей от импорта. Удалось ли добиться желаемого?

Планы и факты

По данным государственной информационной системы промышленности планировалось, что в лесопромышленном комплексе уровень закупок за рубежом снизится до 49%, в нефтегазовом машиностроении — до 55%, в автомобилестроении — до 7%, в станкостроении — до 75%, в медицине — до 33%, в легкой промышленности — до 44%.

Безусловно, к началу 2019 года удалось достичь определенных успехов. К примеру, российская промышленность производит до 60% комплектующих для иностранных автомобильных брендов, но не 93%, как ожидалось. Другие рынки не показали и таких результатов: нефтегазовое машиностроение по-прежнему на 71% зависит от импорта, станкостроение — на 93%, медицина — на 73%, легкая промышленность — на 78%, лесопромышленный комплекс — на 87%.

Каковы же причины фактического провала плана импортозамещения? Ответ прост: внутренний рынок РФ не обеспечивает достаточного спроса. Зависимость от импорта сохраняется, поскольку проще купить за рубежом в нужном объеме, чем производить «на склад». Для создания производства российских аналогов машин, оборудования и комплектующих, не говоря уже о лекарствах, нужно время и инвестиции, а их нет. К примеру, для производства лекарств, с учетом времени тестирования и вывода на рынок, нужно не менее 7 лет и несколько миллионов долларов на исследования. Можно ли было добиться заявленных показателей и снизить зависимость от зарубежных препаратов в 2 раза за 5 лет без серьезных капиталовложений? Разумеется, это было нереально.

Если обратиться к статистике по импорту, мы увидим, что максимальный спад действительно произошел в 2015 году. По данным Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара (ИЭП), тогда 30% предприятий сократили закупки машин и оборудования, 22% — сырья и материалов, однако к 2019 году баланс восстановился. Сегодня доля импортозамещения составляет всего до 10% по этим статьям. Выходит, что импортозамещение «затухло»?

Собственно, этого следовало ожидать. При слабом и небольшом рынке необходимо не просто замещать импорт, а увеличивать конкурентоспособность своей продукции на внешних рынках. Стратегия «сначала заместим, а потом будем экспорт развивать» не работает, поскольку на маленьком рынке РФ сложно вырасти до уровня глобальных игроков. Тот же Китай, отказываясь от традиционного российского импорта продукции химической отрасли, черных металлов и лесобумажных товаров и замещая их у себя, тут же выходит в гораздо больших объемах на внешние рынки, экспортируя в другие страны и тесня там Россию.

Импортозамещение привело лишь к временному сокращению закупок за рубежом. По статистике ФТС России, основными стали отрасли, производящие продукцию животного происхождения, где с 2014 до 2019 года снижение импорта составило 46% ($12,3 млрд в 2014 году против $6,64 млрд в 2018 году). Импорт минерального сырья снизился на 32%, древесины и изделий из нее — на 45%, драгоценностей — на 36%. Этими товарами внутренний рынок восполнился, по всей видимости, за счет отечественных производителей. В целом же объем закупок к концу 2018 года достиг практически уровня 2014 года: $238,4 млрд против $287,1 млрд , при спаде до $179,8 млрд в 2016 году.

Курс на экспорт

Надо отметить, что в последние годы было немало сказано о необходимости перехода от импортозамещения к ориентированности на экспорт. Все чаще можно слышать об успехах на этом поприще. На конференциях и форумах, в заявлениях и отчетах правительства говорится о росте несырьевого неэнергетического экспорта РФ, который достиг $150 млрд в 2018 году, и о том, что экспорт превышает импорт.

Но все ли так радужно? Не ждет ли и эту политику «затухание»? В 2018 году объем экспорта из России составил $450 млрд, из которых 65% приходится на отрасль минералов и 10% на металлы. Остальные отрасли — машины, химия, сельхозпродукция, деревообработка и бумага — составляют 5-6% каждая и сильно подвержены мировой конъюнктуре.

Тем временем в международной торговле доминируют США и Китай, легко вытесняя Россию со многих рынков. России определенно нужны новые ниши и диверсификация. Необходимы инвестиции в экспорт, поддержка государства и банковского сектора, в первую очередь для малого и среднего бизнеса. Нужно облегчить экспортный режим и упростить для компаний процедуру возврата НДС. В России всего 2% предприятий страны что-то экспортируют, против среднего показателя в мире 10-15%. И этот показатель нужно увеличивать.

Если раньше мировым центром потребления были США и Европа, сейчас очевидно смещение в сторону азиатских рынков. По данным ООН, в течение всего XXI века самым многолюдным регионом останется Азия, здесь будет сосредоточен и покупательский спрос. В 2050 году свыше половины населения мира будет проживать в Азии. Перспективными для России могут оказаться рынки стран, которые также подвержены санкциям, ограничивающим их торговлю с западными странами. Такие рынки следует захватывать, действуя гибко и активно, — к примеру, вводя режимы свободной торговли с ними.

Российские власти определили курс на удвоение несырьевого неэнергетического экспорта к 2024 году. Рост ожидается все в тех же отраслях, что и ранее: металлообработка, машиностроение, продовольствие, химическое производство. Большое значение придается росту экспорта услуг — образовательных, медицинских, туризма и транспортных. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ) совокупно они составляют около 40% всего экспорта ($65 млрд из $150 млрд в 2018 году), и почти 40% из них ($22 млрд) приходится на экспорт транспортных услуг. Будем ли мы в этом успешны, покажет время.

Автор: Мирослав Золотарев

Tags: Россия, экономика
Subscribe

Posts from This Journal “экономика” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments