Евгений Чаркин на TAdviser SummIT
В соответствии с этим принципом запланировано создание восьми цифровых платформ, каждая из которых становится базовым элементом ИТ-инфраструктуры для ключевых сфер деятельности РЖД: мультимодальных пассажирских перевозок, мультимодальных грузовых перевозок, транспортно-логистических узлов, оператора линейной инфраструктуры, логистического оператора электронной коммерции, управления перевозочным процессом, тягового подвижного состава, а также платформы непроизводственных процессов.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
«Важнейший элемент платформенного подхода – это возможность создавать новые сервисы, заложенная в платформенной архитектуре, пояснил Евгений Чаркин. - На базе наших цифровых платформ в дальнейшем будут создаваться отраслевые решения любой сложности.»
Кроме того, базовые платформы создаются как комплекс взаимосвязанных технологических решений, обеспечивающих поддержку сквозных информационных технологий. В их числе: интернет вещей, большие данные, распределенные реестры, интеллектуальные системы, реализующие, в том числе, методы машинного обучения, виртуальная и дополненная реальность, а также новые технологии передачи данных, включая квантовые коммуникации.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
В докладе ИТ-директора РЖД часто звучала аббревиатура CRM. В частности, CRM-система поможет перевести до 90% документооборота с отправителями грузов в электронный вид, ведомственная электронная торговая площадка станет «окном» для предоставления услуги доставки груза, смарт-контракты ускорят и повысят эффективность бизнес-процессов. По оценкам компании, в целом, это должно позволить ей увеличить рост объемов погрузки к 2025 году на 70 млн. тонн только за счет внедрения цифровых технологий.
CRM и система управления клиентскими данными – основа для внедрения более качественных услуг B2C через сайт компании, отметил Евгений Чаркин.
«Сегодня у нас показатель посещаемости сайта – миллион человек в месяц. Мы ставим задачу обеспечить максимально таргетированное предложение для каждого, - подчеркнул ИТ-директор РЖД. - Для этих целей развиваем блок технологий аналитической обработки больших данных.»
В сфере управления подвижным составом задача цифровой трансформации заключается в уходе от учетных систем к интеллектуальному управлению. ИТ здесь позволят повысить скорость планирования перевозок за счет оперативной актуализации с учетом новых факторов, а также снизить зависимость от человеческого фактора, например, в работе дежурно-диспетчерского персонала станции.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
Локомотивный комплекс превратится в «Цифровое депо», где в рамках доверенной ИТ-среды проходят обслуживание «умные» локомотивы. Совместно с компанией Cognitive Technologies РЖД запустило проект, предполагающий использование ИТ-решений машинного зрения этого разработчика для сбора данных с датчиков, расположенных на подвижном составе, и анализа этих данных в реальном времени.
Для управления жизненным циклом всей железнодорожной инфраструктуры компания создала специального оператора линейной инфраструктуры, который будет, в частности, использовать в своей работе методы цифрового моделирования в строительстве и эксплуатации (BIM).
«Цель – совместно с технологиями интернета вещей создавать цифровых двойников объектов, которые позволят, в частности, резко повысить эффективность ремонтных работ, - поясняет Чаркин.»
Слайд из презентации Евгения Чаркина
ИТ-директор РЖД видит ряд сложностей, их невозможно избежать в столь масштабном проекте.
«За любой трансформацией обязательно стоит изменение процессов, - говорит Евгений Чаркин. - Поэтому первый принцип реализации стратегии – реорганизация бизнес-процессов.»
Реорганизация подразумевает внедрение принципиально новых механизмов кросс-функционального взаимодействия между подразделениями компании, добавил ИТ-директор РЖД.
Для РЖД понятие цифровой корпоративной культуры наполняется сугубо практическим смыслом.
«Человеку не свойственно выходить из зоны комфорта. А как заставить это огромное количество людей работать по-новому? Для этого совместно с HR-департаментом разработана специальная программа, - рассказывает Евгений Чаркин.»
Она включает не только специальное обучение сотрудников, вовлекаемых в процесс цифровой трансформации: от высшего руководства РЖД до рядовых сотрудников, но и создание специального института «агентов изменений», чья деятельность непосредственно связана с участием в управлении изменениями, обобщении передового опыта и его распространением в компании.
Отдельное направление стратегии цифровизации связано с непроизводственными процессами. Это последнее по списку, но не последнее по значимости направление включает, в частности, сложный проект импортозамещения корпоративной системы электронного документооборота, а также мероприятия по налоговому мониторингу.
Слайд из презентации Евгения Чаркина
Евгений Чаркин подчеркнул, что РЖД одним из первых крупных налогоплательщиков РФ перешли на электронное взаимодействие с ФНС.
«Поставленные планы мы, несомненно, выполним. Для этого, в частности, в стратегии цифровизации четко прописаны не только цели, но и параметры KPI трансформации. Однако необходимо поддерживать качественные взаимодействия государства и крупной инфраструктурной компании, - отметил Евгений Чаркин.»
Слайд из презентации Евгения Чаркина
По оценкам компании, экономический эффект от цифровой трансформации для самой компании составит приблизительно 153 млрд. рублей, а для экономики страны в целом – приблизительно 400 млрд. рублей.
О TAdviser SummIT
TAdviser SummIT состоялся в Москве 27 ноября 2019 года и привлек более 700 участников - руководителей и экспертов ИТ-подразделений крупнейших компаний и государственных ведомств России, представителей ИТ-разработчиков и подрядчиков. В ходе мероприятия обсуждались перспективы цифровой трансформации бизнеса и госорганов, развитие технологий, продуктов и сервисов. Конференция прошла при поддержке Министерства цифрового развития. В ней принял участие глава ведомства Константин Носков, который в ходе открытой дискуссии подвел первые итоги нацпрограммы «Цифровая экономика». Всего в пленарной части и пяти тематических секциях прозвучало около 60 докладов. Мероприятие прошло в 5 залах Radisson Blu Olympiyskiy.
Journal information