Прошел год с того момента, когда в стране начались практические работы по созданию цифровой экономики. Первый год – это не только первые достижения, но и осознание проблем и сложностей, которые предстоит разрешить в ходе реализации масштабного национального проекта. Этим вопросам была посвящена дискуссия «Цифровая трансформация государства: опыт лидеров», состоявшаяся в пленарной части TAdviser SummIT. В ней приняли участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков, заместитель министра здравоохранения РФ Елена Бойко, генеральный директор «РТ Лабс» Максут Шадаев, директор НИИ «Восход» Андрей Бадалов. Модератором дискуссии выступил Александр Левашов, главный редактор TAdviser.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Константин Носков начал свое выступление с приветствия участников TAdviser SummIT:
«Уважаемые коллеги! На этом саммите собираются люди, которым точно интересна цифровая экономика, это тот коллектив, который точно меня хорошо понимает и чувствует»
Константин Носков: Экономия бюджетных средств при подключении к интернету социально-значимых объектов за счет использования аукционных процедур составила 90 млрд рублей
Александр Левашов: Первый вопрос – к Константину Юрьевичу Носкову, руководителю госпрограммы «Цифровая экономика». По прошествии года мы видим первые результаты: к интернету подключаются социально-значимые учреждения, люди все активнее пользуются порталом госуслуг. В то же время мы слышим критику. Она звучит, например, со стороны сенаторов и связана, в первую очередь, с задержками в освоении бюджетных средств. Как вы сами оцениваете результаты реализации программы за первый год? Что считаете наиболее важным достижением, а что вызывает наибольшие затруднения?
Константин Носков: Программа очень большая, сложная. Работа начата по большому количеству направлений, поэтому о результатах реализации можно говорить очень долго. Остановлюсь на самых главных, в соответствии с главными направлениями программы.
Инфраструктура цифровой экономики. Главное достижение – это, действительно, запуск процесса подключения социально-значимых объектов: школы, фельдшерско-акушерские пункты, муниципалитеты, пожарные част и т.д. На данный момент подключено порядка 18 тысяч объектов. Это в разы больше, чем подключалось в предыдущие годы. Например, в прошлом году подключили порядка 6 тысяч больниц, и на тот момент это тоже был проект, который по своему масштабу стал крупнее всех подключений, состоявшихся за предыдущие годы. В последующие годы темпы подключений будут нарастать.
Упомяну в качестве интересного опыта: мы проводили конкурсы и аукционы по каждому региону на подключение социально-значимых объектов, исходя из регионального принципа, и покупали услугу интернета. Иными словами, мы и проводим подключение, и покупаем трафик. Эта новая практика аукционов дала феноменальный эффект.
Полная видеозапись дискуссии TAdviser SummIT с участием Константина Носкова, Елены Бойко, Андрея Бадалова и Максута Шадаева
Первоначальные расчеты делались, исходя из традиционной модели единственного исполнителя. В соответствии с этой моделью плановый срок подключения к интернету - конец 2024 года, а стоимость всего федерального проекта - 140 млрд рублей. Опыт проведения аукционов позволяет скорректировать параметры проекта: все объекты будут подключены до конца 2021 года, а стоимость - 50 млрд рублей. Экономия бюджетных средств за счет использования аукционных процедур составила 90 млрд рублей!
Победителями аукционов стали полтора десятка компаний. Причем, это не только крупные федеральные игроки, но и региональные компании, которые победили в некоторых регионах. Кстати, изначально у меня были некоторые опасения: придут ли компании, в том числе небольшие региональные, на этот аукцион? Потом я думал, останутся ли они дальше? Сегодня можно с уверенностью сказать, что все получилось удачно. Первый год прошли, готовим официальную отчетность, все идет по плану. Это, конечно, успех, и о нем точно можно говорить как о состоявшемся успешном результате.
По инфраструктуре связи. Запущены пилотные зоны сетей 5G. Пока они функционируют в пилотном режиме. Нам еще предстоит решить проблему с конверсией радиочастотного спектра. Идут переговоры, договариваемся, прежде всего, с военными по поводу использования радиочастотного спектра. Процесс этот, сами понимаете, непростой. Он продолжится и в этом, и в следующем году.
Цифровое государство. Действительно, продолжает расти и популярность и посещаемость портала госуслуг. На днях на портале зарегистрировался стомиллионный посетитель. У нас один из самых посещаемых государственных порталов в мире. Особой популярностью сейчас пользуется мобильная версия портала госуслуг. При этом мы понимаем, что текущая модель имеет ограничения по масштабированию. Экстенсивный рост требует перехода на новые функции. По сути, «идеология» того, как сейчас работает портал, была заложена десяток лет назад. А сегодня мы достигаем потолка его возможностей, нужны качественные изменения.
Эти качественные изменения мы будем реализовывать через механизм так называемых супер-сервисов. Все о них, конечно, наслышаны. В пилотном режиме в пяти регионах запущен первый суперсервис – «Европротокол онлайн». Мы видим и обратную связь, в том числе, критику, и дорабатываем это приложение. В целом, сервис работает, пользуется популярностью. На портале госуслуг размещены прототипы 15 из 25 будущих суперсервисов, которые проходят открытое общественное обсуждение.
Люди активно оставляют комментарии. Мы изучаем отклики с точки зрения того, насколько это будет удобно пользователям. Статистика говорит, что более 80% людей считают, что предложенные супер-сервисы - это вещь правильная, нужная и удобная. Этими супер-сервисами, которые связаны с конкретными жизненными ситуациями граждан, мы надеемся покрыть порядка 90% всех случаев, когда гражданин соприкасается с государством. Это и есть цифровое государство - то, которое понятно и нужно людям.
Запущено несколько процессов внутригосударственного управления: процесс по созданию единой среды разработки, процесс по созданию единой облачной платформы (ГЕОП), процесс по созданию национальной системы управления данными (НСУД). Андрей Юрьевич Бадалов - руководитель организации, которая занимается этими вопросами, сможет обо этом рассказать подробнее.
Сквозные технологии. Мы достаточно долго шли к тому, чтобы начать распределять (раскассировать) средства. 28 ноября заканчивается прием заявок по институтам развития: РВК, «Сколково», РФФИ. По другим институтам развития конкурсы уже проведены. Скажем, Иван Михайлович Бортник уже отобрал сотни проектов, началось их финансирование.
Замечу, что мы стараемся ответственно подходить к этому вопросу - не просто раздавать деньги. Мы долго работали над тем, чтобы разработать правильные дорожные карты, получить наилучшее описание технологической стратегии с точки зрения того, какие проекты мы будем финансировать. Плюс было принято стратегическое решение, что мы используем существующие институты развития. То есть, не создаем ничего нового, проводим финансирование проектов через существующие институты развития. Фактически все они в этом процессе задействованы.
Нормативное обеспечение. Проект цифровой экономики крайне сложный. Все законы, правительственные акты, которые мы готовим, зачастую ломают некие сложившиеся принципиальные устои. Поэтому зачастую их крайне сложно согласовывать. В направлении нормативного обеспечения мы плотно работаем с бизнесом. Как вы знаете, инфраструктура управления предусматривает разработку, в том числе, законопроектов, с помощью центров компетенций и разных рабочих групп.
Если говорить о принятых законопроектах, то их, к сожалению, немного – тех, что обрели силу закона. На данный момент полностью принято только три закона. Большая часть законопроектов находится на рассмотрении в Государственной Думе. Часть нормативных актов проходит согласование на уровне правительства РФ. То есть, база есть по всем направлениям, но, с точки зрения конечных результатов нормотворческой деятельности, их, к сожалению, пока не так много. Но я надеюсь, что по тому большому количеству законопроектов, которые находятся сейчас в Государственной Думе, в течение осенне-весенней сессии большая часть будет принята.
Важный аспект программы – информационная безопасность. Но здесь я не смогу назвать значимые результаты, которые имеют открытый характер.
Александр Левашов: Давайте детальнее поговорим о сложностях исполнения программы.
Константин Носков: Вы упомянули низкое освоение средств. Знаете, это вопрос, который интересует, в первую очередь, чиновников. А обычного человека интересует, добились ли результата. Тем не менее, такой вопрос, действительно, звучит, и на него нужно отвечать. Кассовое исполнение нацпрограммы «Цифровая экономика» сейчас составляет около 20%, но по итогам 2019 года достигнет примерно 85%.
Поясню, в чем причины достаточно низких, относительно других ведомств, цифр. Во-первых, по некоторым аспектам мы долго двигались. Например, по сквозным технологиям. Во-вторых, по большинству проектов мы не авансируем их исполнение. Возьмем подключение социально-значимых объектов: мы не выплачиваем авансы, а оплачиваем услугу в конце процесса, ее получение по факту. Это специфика нашей программы.
Константин Носков: Весь год мы все со скрипом прирабатывались к сложной системе управления нацпрограммой
В целом, по состоянию на конец года мы выйдем на приемлемое кассовое исполнение. И еще раз призываю всех смотреть на результаты: если при освоении бюджета на 80% мы достигли поставленного результата, это очень хорошо. Хорошо, что мы потратили 50 миллиардов рублей, а не 140 миллиардов, решив ту же задачу за срок, в два раза более короткий. Мне кажется, это следует рассматривать как позитивное явление.
Александр Левашов: Система управления программой является очень сложной из-за того, что в ней задействовано много ведомств. Планируется ли каким-то образом реформировать систему управления, чтобы она стала более динамичной, более простой?
Константин Носков: Эту проблему я тоже ощущаю. Но я в этой системе управления не архитектор, а руководитель программы, управленец. И в этом качестве могу только высказывать пожелания. Но смотрите: с одной стороны, система, действительно, сложная. Весь год мы все, скажем так, со скрипом прирабатывались к этой системе. Сегодня по прошествии года работы я понимаю, что работать в этой системе мы научились, и сейчас все идет гораздо быстрее.
С другой стороны, эта система позволяет учитывать интересы многих сторон. Поэтому решения, которые получаются в итоге, оказываются достаточно сбалансированными и на финальной стадии уже не встречают того сопротивления, которое могло бы быть, если бы система управления была более прямолинейной и не включала большое количество игроков.
Александр Левашов: Самой программе «Цифровая экономика» только год, но процесс цифровой трансформации в бюджетной сфере начался задолго до появления программы. В частности, это касается цифровизации здравоохранения. Следующий вопрос я адресую замминистра здравоохранения Елене Львовне Бойко. Опишите, пожалуйста, наиболее важные изменения, которые произошли за последние 2-3 года в вашей отрасли. Наиболее интересно то, что в 2016-2017 гг. было невозможно, а сегодня уже становится реальностью.
Елена Бойко: Первое, о чем нужно сказать: в 2017 году был выпущен федеральный закон об информационных технологиях в здравоохранении. Он позволил оформить архитектуру существующих информационных систем в здравоохранении, их взаимодействие. Он определил, что цифровое здравоохранение вообще возможно, то есть, возможно всю медицинскую документацию вести в электронном виде. Он наделил Минздрав РФ полномочиями устанавливать, разрабатывать основные принципы и подходы к формированию электронной документации, а также - это для нас является, пожалуй, главным - полномочия устанавливать единые требования для всех информационных систем всех медицинских организаций, всех участников здравоохранения в нашей стране.
В этом году Минздрав выпустил и зарегистрировал требования к информационным системам, их функционалу и т.д. Почему это важно? Организационно для нас важны не сами информационные системы, а то, что они позволяют делать нашим медицинским организациям. Мы нацелены на конкурентный рынок цифрового здравоохранения. Поставщиков таких решений у нас в стране достаточно много, и мы заинтересованы в том, чтобы они развивались, чтобы они специализировались на различных видах софта. То есть, совсем не обязательно, чтобы все разрабатывали стандартные медицинские системы. Пусть это будут различные приложения, которые, безусловно, могут между собой взаимодействовать и интегрироваться.
Это все было невозможно два-три года назад. Тогда мы такие аспекты даже не рассматривали, потому что тогдашний контур цифрового здравоохранения включал только медицинские организации, расположенные в крупных городах. Все, что находится в более отдаленных населенных пунктах, мы даже не рассматривали в наших планах. Без соответствующей инфраструктуры мы даже не смогли бы начать проектирование единого цифрового контура. Но в силу того, что государство взяло вектор на подключение сельских объектов к интернету, за последние два года был совершен рывок в подключениях медицинских организаций. А рамках «Цифровой экономики» поставлена задача подключить более 35 тысяч объектов. Таким образом, сейчас есть реальная возможность - и она запланирована - создать единый цифровой контур здравоохранения РФ. Как это делается?
Елена Бойко: Нужно, чтобы у нас, по крайней мере, в здравоохранении, люди, работающие на местах, в медицинских организациях, понимали, зачем им все это нужно. Чтобы «светлое будущее» не было им навязано, а они сами увидели в цифровизации те инструменты, без которых дальнейшая жизнь организации невозможна
У нас есть национальный проект «Здравоохранение», и в нем - федеральный проект «Создание единого цифрового контура». Там заложены мероприятия по реализации базовой программы. К ним относятся, в частности, завершение создания инфраструктуры и программного обеспечения в медицинских организациях, создание региональных цифровых платформ здравоохранения, которые обеспечивают автоматизацию и информационное сопровождение процессов регионального здравоохранения, также подключение всего этого, включая информационные системы в сфере здравоохранения, к нашей единой цифровой платформе и к федеральной системе. Все это мы должны сделать.
Основные результаты ожидаются к концу 2021 года. Несмотря на то, что нацпроект запланирован до конца 2024 года, мы понимаем, что эта цифра, скорее, обеспечивает условия для выполнения ключевых мероприятий, а сроки по реальным работам вот такие.
Александр Левашов: 2021-й год – это вообще-то уже завтра…
Елена Бойко: Да, осталось всего два года. Это базовая цифра. Безусловно, она полностью синхронизирована с мероприятиями «Цифровой экономики». И нас очень радует, что в 2017 году, когда закладывалась основная нормативная база цифрового здравоохранения, были приняты верные решения, и сегодня в связи с планами федеральных проектов «Цифровой экономики» нам не приходится все кардинально менять. Наоборот, все абсолютно синхронизированно: и наши планы развития, и планы "Цифровой экономики".
Второе. В 2017 году мы запустили «Личный кабинет пациента» на портале госуслуг. После долгих процедур мы добились функционирования нескольких услуг в формате моно-услуг. И мы тогда уже понимали, что это, конечно, будет полезно для граждан, но совсем не предел совершенства. И то, что сегодня делается в федеральном проекте «Цифровой экономики» - это принципиально иной уровень.
У нас запланирован супер-сервис «Мое здоровье». Он означает переход на кардинально другой уровень качества услуги. Он нацелен не на автоматизацию предоставления определенных услуг, то есть, перевод их в электронную форму, а именно на результат – предоставить то, что нужно гражданам. Граждане, может быть, вообще не хотят получать никаких услуг, ведь им нужен конкретный результат. Скажем, человеку нужно отправить ребенка в летний лагерь, а для этого получить всю необходимую медицинскую документацию без каких-либо затруднений. Или пройти диспансеризацию, чтобы убедить работодателя в своей работоспособности. Исходя из такой логики, обслуживание граждан спроектировано как супер-сервис.
Александр Левашов: Когда его планируете запустить?
Елена Бойко: Планируем запустить супер-сервис «Мое здоровье» в 2020 году. В нем запланировано много функций по пяти основным направлениям. До конца 2020 г. должна быть реализована базовая часть, а до конца 2021 г. – расширенный функционал. А весь расширенный функционал в самом полном объеме – до конца 2024 г.
Александр Левашов: Что входит в расширенный функционал?
Елена Бойко: Расширенный функционал подразумевает, что где бы гражданин ни проживал, в каком бы отдаленном населенном пункте, он может зайти на портал, посмотреть и скачать свою медицинскую документацию. Например, ему придут результаты анализов, он может их посмотреть, получить заключение. Если нужно, ему автоматически будет выдано направление на повторный прием.
Константин Носков: Подчеркну: это, действительно, будет делать сам гражданин. В программе еще отдельная ветка, связанная с созданием «Цифрового профиля» гражданина. Здесь мы принципиально исходим из того, что сам гражданин должен распоряжаться своими данными, сам должен давать разрешение на использование своих данных. Сейчас ведь нет определенности в этом вопросе: у гражданина, вроде бы, этих данных нет, они по разным ведомствам разбросаны. В этом вопросе нужна определенность.
Елена Бойко: Совершенно верно. И еще есть направление, по которому нужно с коллегами поработать в нормативном плане. Мы говорим, что у нас система здравоохранения одна. А по факту: есть государственное здравоохранение со своей документацией, а еще есть другие клиники, которые мы посещаем, чтобы сэкономить время: в одной - сдать анализы, в другой - показаться доктору по конкретной специализации.
В наших концепциях супер-сервисов мы сейчас исходим из того, чтобы на портале госуслуг медобслуживание представляли все-все медицинские организации. Чтобы человек сам мог определить для себя, куда записаться на прием, где лечиться, куда предоставить свои медицинские документы. Это пункт два в списке того, о чем мы не думали три года назад, а сегодня делаем в рамках «Цифровой экономики».
Третий пункт - федеральный проект развития сквозных технологий. Хотя сейчас коллеги только разрабатывают основные базовые принципы, это уже подтолкнуло к значительным изменениям в здравоохранении. Сейчас у нас идет ряд пилотных проектов. Каких? И почему при этом мы говорим про сквозные технологии? Речь идет о внедрении в ИТ-системы здравоохранения технических решений с использованием искусственного интеллекта – таких, которые помогают в диагностике различных заболеваний. Например, по диагностическим КТ-, МРТ-изображениям, рентгеновским снимкам и т.д. Мы говорим о том, что искусственный интеллект в качестве второго мнения позволяет лучше диагностировать и улучшать результаты медицинских обследований, снижать вероятность ошибки. Или, например, расшифровка электрокардиограмм. Люди, которые проживают в деревнях, не уделяют достаточного внимания своему здоровью.
Если мы сделаем так, что получить расшифровку ЭКГ будет легко, дистанционно – в режиме онлайн, то у нас появляются реальные перспективы снижения показателей смертности в стране. Напомню, что наибольший процент смертности в стране дают сердечно-сосудистые заболевания.
Еще один важный момент. Под патронажем «Цифровой экономики» уже целый год идет обучение по программе профессиональной переподготовки «Руководитель цифровой трансформации» (CDTO). Я, кстати, сама ее прохожу. По ней мы обучили наших коллег - руководителей здравоохранения. Они прямого отношения к цифре не имеют, но, прослушав несколько модулей, стали понимать, что такое цифровые платформы, что такое DevOps и т.д. Какими бы правильными ни были наши с вами представления – людей из ИТ – о том, что нужно делать и как это нужно делать, мы не сможем сделать все, что необходимо, своими руками.
Нужно, чтобы у нас, по крайней мере, в здравоохранении, люди, работающие на местах, в медицинских организациях понимали, зачем им все это нужно. Чтобы «светлое будущее» не было им навязано, а они сами увидели в цифровизации те инструменты, без которых дальнейшая жизнь организации невозможна.
Константин Носков: Спасибо, Елена Львовна, за упоминание этого направления деятельности. Действительно, это один из результатов программы. Еще осенью мы преодолели планку в 10 тысяч обученных специалистов. Это тысячи людей, которые уже прошли через школу цифровой экономики. Это короткие курсы, которые, как мы рассчитываем, смогут поменять взгляды людей на мир ИТ, и заставить руководителей понять, что и они, и мы все уже живем в новой реальности.
Часть 1 Часть 2
Journal information