luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Как российский стартап Tango Vision создает цифровой двойник зданий и их «память»



Интерактивные информационные киоски в крупных зданиях — торговых центрах, спортивных аренах — уже никого не удивляют. Посетители с их помощью могут ориентироваться внутри и получать необходимую информацию, а собственники здания — собирать аналитику и оперативно выкладывать нужный контент — рекламу, каталоги или акции. Компания Tango Vision занимается созданием и внедрением в крупные торговые центры таких интерактивных помощников. Основатель и владелец сервиса Павел Шершнёв рассказал «Хайтеку» о том, как он создавал свою версию платформы, как она работает и какой потенциал он видит в своем продукте.

Павел Шершнёв — основатель и владелец сервиса Tango Vision. Окончил филиал Американского университета в Никосии (Кипр). После возвращения в Россию устроился в департамент технологической инфраструктуры «Ситибанка». Занимался там технической поддержкой бизнеса: главной задачей было обеспечение бесперебойной работы многочисленных IT сервисов для сотрудников банка . Работа в банке позволила полностью понять устройство международной компании в плане ИТ и организационной структуры.

Найти и добраться

Две девушки стоят перед цифровым киоском. Они ни разу не были в этом торговом центре, и сейчас раздумывают, куда пойти. Сначала им хочется заглянуть в магазин известного бренда — вчера одна из них видела рекламу, что там хорошие скидки. Они набирают на дисплее название отдела, и программа выстраивает маршрут, по которому они могут дойти до него от киоска. Заодно показывает: скидки действительно есть, но только при покупке трех вещей.

Девушки решают, что такая акция их не интересует, и изучают, что еще есть в этом торговом центре. Сначала смотрят магазины одежды и обуви, потом одна из них решает узнать, есть ли здесь какой-нибудь книжный отдел или канцтовары — ей хочется купить красивый блокнот. Напоследок решают посмотреть, есть ли здесь фудкорт.

Интерфейс на информационном киоске, с помощью которого подруги изучали информацию, создан компанией Tango Vision. По сути, это цифровая копия здания, которая отражает его деловой профиль. Для этого к карте привязывают установленные внутри датчики и бизнес-системы. С помощью данных, которые хранятся в облаке, можно формировать память здания. Шаблоны разрабатывают под разновидности помещений: ТРЦ, бизнес-центры, выставки, музеи, спортивные объекты, транспортные узлы, парки развлечений и даже круизные лайнеры.

Полезное дело для души

Когда знакомый предложил поучаствовать в создании приложения для мобильных телефонов «Кошелёк 2.0», Шершнёв, не раздумывая, согласился. Он уволился из банка и приступил к работе над проектом, причем сразу в качестве технического директора. «Мой товарищ был уверен в моих компетенциях», — вспоминает Павел.

Приложение для учета расходов и доходов было доступно только для iOS, его скачали более четверти миллиона пользователей. Но основатели слишком долго откладывали монетизацию — после кризиса 2014 года денег на содержание команды не осталось, и проект закрыли. Однако еще несколько лет он стабильно работал в автономном режиме без каких-либо доработок.

Следующим стартапом Шершнёва стал туристический маркетплейс TripWeCan, где он выступил в роли технического сооснователя. Однако вскоре у создателей начались разногласия, и развитие проекта зашло в тупик.

«Разногласия были в фокусе всей команды. Я считал, что надо сконцентрироваться на продажах, а мой партнер настаивал, что еще не хватает функционала, и его надо разработать до начала продаж», — вспоминает Павел.

Попытка решить проблему приглашением еще одного соучредителя оказалась неудачной: он должен был организовать продажи, но не справился с поставленной задачей. «Сейчас проект находится в спячке до лучших времен», — комментирует Павел.

Шершнёв продолжал искать идею проекта в ИТ-сфере. Ему хотелось создавать полезный продукт, который бы помогал людям экономить время и делал их жизнь приятнее. В итоге он и еще два айтишника, которых Павел пригласил из предыдущих проектов, занялись разработкой PaaS-платформы в сфере PropTech, которую назвали Tango Vision. Работа над ней началась в июле 2018 года.

«В основе ДНК нашей компании лежит ИТ. Не просто ИТ, а решения высочайшего уровня в плане архитектуры и перспективности технологий», — делится Павел.

Платформа позволяет создать цифровой двойник здания для эффективного взаимодействия с посетителями. В основе решения лежит карта здания. К ней привязываются бизнес-системы и датчики внутри здания. В результате формируется его деловой цифровой двойник, позволяющий объединить все каналы коммуникации с посетителями от офлайна до мобильных приложений, улучшая опыт их пребывания в здании за счет гиперперсонализации. Функциональные возможности сервиса включают интерактивную навигацию, ситуативную цифровую рекламу, видеоаналитику, интеграцию с любыми системами по API и любыми IoT-устройствами. Все данные хранятся в облаке и формируют память зданий. Таким образом, у каждого здания формируется собственный искусственный интеллект, понимающий его посетителей и дающий рекомендации владельцам и управленцам здания.

PaaS-платформа — среда для разработки и настройки облачных приложений, в которой разработчики могут использовать встроенные компоненты ПО. В нее уже включены облачные технологии (например, масштабирование или поддержка нескольких пользователей), поэтому разработчикам нужно создавать меньше кодов.

PropTech — технологии в сфере недвижимости, с помощью которых пользователи могут ее исследовать, арендовать, покупать и использовать.

От идеи к реализации

В обязанности Шершнева при запуске нового проекта входила задача по продаже продукта.

«Это была новая для меня сфера. Было непросто, поскольку B2B-продажи оказались гораздо дольше и сложнее, чем мы все могли представить, — вспоминает Павел. — Мои партнеры поставили условие — сделать три продажи за полгода. Несмотря на то, что я вел переговоры с более чем 15 компаниями, довести ни одну до подписания контракта в этот срок у меня не получилось. В последний момент у всех что-то происходило и решения откладывались. Люди, с которыми велось общение, часто меняли работу, и приходилось начинать заново. Сейчас уже знакомые люди встречаются в других компаниях, и дела немного быстрее идут».

Работа над проектом требовала серьезных вложений — около $100 тыс. Собственные средства разработчиков составили примерно 10% от этой суммы, всё остальное — сторонние деньги, которые привлекались поэтапно: 40% — инвестиции от бизнес-ангела Михаила Гиршевича, 10% — от акселератора, 40% — займ от Московского посевного фонда. В 2020 году планируется привлечь очередной раунд инвестиций в $500тыс.

«Активно общаемся с разными фондами. Есть желающие присоединиться к следующему раунду. Деньги нужны, чтобы завершить все текущие пилоты, в том числе международные. И уже ближе к концу следующего года первый серьезный раунд на усиление команды продаж и международную экспансию. Сейчас ARR — Annual Recurring Revenue (“ежегодный доход — “Хайтек”) — $20 тыс.», — делится Шершнёв.

В 2018 году объем мировых инвестиций в сфере PropTech превысил $6 млрд. Российский рынок в этот отношении пока отстает, но эксперты отмечают тенденцию к быстрому росту: в 2013 году инвестиции в отрасль составляли $1 млн, а в 2017-2018 годах уже $16 млн. Российские компании, которые разрабатывают ПО для интерактивных терминалов — «Сенсорные системы», DigiSky, Zorgtech и другие.

Сейчас в штате только два сооснователя проекта: сам Павел Шершнёв и операционный директор Мария Удинцева. Остальные сотрудники работают на аутсорсе: команда от 7 до 14 человек, на время запуска проектов нанимают дополнительных специалистов. Есть офис в Москве, но команда работает преимущественно в виртуальном офисе — через корпоративный мессенджер Slack.

«С тремя программистами мы уже работаем много лет, это старые и проверенные специалисты, им только подавай хорошо структурированные задачи в Jira, щелкают их как орешки. Все работают удаленно, два из Екатеринбурга, один из Новосибирска. Дизайнеров у нас тоже трое, все работают исключительно в Figma. Часто мы вместе смотрим, обсуждаем и правим дизайны в онлайн-режиме, это очень удобно», — рассказывает Павел.

Jira — система для отслеживания ошибок и управления проектом.

Figma — онлайн-сервис для дизайнеров. С его помощью несколько человек могут вести совместную работу над проектом прямо в браузере.

Компания сотрудничает с копирайтерами и фотографами, периодически привлекает «разведчиков». Последние выходят на объект потенциального клиента, делают фото и отвечают на вопросы по чек-листу. Это помогает понять, будут ли услуги компании актуальны для владельцев конкретного здания. Большинство сотрудников — личные знакомые основателей или пришли по рекомендации, «со стороны» взяли только одну девушку.

Digital для зданий

Рассказывая об особенностях своего продукта, Павел отмечает: «Уникальность нашего решения заложена в его архитектуре, серверная часть микросервисная, и каждый элемент системы упакован в свой Docker-контейнер. Это позволяет нам быть максимально гибкими в развертывании системы как на серверах заказчика, так и в любом облаке, поддерживающем Kubernetes».

В платформе используются практики CI/CD, и добавляемый в репозиторий код после прохождения тестов автоматически выкладывается на нужные серверы. Это позволяет выкладывать обновления хоть каждый час, незаметно для глаз конечных пользователей. Каждый элемент решения логирует ошибки в единую консоль. Бывает так, что разработчики выявляют и устраняют ошибки до того, как о них сообщают пользователи.

Docker — ПО с открытым кодом, дающее возможность разделить ядро операционной системы на стандартизированные блоки (контейнеры). После установки на сервер Docker позволяет быстро запускать приложения независимо от программной среды.

Kubernetes — проект Google с активным исходным кодом, который управляет кластером контейнеров Linux как единой системой.

CI/CD — от англ. continuous integration/deployment, непрерывная интеграция/развертывание — платформа непрерывной разработки и интеграции. С ее помощью можно встраивать обновления в ПО несколько раз в день без ущерба для работоспособности основной версии.

Репозиторий — набор папок и файлов, которые являются составными частями какого-либо проекта.

На интерактивных стендах посетитель может найти информацию об интересующем его объекте, а программа построит оптимальный маршрут до нужной точки. Также владельцы магазинов могут размещать в киоске информацию о действующих акциях, скидках и тому подобное. Такой сервис повышает лояльность посетителей ТРЦ, а анализ поведения пользователей позволяет оптимизировать внутреннее пространство и офлайн-навигацию здания. Пока посетители не пользуются терминалом, на нем можно транслировать рекламу.

Использовать продукт компании можно не только в торговых центрах, но и на других объектах. Например, на спортивной арене интерактивная навигация поможет зрителям быстро найти свое место или узнать расписание ближайших мероприятий. В случае ЧП и экстренной эвакуации посетителям покажут пути выхода. Для отелей разработают виртуальную карту ближайших ресторанов и мест отдыха (расположение, маршрут, скидки), чтобы постояльцы знали, куда пойти, и легко ориентировались на местности. Есть предложения даже для круизных лайнеров и транспортных узлов.

«Наша технология будет приносить пользу в любом месте, где проходят большие потоки людей, особенно если они там бывают не часто», — говорит Шершнёв.

Доверие к облакам

Говоря о сложностях с внедрением продукта, Павел в первую очередь отмечает консервативность некоторых клиентов, которые не готовы доверить цифровизацию зданий облачным технологиям. «В России многие хотят что-то свое, чтобы оно было на их сервере. Клиенты считают, что, подписываясь на облачное решение, они попадают к кому-то в зависимость. Но тем не менее, все пользуются большим количеством программ, которые живут исключительно в облаке, например, Gmail», — объясняет он.

Сейчас решение компании работают в ТРЦ «Метрополис» (Москва), ТЦ «Галерея» (Санкт-Петербург). В ближайшее время решение заработает в «Леруа Мерлен», в технопарке Сколково, в Maritime Centre Vellamo (Котка, Финляндия) и в бизнес-центре в Лондоне.

В ближайших планах — расширяться в Европу. У компании уже есть несколько предложений от европейских стран о релокации. Пока Павел думает, в каком государстве регистрировать юридическое лицо, чтобы делать там первые продажи. «Рынок недвижимости один из самых консервативных в плане ИТ, сейчас интерес инвесторов к решениям в сфере PropTech растет из года в год, и мы считаем, что в этой сфере есть огромный потенциал. Применение IoT и ИИ-технологий позволят вывести качество ЖКХ на высокий уровень эффективности, одновременно делая здания более приветливыми для всех посетителей», — говорит Шершнёв.

Tags: Россия, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “технологии” Tag

promo luckyea77 june 19, 23:05 11
Buy for 10 tokens
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Март 2018 года Индустриализация стала основным инструментом достижения экономического богатства стран, начиная с появления прядильных машин в конце XVIII века; при смене технологических укладов менялись местами мировые промышленные лидеры. Какой…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments