luckyea77 (luckyea77) wrote,
luckyea77
luckyea77

Categories:

Ваша машина подана: как высокие технологии изменили рынок пассажирских перевозок



Искусственный интеллект, интернет вещей, беспилотники и умная транспортная инфраструктура — это совсем не про будущее транспортных сервисов, а про их настоящее. Сегодня такси летает над Дубаем, беспилотники везут пассажиров в Фениксе и развозят грузы в Сан-Франциско. Рынок новой мобильности — это высокотехнологичные игроки и продвинутые потребители. Уже сейчас его оценивают в $14,8 трлн с перспективой роста к 2030 году до $26,6 трлн, что составляет пятую часть глобального ВВП. Руководитель российского представительства транспортной платформы Bolt Екатерина Хан рассказала о том, как технологии меняют рынок пассажирских перевозок.

Мобильность превращается в сервис. Катализатор фундаментальных перемен — растущие ожидания потребителя. Человек хочет быстро и с комфортом добраться из точки А в точку В. У него может быть с собой ребенок, багаж или собака. Он использует для этого личное авто, автобус или экологичный велосипед, а может комбинировать их. Цифровые инструменты делают городской транспорт и рынок перевозок в целом дешевле, проще, экологически и физически безопаснее. По крайней мере, к этому стремятся все прогрессивные игроки.

Дорога, подключенная к интернету

Для автомобилистов настоящий умный город начинается с умных дорог. Интеллектуальные автомагистрали — основа инфраструктуры для новой мобильности. Сегодня экспериментальные шоссе и тротуары уже могут вырабатывать электричество за счет встроенных солнечных панелей. Пионерами в этом вопросе стали голландцы, запустившие в 2014 году 70-метровую велодорожку SolaRoad, вырабатывающую электричество. В 2016 году в Джорджии был построен 50-метровый участок проезжей части с солнечными панелями, зарядной станцией и автоматическим контролем состояния шин. Французы построили первый километр солнечной дороги, заявляет о скором старте пилотов в этой области и Росавтодор.



В будущем шоссе станут своеобразными электростанциями, которые будут не только подзаряжать электромобили, но и питать зеленой энергией близлежащие населенные пункты. Оборудованная множеством подключенных датчиков дорожная инфраструктура будет анализировать трафик, чтобы в реальном времени корректировать действия по управлению транспортным потоком и связываться с бортовыми системами автомобилей. Например, дорога сможет заблокировать роботизированный автомобиль с неисправностью или в случае, если водителю стало плохо за рулем.

Информация с дорожных датчиков, интегрированная навигационной системой самого автомобиля, помогает прокладывать максимально выгодный маршрут, в том числе с учетом сокращения потребления топлива.

Парковка с умом

Еще одно технологическое новшество крайне востребовано у владельцев личных авто и водителей каршеринговых автомобилей — возможность найти парковочное место, забронировать его заранее и оплатить с помощью смартфона. Актуальность этой проблемы подтверждают цифры: 17 часов в год в среднем тратят американцы на поиск подходящего места, чтобы оставить свой автомобиль. В мегаполисах показатель вдвое больше, и это глобальная тенденция. Автомобилисты теряют время и деньги, город страдает от выбросов CO2 и неэффективного использования пространства. Сократить количество парковок помогает их оборудование датчиками, интерактивный обмен данными между различными операторами, использование предиктивной аналитики для предсказания всплеска запросов на места для авто.

Наглядный кейс — обустройство парковки на заводе Audi в немецком городе Ингольштадте, где работают 40 тыс. сотрудников. Испанская компания Urbiotica оборудовала датчиками все сектора парковки, с помощью которых собирала данные о въезжающих и выезжающих автомобилях. Система автоматически направляла водителя к свободному месту, указывая путь на дисплее бортового компьютера или на экране смартфона.



Следуя за веяниями времени, парковка должна легко трансформироваться в зарядные станции для электромобилей, места посадки и высадки пассажиров роботизированных машин, а также быть оборудованной стойками для велосипедов и самокатов с возможностью аренды.

Объединяйся и перемещайся

В глобальном отчете KPMG Global Automotive Executive Survey 2019 говорится, что половина автовладельцев не планирует покупать машину в будущем. Сокращению числа личных автомобилей способствует рост популярности каршеринговых сервисов. Шеринговая модель прижилась легко: люди понимают, что владение автомобилем становится дороже и проблематичнее. Москва за последние два года почти догнала мировых лидеров каршеринга: в столице по такой модели работает десяток компаний, в совокупности они оперируют 25 тыс. автомобилей. К 2040 году парк планируют увеличить до 40 тыс. машин, пополнив его экологичными электромобилями.

Постепенно к шеринговым транспортным платформам подключается общественный транспорт с возможностью построения динамического маршрута. Такой автобус по вызову особенно актуален в сельской местности. Модель уже тестируют в Индии и Германии.

Робот за рулем

Основная задача, с которой призваны справиться робомобили, — повышение уровня безопасности пассажиров и водителей на дорогах. Известно, что 94% автоаварий происходят из-за человеческого фактора. В России официальная статистика по числу погибших и пострадавших в ДТП звучит страшнее сводок из стран, где идут боевые действия: в 2018 году погибли 18 тыс. человек и пострадали 241 тыс. человек. Страховые выплаты по автоавариям превышают 80 млрд рублей.

В 2018 году в Иннополисе создали первую зону использования автономных автомобилей в России. За два года жители города совершили более 4 тыс. поездок на беспилотниках сервиса «Яндекс.Такси».

Эксперты отмечают, что 90% ДТП можно избежать, если система активной безопасности сигнализирует водителю о риске всего за две секунды до потенциального столкновения. Уже сегодня умные системы активной безопасности справляются с мониторингом траектории, контролем выхода из полосы движения и могут применить экстренное торможение. Правда, пока к самим беспилотникам с точки зрения безопасности слишком много вопросов, над которыми бьются такие ИТ-компании, как Google, Tesla, Apple, Uber и Lyft, а также сами автопроизводители.



Вождение с почти нулевым риском ДТП — не единственное преимущество робота-водителя: беспилотники возвращают свободу передвижения инвалидам, позволяют оптимизировать городской трафик за счет возможности перевозить пассажиров в ночное время или другие неудобные людям-водителям часы.

Мобильность с приставкой «микро-»

Микромобильность — достаточно новая концепция, которая быстро прошла апробацию рынком. Интерес потребителей и венчурных инвесторов к таким сервисам велик. Не случайно стартапы Bird и Lime стали самыми быстрорастущими единорогами в истории американского бизнеса. До достижения капитализации в $1 млрд новым сервисам понадобился всего год.

Благодаря развитию микромобильных сервисов в городах расширяется спектр транспортных средств для перемещения одного-двух человек — люди передвигаются на велосипедах, самокатах, гироскутерах и просто скутерах. На небольших расстояниях (абсолютное большинство городских поездок совершается на расстояние менее 20 км) или для решения проблемы последней мили это оптимальный вариант. В плюс сыграли высокое проникновение смартфонов и мобильных платежей, развитие технологии GPS-отслеживания и усовершенствование аккумуляторных батарей. Не стоит игнорировать и растущую популярность ЗОЖ как катализатор: люди всё чаще осознанно отказываются от автомобиля в пользу велосипеда и самоката.

Число таких поездок, по прогнозам Deloitte, будет расти. Это объясняется в том числе увеличением темпов урбанизации — к 2050 году две трети населения планеты будут жить в городах.

Везде на такси

Отказ от владения авто с одной стороны и удешевление стоимости перевозок с другой сказываются на увеличение числа поездок на такси. Такси-сервисы становятся всё более технологичными — агрегаторы представляют собой высокоразвитые инфраструктурные проекты, удобные и выгодные для пассажиров и водителей.

То, что разработчики движутся в правильном направлении, подтверждает рост числа заказов: собственная статистика Bolt фиксирует десятикратный рост. Но доля такси на рынке мобильности пока не очень велика: 4% с перспективой роста до 25%. Интересно, что Россия входит в топ стран, где пассажиры (38%) используют для вызова такси мобильное приложение.

Сегодня такси-агрегаторы расширяют подключенный транспортный парк. Например, предлагают клиентам опцию автомобиль плюс вертолет для того, чтобы добраться с нижнего Манхэттена в аэропорт Нью-Йорка, поездку на такси-мотоцикле или велорикшу.



Будущее — за предсказаниями

Будущее рынка мобильности — в создании экосистемы с большим числом подключаемых видов транспортных средств, чтобы клиент мог планировать поездки, меняя поезд, автобус, такси, шеринговый автомобиль или велосипед и оплачивая всё на одной платформе. Пилотные MaaS-проекты уже тестируют в Хельсинки, Вене, Лас-Вегасе и Сингапуре.

Эволюция рынка мобильности во многом связана с большими данными. Накопление информации и подключение к ее обработке ИИ позволит перейти к предсказанию транспортной ситуации в городах в зависимости от времени суток и сезона. Предиктивная аналитика будет использоваться также для определения сроков ремонта транспортного средства.

На улицах городов всё чаще будут встречаться умные беспилотники с функциями обмена данными и инфраструктурными объектами. Дороги поумнеют и превратятся в элемент подключенной инфраструктуры, ключ к которой будет у потребителя в смартфоне.

Дальнейшее развитие мобильных приложений, инструментов IoT, работа с большими данными — всё это позволит сделать перевозки еще более удобными, безопасными и одновременно снизить негативное влияние транспортной инфраструктуры на окружающую среду.

Tags: авто, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “авто” Tag

promo nemihail 19:00, вчера 210
Buy for 20 tokens
На днях Ирине Волк, помощнику министра внутренних дел, официальному представителю МВД РФ присвоили очередное звание генерал-майора полиции. И началось, мол не достойна, мол обесценивают звание генерала и т.д. (фото: Яндекс Картинки, Ирина Волк) Больше других отличилась Мария Кожевникова,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments